Сегодняшняя жизнь театра…
Так как у нас театр-мастерская, то занятость актёров разная, но для меня, например, это хорошо. Тот, кто хочет, 28 названий в месяц, тот так и работает. Мне достаточно 6–7. Кто на что работает, тот то и имеет. Так, когда в марте у Григория Михайловича был юбилей, меня спросили, займусь ли я его подготовкой? И я начала работать как режиссёр. У нас в театре работают именно так — пробуют всё: каждому под силу сыграть любую роль в своём спектакле, каждый может стать режиссёром, художником по свету или отвести спектакль по звуку. Это может показаться бардаком, но это поиск: нам комфортно в хаосе, в нём много возможностей и нет преград для фантазий — это и есть «Мастерская».
Я могу прийти и сказать, что хочу ставить «Фрекен Жюли» или «В джазе только девушки», и Григорий Михайлович меня поддержит. Так, например, поступил артист Макс Блинов, и у него случился режиссёрский дебют — «Жирная свинья». Григорий Михайлович всегда подсказывает и помогает. Когда Макс принёс ему ещё одну свою идею, «Записки юного врача», то он направил его, помог, и теперь этот спектакль собирает невероятное количество номинация и премий.
По слухам, у ребят не совсем был готов к выпуску спектакль «Руслан и Людмила», но Григорий Михайлович видел, как они по ночам репетируют, чтобы «поставить его на рельсы», и сказал: «Спектакль будет!» — ребята вложили в него свою энергию, силы и здоровье. Григорий Михайлович видел, что они этого хотят и делают всё возможное — уже тогда, в процессе, для него этот спектакль случился. Его любимые выражения: «Курочка — по зëрнышку» и «Бог в мелочах», — он знает, что всё произойдет, возможно, позже, но безусловно произойдёт!
Мы все — его дети, мы вместе уже долгий период времени, и нам известно о нем всё: мы знаем, когда у него плохое настроение — сразу «падают» вниз усы, — даже по его походке мы всё понимаем. Но самое интересное то, что он знает о нас — Григорий Михайлович спросит, что с тобой, действительно в тот момент, когда у тебя что-то случилось. Он нас абсолютно чувствует. Идёшь по коридору, просто задумался — он пройдёт мимо, — а когда правда что-то случилось, то он сразу берёт под руку и ведёт к себе в кабинет пить кофе.
Его биография абсолютно открыта нам. Я знаю, как он познакомился с женой, знаю его родителей, знаю маленького Гришу и все истории о студенчестве, о его учёбе в Корабелке (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) и ещё многое, но человек не может быть постоянно предсказуем и угадан, всё-таки Григорий Михайлович — творческая личность, внутри которой — целая буря. Порой он вспыльчив, порой — раздражителен, но мы все на сенсорном уровне ощущаем его настроение. Мы сразу же можем предугадать, какой он: не от того, что мы его знаем, а от того, что чувствуем. В какие-то моменты он может быть абсолютным ребёнком во всём хорошем и плохом. Какой он? Григорий Михайлович — это разная музыка: и Шопен, и Шнитке. Запах — элитный парфюм, непременно купленный его супругой, и сигареты.
Он мне как-то говорил, что хочет снять фильм о мужчине, который видит красоту и выкалывает себе глаза, потому что не может её перенести — так он теряет зрение. Это же о нём самом — уметь видеть красоту и так её воспринимать, что случается какая-то непереносимость. Всё настолько на чувственном уровне…