Существует такое мнение, что цирк только для детей или для родителей с детьми. Вы с этим согласны?
К сожалению, цирк в том виде, в котором он существует сейчас в России, на мой взгляд, такое низкое искусство для развлечения детей, которые мало что понимают.
Я читала интервью с одним деятелем, который говорил, что цирк без животных не возможен: покажешь детям пуделя они и радуются. Люди считают, что с детьми надо говорить дурацким «клоунским» языком, от которого, как нам взрослым кажется, дети будут хохотать. Я мало встречала людей, которые бы говорили: «я люблю цирк». Из десяти мною опрошенных двое
сказали, что любят цирк, остальные в детстве получили психологическую травму.
У людей в головах крепко сидит мысль о том, что цирк — это сплошная розовая радость. Так происходит, потому что цирк вдруг начал развлекать. Он стал не местом для фантазии, поэзии, полета, детского сна и грусти по чему-то утраченному в нашей жизни, он стал просто блестящим, художественно скудным, и, явно, с оттенком пошлятины. Я думаю, что у большого цирка, который существует и развивается по законам искусства, очень много размышлений о человеке, о его возможностях, о счастье, о поэзии. Цирк должен не бояться делать эксперименты, и совсем не должен бояться потерять какую-то часть аудитории. Например, на спектакль «Я Басё» — это достаточно взрослый спектакль, к нам сначала испугались приводить маленьких детей. Но я считаю, с детьми стоит говорить на серьезные темы: о смерти, об одиночестве, о рождении, о сексе — на темы, о которых мы, взрослые, размышляем.
Чем раньше мы начнем говорить с детьми серьезно, не заигрывая, не сюсюкая, тем скорее получим хороший результат в виде адекватных людей, не боящихся и смотрящих на этот мир счастливыми глазами.
Пока, к сожалению, то, что происходит «там», меня очень расстраивает. И Упсала-Цирк — это маленькое пространство, где мы можем что-то поменять. Безумно радуюсь, когда слышу или читаю в социальных сетях отзывы людей, которые не ожидали, что цирк может вызывать слезы
или возвращать в детство. Для меня важно, когда взрослый и ребенок полностью погружаются в наш спектакль. Знаете, некоторые мамы объясняют ребенку то, что происходит на сцене. Не нужно этого делать! Ребенок сам все видит, все сам понимает. Не надо ему разжевывать сюжет,
можно посмотреть спектакль и потом уже обсудить увиденное, поделиться эмоциями и размышлениями. Культура воспитания, культура общения с ребенком, культура восприятия искусства — это все очень взаимосвязано.
А еще, лет десять назад, мало говорили о том, что люди с синдромом Дауна и с другими особенностями развития могут быть вовлечены во все процессы творчества. А сейчас эти люди участвуют в спектаклях, выступают на международных фестивалях. Сейчас это становится частью нашей жизни. Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Мы создали центр «Пакитан», где как раз работаем с людьми с особенностями развития. Мы можем сочетать
таланты разных людей, и это большая ценность.