Вчера мы с вами виделись на «Лес. Книга»... Можно ли это назвать спектаклем?
Мне кажется, всё-таки это не спектакль, а часть «Леса». Весь «Лес» — это спектакль. Для меня важно, что «Лес» — это один спектакль, который состоит из множества частей. Есть «Лес.Актриса», «Лес. Ангелина», «Лес.Турпоход», «Лес.Ожидание» и т. д. Это такое сложносочинённое действо. На первый взгляд афиша «Леса» похожа на афишу фестиваля: спектакли, лекции, вечеринки. Но для нас важно, что в данном случае речь идёт не о собрании разных произведений, а о частях целого. Это эпизоды одного спектакля-сериала, и каждая из серий устроена по-своему. Например, в «Книге» нет ролевой модели: там нет третьего, кто смотрел бы со стороны, все, кто пришёл, оказываются участниками. Про разные части одного спектакля можно привести аналогию: это так же, как внутри привычной постановки может быть лекция; или идёт драматический спектакль, а мы включаем кусок фильма; или куском спектакля может быть концерт. Куском спектакля под названием «Лес» является наша «Книга». Сама по себе, в отрыве от остального, она вызывает много вопросов. Например, мужчина, который был у нас впервые, спросил: «У вас всегда так? Сидите и болтаете?»
В итоге пришли к выводу, что чаще всего так и происходит?
Это ирония. Хотя да, наши спектакли так или иначе текстоцентричны, они завязаны на философии, на текстах Владимира Бибихина. В них много вербального, но в основе всегда есть драматическая ситуация. Исключением являются «Лес.Книга» и серия бесед Кеши Башинского «Лес.Зритель». Да, мы в самом деле просто разговариваем. Эти разговоры становятся контрапунктом, театральным высказыванием наших коллег. Например, моя хорошая знакомая пришла вчера в три часа на часть «Лес.Актриса», а в семь часов на «Лес.Книга», и у неё сложилось очень объёмное впечатление. Она говорит, что на «Актрисе» было погружение: путешествие с артисткой Кристиной Токарвой по Театру им. Комиссаржевской, пустое гулкое фойе театра днём. Оказавшись в этом пространстве, она сохраняла безопасную дистанцию. Ходила, наблюдала со стороны. А потом на «Книге» из безопасной ситуации провалилась в опасную... Моя знакомая не включалась в беседу, не была тем, кто говорил, но все вопросы прокручивала через себя. Соединение наблюдения со стороны с тем, как оказаться в эпицентре. Многие мысли, которые звучат в «Актрисе», оказались созвучны тем, что мы проговаривали в «Книге». Вот это всё вместе дало ей такой многоплановый эффект. На этом «Лес» и построен, на спонтанном монтаже частей в голове у зрителя.