Вы в танцах!

20 лет работы, несколько поколений учеников, десятки наград с Волжского, России и мира… Всё это доказывает, что даже в маленьком городе есть большие танцы.

Поговорили с балетмейстерами и основателями театра танца

«New Flash» Галиной Едигаровой и Юрием Сазоновым о том, каково это — одновременно обучать 160 учеников разных возрастов и почти потерять всё. Узнали, как жечь на сцене в прямом смысле этого слова, когда Россия станет первой в танцах и почему злы коронавирус, подростковый возраст и плагиат.

Вдохновлялась танцами Алина Киппари
Герои: Галина Едигарова и Юрий Сазонов
Фотографии: Марина Соловей, Юлия и Евгений Никулины
2020 год. Пандемия. Люди сидят по домам и... начинают танцевать! Онлайн-курсы, обучающие видео за минуту, челленджи из «Tik-Tok». Можно ли сказать, что сейчас танцевальная культура популяризируется?
Галина: Однозначно! Большой толчок дал проект «Танцы на ТНТ». Вот им огромный поклон за то, что люди начали смотреть, педагоги — развиваться, а дети — стремиться к чему-то. Есть ещё «Dance революция», «Танцы со звёздами». Соответственно, в социальных сетях тоже начали это всё делать, пробовать.

Юрий: Есть люди без образования, но у них от природы дар. И общественность их увидела. Раньше не было возможности себя снять — танцоров видели лишь на сцене. Сейчас же любой может у себя в комнате поставить камеру и сплясать. Притом сделать это лучше, чем профессионалы.
Сейчас тренд — короткие ролики с танцами. Какие это чувства вызывает у вас как у профессионалов с многолетним опытом?
Юрий: Положительные.

Галина: Я и сама начинала без образования. Поэтому прекрасно понимаю, что это такое, когда в тебе рвение, талант.
Просто есть люди, которые снимают, ты смотришь на них и думаешь: «Лучше бы ты пел!» (смеётся) А человек считает, что он сверхбог танца. Это, конечно, неправильно, когда люди переоценивают свои возможности. А есть тот, кто действительно талантлив. Он придёт к тому, чтобы обучаться, он захочет.
Вспомним начало вашей танцевальной карьеры. Каким был первый выход на сцену?
Юрий: Мама в 95 году отдала меня на танцы, но выступать мы начали только двухтысячном. Прошло целых пять лет перед тем, как нас вывели на сцену! Сейчас это невозможно: родители сразу хотят, чтобы их звёздочка плясала.
Было волнительно: помню и дату, и эмоции. Но не с первого раза понял, что мне это нравится и это моя жизнь.
Тогда всё было просто: сидят мама, бабушка, а я пляшу, довольный. «Хэй-хэй!» — ору!

Галина: Помню, как я танцевала снежинкой на ёлках новогодних. Выхожу на сцену, она в этот момент вращается. Открывается занавес, и включается бегающий свет. Сцена останавливается, я открываю глаза и не понимаю, где я, где зритель, где что. У меня всё перевернулось!
К вам на занятия приходят и малыши 4-х лет, и подростки, и взрослые. Важно, во сколько человек начинает танцевать?
Галина: Не имеет значения. У нас есть группа «New Flash Lady», и девчата приходят, которым за сорок. Они в детстве не воплотили эту мечту и сейчас кайфуют, танцуют.
Конечно, чем раньше, тем лучше. У тебя есть возможность развиваться и быть профессиональнее в исполнении. Если ты открываешь в себе это желание и талант позже, немножко сложнее.
А так, танцам все возрасты покорны!
Хотелось бы вас поздравить: вашему коллективу в этом году 20 лет! Как вы познакомились и открыли свой Театр танца?
Галина: Мы с Екатериной Арефьевой были руководителями танцевального коллектива во Дворце культуры «Октябрь» в Волжском.
У нас начали мальчики заниматься, и мы поняли, что они должны почувствовать мужской класс. Я пригласила Сергея Вайникайн. Он пришёл на занятие с Юрой.

Юрий: Мы с Сергеем на тот момент танцевали в государственном Ансамбле песни и пляски «Казачья воля». Я три года, наверное, там был. А Сергей — лет семь-восемь.

Галина: Юрий Сергеевич сразу в бой! Начал преподавать, разговаривать, мотивировать. Я увидела харизму в нём и сказала: «Ты нам нужен, ты в танцах!» (смеётся).
Потом Екатерина Викторовна ушла в декретный отпуск за вторым ребёнком, и мы начали преподавать с Юрием Сергеевичем вместе. Так и сдружились, сработались.

