Что вы можете сказать про состояние тишины, ваши интерпретации. Как это проявляется у вас в жизни?
Всеволод:
У меня есть что сказать точно. В гимназии, где я учился, был замечательный Илья Михайлович Аршанский, директор, который постоянно говорил нам про тишину в голове. Он вёл хор. И он нас учил всех, что перед тем как запеть — «А теперь — тишина!». Все замолкали и он говорил: «Вы шумные, дети», хотя звуков никто не издаёт. И тогда я не понимал этого. Он говорил про «тишину в голове, тишину в голове». И пока все не прекращали мысли в своей голове, он не
начинал. Кто-то просто ждал, кто-то думал об этом… И в определённый момент становилось тихо по-настоящему.
Сейчас я преподаю детям и теперь это ещё лучше понимаю. Я слышу этот их головной шум. Когда детям получается убрать этот шум в головах, я вижу это по их взглядами. И тогда получается музыка.
И это всё напрямую переносится на творчество. Именно из тишины, которая возникла скорее вопреки шуму, рождается мелодия и ритмика.
Мне кажется, поэтому люди занимаются медитацией. Чтобы в этой суете невероятной не отпускать это состояние. Потому что песням писаться надо, они не писаться не могут, а спокойствия в жизни нет. И этот вечный зуд в ушах, который мы слышим даже когда находимся в одиночестве в тёмной комнате, выключается. И действительно становится тихо. Я его явно ощущаю, когда этот «зуд» проходит, и пишется песня. Даже если песня что ни на есть громкая, она всё равно берётся из тишины. Тишина мысли, тишина вокруг, внутри и снаружи. И на концерте то же самое: там гораздо сложнее, потому что гораздо больше надо всё отключить. Когда много людей вокруг,
и у каждого в голове свой шум, и он транс-
лируется ещё на тебя, и у Ксюши — свой, у
меня — свой, надо нам его отпустить, ещё и
вместе. И когда ты на концерте тишину эту
ловишь, это уникальный момент. Рождает-
ся звук.