Новые правила — новый театр!
Как театр меняет правила игры?
Переносит действие в нетеатральное пространство, которое тоже играет роль (это называется
«сайт-специфик»). Например, зрители спектакля «Крыша» «Такого театра» выслушивают откровения героев, теснясь вместе с ними на чердаке, а в финале выходят на ту самую крышу, с которой связаны их истории. «Разговоры беженцев» Владимира Кузнецова — обретаются на вокзале, где зрители бродят в толпе за персонажами Брехта, покидающими гитлеровскую Германию, и с помощью наушников подслушивают их беседы. А действие «Трёхгоршковой оперы», которую привозили в прошлом году на фестиваль «Точка доступа», происходит в настоящей дамской уборной. Три дивы разыгрывают в отрывках известных арий простую историю, которая кажется тем более понятной и близкой, что ты как будто подглядываешь за реальными людьми.
Создает альтернативный художественный мир, который поглощает зрителя с головой (такой театр называют иммерсивным, от англ. «immersive» — погружение). Как если бы он ступил на сцену и понял, что она — лишь малая часть другого мира, лежащего за границей рампы. И этот мир можно исследовать, а вся бутафория на самом деле — настоящая. Самые известные примеры — иммерсивы «Безликие» (Петербург) и «Вернувшиеся» (Москва), сделанные по образу и подобию шоу Sleep no more от британских пионеров жанра, театральной компании Punchdrunk. «Sleep no more» — это шекспировский «Макбет» в духе Хичкока, Кубрика и Линча. Вместо зала и сцены — заброшенный особняк, оформленный как лабиринт оживших ночных кошмаров: блуждая по нему, можно угодить в отель 30-х годов, на кладбище, в психиатрическую клинику... Нельзя снимать маску, трогать актёров и взаимодействовать с ними (если они сами этого не делают) и передвигать некоторые важные для сюжета предметы. В остальном — полная свобода. Ощущение реальности происходящего в сочетании с толикой вуайеризма щекочет нервы: это не спектакль, а настоящее приключение!
Меняет обыденную реальность, встраивая в неё театральную. Спектакли-променады, или бродилки, — это возможность иначе увидеть привычные вещи. Например, в «Другом городе» Pop-up театра на визуальный ряд Петербурга накладываются звуки Парижа,
Амстердама и Венеции, меняя представление участников о городском пространстве. В «Задержанном» (от тех же создателей) зрители следуют за советским милиционером из бара в бар на улице Рубинштейна, по горячим следам (и под стопку горячительного) расследуя дело злостного нарушителя общественного порядка — Сергея Довлатова. Ну, а самые известные и достойные доверия в этой сфере — опыты немецкой группы Rimini Protokoll под названием Remote X (где X — название города), в которых зрители сами отчасти становятся актёрами: их согласованные действия — тоже своего рода театр для непосвящённых прохожих.