Юрий: КогдаГалина Валерьевна ещё не знала о беременности Кати, та мне сказала: «Я знаю, что ты откажешься, но предложу. Ты готов?» Я ответил: «Пфф, да вообще легко!»
Но на тот момент я не совсем понимал, что меня ожидает. (смеётся)

Галина: Со временем коллектив разрастался. Во Дворце культуры стало тесновато, нужно было развиваться дальше. Мы открыли свой Театр Танца в 2017.
А почему вы решили назваться «New Flash»?
Галина: Ой, больная тема (смеётся). Сначала был Ансамбль эстрадного танца «Виктория», в котором я танцевала. Он так назывался в честь руководительницы. Она ушла в декрет и меня оставила за себя.
Я со временем решила поменять имя. Как назваться зажигательно? Вспышка? Как-то не звучит… А тогда английский язык шпарил везде. Мы и перевели. «Flash» — вот классно, давайте так и назовёмся!
Мы впоследствии ушли из »Октября», и имя Дворец культуры захотел оставить себе. Но как мы будем называться совсем по-другому? Решили быть «New Flash»! (смеётся)

Юрий: Новая жизнь, новое место, всё по-новому.
Чем ваш коллектив отличается от других?
Галина: Наверное, фантазёрскими идеями.
У нас есть танец «Неизведанная планета». После просмотра зрители спрашивали: «Кто что покурил, когда его делал?» (смеётся) Потому что у нас там существа, которых не бывает в принципе. И костюмы соответствующие.
А номер «Инквизиция»? Я ни разу нигде не видела такого сюжета со средневековым сжиганием. Нигде, ни на одном конкурсе за столько лет! Вот мы одни такие ненормальные.
И эта идея пришла в голову мне, когда я была беременна. Родилась моя рыжая бестия не просто так! (смеётся)
Вы поставили более ста хореографий и обучили не одно поколение! Но давайте представим, что наступил апокалипсис. Нужно выбрать только одно — танцевать самим или преподавать?
Юрий: Преподавать всё-таки.

Галина: Преподавать однозначно.
Может быть, лет десять назад я бы ответила по-другому. Просто всему своё время. Тогда я ещё хотела танцевать и танцевать.
Но сейчас понимаю, что хочу именно научить. Научить танцевать лучше, чем я могла когда-то.

Юрий: Где-то физически я не смогу выпорхнуть и колени натянуть, как на картинке должно быть. Но в ребёнке есть сверхвозможности, и ты хочешь выжать всё. Больше, чем ты когда-то даже делал.
А что ещё даёт вам эта деятельность? Ведь кто-то благодаря танцу самовыражается, кто-то — зарабатывает.

Галина: Вообще про деньги не подумала ни разу. У меня первое, что в голову пришло — реализовать свои фантазии. Потому что их столько в голове! Ты в танце можешь любую историю рассказать, а её даже никогда и не было на Земле.

Юрий: Это можно сравнить с картиной, как художники пишут. Кто-то её может нарисовать за час, за два. А бывает раз — штрих, раз
— что-то замазал, переделал.
Здесь то же самое. Где-то трек обрезать, где-то движение убрать.
Бывает и сложно. Как зубную пасту выдавливаешь, когда она заканчивается в тюбике. Но это ценно: всё самое здоровское приходит в последний момент.

Галина: Самые лучшие постановки рождаются, когда скоро концерт. Они — раз и пришли в голову! (смеётся)
Вы так одушевлено это всё рассказываете, а не было ли у вас желания всё оставить?
Юрий: Постоянно!

Галина: Много раз (смеётся). Особенно после отчётного концерта. Мы же «всё хватит, надо остановиться!» Но проходит какой-то период, и ты снова за работу.
В прошлую весну нам это дало большой ответ. Лучше мы будем помирать и не спать сутками, чем не делать ничего.Это такой был ад. Не дай бог никому.
Про весну — вы же могли закрыться на карантине?
Галина: Да, это был очень опасный момент.
Вам помогли родители учеников. Расскажите, как всё произошло?
Галина: Дошло до того, что у нас закончились все запасы. Мы не могли расплачиваться за аренду. Пришлось бы наше помещение оставить, и коллектив бы развалился. Мы обратились за помощью к родителям, написали во все группы.

Юрий: Но это было после того, как Аня Фёдорова нам помогла. Началась с неё эта идея. Саша Фёдоров, её сын, у нас занимается.

Галина: Да, я к Ане ходила на косметические процедуры. Пришла и прям со слезами на глазах рассказываю, что у нас такая проблема. На что человек сказал: «Галя, нет! Вы не закроетесь!»
У неё была сумма, чтобы закупить товар для своего салона. Но Аня отдала эти деньги нам. Я вот сейчас говорю, у меня прям ком в горле... Это очень было классно!

Юрий: Кто-то ведь тоже на карантине сидел, попал в миллион долгов.
Я уже работал на стройке, стены белил, ремонт. И приезжает Андрей, его дочка Валя у нас занимается. Приезжает, достаёт из своего кармана деньги и отдаёт. Так и спас нас.
Позитивно мы это вспоминаем.

Галина: Кто-то вообще не откликнулся, не без этого. А кто-то прям помог нам эти лето и весну вытянуть. За это им огромное спасибо.

Юрий: Большое-большое спасибо! Некоторые люди в такие моменты показывают себя не с хорошей стороны. А кто-то, наоборот, тебя уважает, благодарит, что мы в детей столько вложили.

Вы ладите и с учениками, и с их родителями. Но всегда ли вам так легко удаётся найти общий язык с воспитанниками?
Галина: Не всегда, конечно. Самое сложное — это подростковый период у детей (смеётся). У них начинает проявляться свой характер.

Юрий: После 12 лет. Бзикануть, уйти, хлопнуть дверью.

Галина: Они начинают думать, что танцы им надоели. Каждый второй через это проходит.Очень сложно их переубедить.

Юрий: Действия родителей тоже играют роль. Кто-то будет заставлять ходить на занятия, и этой проблемой с нами не делится. А кто-то раз — и напишет, так и так беда, хочет бросить. И уже совместными усилиями принимаем решение. Вызываем к нам в кабинет, там беседа пятиминутная проходит. Все оттуда возвращались, никто потом не сказал: «Не буду!».

Галина: Потому что этот период проходит, и они понимают: хорошо, что я не ушëл.
И моя дочь до истерик доходила, но не бросила. Сейчас уже с нами в команде преподаёт.
У вас педагогический коллектив — это вы и ваши воспитанники. Почему решили взять именно своих учеников?
Галина: Они знают всю нашу кухню, будут вести занятия так, как мы.
А чужой человек с нуля... Есть проблема в том, что его нужно вообще перепрограммировать на наш лад. Это сложнее, на это нужно время. А свои воспитанники будут и гореть танцами, и видеть в нас руководителей так же, как и было всегда.

Юрий: Они были за кулисами. Знают, как бегать, как реквизит собирать. Знают всё от гвоздика до потолка.
Получается, многие вырастают, танцуя. А бывало же такое, что человек приходит на занятия одним, а уходит совсем другим?
Галина: Да. Мама одной девочки говорила: «Вы её так раскрыли! Она начала общаться. Мы в детский сад не ходили из-за того, что она не разговаривала ни с кем там.» А здесь ученица раскрепостилась, у неё появились друзья. В танцах зажимы все снимаются, начинает формироваться стержень.
«New Flash» уже как семья, а ваша студия — дом. Когда в него заходишь, бросаются в глаза полки, битком набитые кубками и медалями. И стены, на которых нет живого места — так много дипломов! Расскажите о самом запоминающемся соревновании в России.
Галина: «Всемирная танцевальная олимпиада» в Москве. Это очень высокий уровень! Мы были не в своей тарелке, потому что туда суперпрофессионалы приезжают с безграничными возможностями. Там дети — роботы. Это спортсмены, умеющие делать много трюков. Люди собирают корабли, дворцы. А мы же ненормальные (смеётся), нам всё это нравится. И дало толчок: после поездки родилось много постановок.

Юрий: Мы в Волжском — первые места. Много кубков и из Волгоградской области. Но выехать дальше и занять восьмое место среди профессионалов такого уровня — это даже более достойно.
Опять же выступаем в местном Дворец культуры «Октябрь». На нас другие коллективы смотрят с выпученными глазами, потому что реквизитом выделяемся. Вечно «New Flash» собирают что-то, крутят, какие-то коробки, ящики носят постоянно.

Галина: «Дельфийские игры» тоже впечатляют. Мы когда приехали, тоже заняли там… вообще ничего не заняли! (смеётся)Просто нам интересно, когда соперник действительно очень сильный. Это круто, потому что учишься у него, дальше хочешь развиваться.
А когда ты приезжаешь, будучи сильнее всех… Да, это классно — видеть счастье и слёзы детей, если мы берём гран-при. Но ты с этого конкурса для себя ничего не почерпнул. Съездил, самореализовался и всё, вернулся.
Вы на соревнования ездили и в Болгарию, и в Грецию. Согласитесь или опровергните, что танцевальные тренды идут из-за границы, а не из нашей страны.
Галина: Вообще да.
Может ли Россия догнать и перегнать или хотя бы быть на уровне?
Галина: Может. Сейчас часто стали приглашать зарубежных профессионалов, и они наших хореографов учат. Кстати, мы с Юрием Сергеевичем в июле едем в Москву на такие курсы.
Просто очень поздно почему-то наша страна начала хореографией интересоваться. Контемпорари, уличные все направления, культура хип-хоп — это всё пришло с других стран, это не наша стихия. Но нам интересно, и мы хотим научиться.
У вас в студии обучают всему от классики до дэнсхолла. Лучше владеть разными стилями или только одним, но профессиональнее всех?
Юрий: Лучше быть универсальным. В разных стилях новые движения, другая группа мышц работает.
Я-то всю жизнь до «New Flash» занимался народными танцами. Казачьи пляски, хлопушки, трюки — это моё всё. Но всегда интересно углубляться в другие направления.

Галина: Мы начинали с эстрадного танца, а Юрий Сергеевич нам привнёс народные нотки. Просто сейчас модно много чего другого. Мы кайфуем, когда горят глаза учеников, поэтому внедряем новые стили.
Конечно, сложно, чтобы ребёнок танцевал разные направления одинаково хорошо. Но у нас такая цель.
Пару вопросов назад вы упомянули декорации. К каким номерам ваша душа лежит больше: в которых много реквизита или ничего нет?
Галина: Много реквизита. Мы не зря называемся Театром Танца, потому что нам интересно делать танцевальное шоу. Без реквизита это будем уже не мы.

Юрий: У нас есть номер воинов с пиками или постановка, в которой в конце выезжает ракушка большая. Это всё зрителя погружает. Хотя и добавляет нам проблем много с транспортировкой, с финансами. Конечно, что-то ломается, откручивается, отклеивается, но это того стоит.
Про номер с ракушкой. Он вдохновлён балетом Аллы Духовой, вы писали об этом в Instagram. Некоторые же выдают чужую хореографию за свою. Применимо ли к вашей сфере понятие плагиат?
Галина: Вообще так делает очень много хореографов. Я это никогда с Юрием Сергеевичем не приветствую. Мы можем взять, например,какую-то идею, но сделать её по-своему.
Вот мне понравилось, как смотрится у Аллы Духовой постановка с веерами. Но мы придумали абсолютно другого плана номер. Никогда не копируем точь-в-точь.
Перейдём от того, как «одевается» сцена, к нарядам самих выступающих. Костюм играет роль?
Галина: Скажу так: наряд не важнее, чем хореография. Бывает, что выступающие одеты просто в коричневое платьице. Но дети так танцуют, что это коричневое платьице — ну и что, что коричневое платьице?
А иногда дорогущий суперкостюм в камнях проигрывает, потому что исполнение слабое.
Есть ли у вас танцевальные кумиры?
Юрий: Если брать государственный уровень, мой кумир — «Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева». Особенно восхищаюсь руководителем. Он в свои 95 лет всё ещё ходил на репетиции, всегда был в движении.
И уровень коллектива поражает. Номера были придуманы в 70-ых, 80-ых, а то и раньше, но танцуются до сих пор! Хореография не устарела. У них есть школа, классы. Они танцуют всё: и балет, и народные, и современные.
Вы с их творчеством ансамбля познакомились в раннем возрасте?
Юрий: Да. Наш преподаватель Безмельницын Геннадий Николаевич давал нам пачками кассеты. Мы собирались у меня дома по десять-пятнадцать… да какой там! По двадцать человек. Печеньки брали и чай. Сидели с ребятами и смотрели на ансамбль Моисеева. Эти танцы заряжали.

Галина: Мой кумир — балет «Экситон». Там такое исполнение! Дети — трюкачи, большие молодцы!
Ещё ростовский коллектив «РИСИяне». Мы увидели их творчество на «Всемирной танцевальной олимпиаде». Очень нравятся «Сказка» из Астрахани и «Луна-Парк» из Анапы.
У вас ведь есть мечта —поехать в тур по городам России. Какие места хотели бы посетить?
Галина: Мы бы начали даже с небольших городов. А дальше уже, конечно, показать себя везде и всюду. Нужно к этому стремиться, нужно до этого дорасти. Чтобы, допустим, ехать в столицу и в Санкт-Петербург, уровень должен быть уже очень.
Наш журнал про огонь внутри, и напоследок самый очевидный, но самый важный вопрос. Что для вас танцы?
Галина: Если я танцую, значит, я живу. Девиз мой.
Мы в танце воплощаем своё видение мира. Танец — это наша жизнь.