Твои руки

Ксения Сульдина — фотограф, автор проекта «Твои Руки», в котором она запечатлевает руки людей разных сфер деятельности и предметы их профессиональной жизни.

Мы поговорили с ней о рождении идеи, трудностях, страхах и влиянии других.

Общалась Елизавета Ардашова
Фотографии из архива Ксении Сульдиной
Когда вы начали фотографировать? Что вас на это подтолкнуло?
Как-то моя подруга забыла у меня фотоаппарат, старый непрофессиональный Nikon. Немного пощёлкав, я поняла, что мне это нравится. Потом сестра отдала мне свой Canon 1000d, и пошло-поехало. Можно, конечно, порассуждать философски и сказать, что из-за своей низкой самооценки я пыталась найти прекрасное вокруг и показать это миру. А может, мне было просто
прикольно, что все хотели со мной общаться, хоть и из-за новой аватарки.
Значит, вы всегда больше фотографировали людей?
Мне никогда не нравилось снимать пейзажи или натюрморты. Раньше это было неосознанно, сейчас же я поняла, что мне нравится снимать именно людей, потому что за секунду ты можешь получить разные и непредсказуемые кадры, а природа ведь такая скучная. Стой три часа на одном месте, и ничего не поменяется. Исключением, конечно, является проект «Твои Руки». Но
он ведь опять-таки про индивидуальность — каждый кадр будет непохож на другие, от слова «совсем». Природу, кстати, я несправедливо обидела. Она для меня скорее как аксессуар, как украшение на девушке.
Сними его отдельно — красиво, да. Но сними его на красивой девушке, и это уже совсем
другая история.
Вы сказали, что проект «твои Руки» является исключением. Почему? Что его отличает от
других ваших съёмок?
Это конкретная постановка. Я люблю снимать и снимаю в основном живые портреты. Портрет — тоже постановочный кадр, но я стараюсь так работать с человеком, чтобы это были самые настоящие и живые снимки, соединение репортажа и журналистики.
А кто задумывает постановку для проекта «Твои Руки», вы сами?
В этом вопросе мне приходится полагаться на участника проекта. Я не могу знать
тонкостей всех профессий. А одна из идей проекта в том, чтобы человек, который занимается тем же, что и герой на фото, посмотрел и сказал: «Блин, да, всё именно так и есть!».
А кто эти участники? Вы их находите, или они находят вас?
Сначала был элементарно пост на моей стене во «Вконтакте», где я написала, что ищу людей любых профессий, которые хотели бы поучаствовать в интересном проекте. После первых кадров интерес еще больше возрос и люди находили меня вегда сами. Несколько раз я придумывала и находила конкретные профессии и занятия, а потом уже людей.
Расскажите про идею и её воплощение.
История её возникновения довольно прозаическая. Как-то раз я пошла курить в подъезд и заметила, что у меня красивые запястья, что это вообще очень изящная часть тела. Подумала — почему бы не снимать руки людей, они же такие красивые.
Полгода мысль разрасталась, а полный её облик возник, мне кажется, с первым фото.
То есть изначально этот проект был чисто эстетической задумкой?
Да-да, никакого смыслового посыла не предполагалось. Просто красота рук.
Дальше я додумала, как из этого сделать что- то уникальное и красивое — эдакая коллекция профессий через руки и атрибуты деятельности. Не то чтобы я сидела и думала, просто однажды перед сном, как обычно и бывает с хорошими идеями, это само пришло в голову
Насколько сильно изменился ваш проект со временем? Во всех аспектах: техника, взаимодействия с героями, отдача?
Изменился он, честно говоря, не в лучшую сторону. Одной из главных моих ошибок, я думаю, было то, что я попыталась увести его в коммерцию. Не думаю, что коммерция как таковая — это плохо. Возможно, слишком рано, а возможно, в моём случае коммерция убила художественность. Сейчас проект мертв. Я стараюсь думать, что он просто «спит», но разбудить его у меня не получается. Необходимо, наверное, воскрешение, то есть начало с нуля. Отдача…
я поняла, что для меня главное — чтобы людям нравилось.
Поговорим о вашем проекте как о чём-то свершённом. Сколько времени у вас уходило на съёмку?
Час–полтора, но это не учитывая ещё, сколько мы договаривались онлайн. Самое долгое — это разложить кадр.
Кто был самым запоминающимся персонажем?
Было несколько интересных персонажей, из звёзд — Noize MC, Сплин. Но по закону подлости карта памяти удалила именно эти кадры. Так что могу назвать одну из самых запомнившихся съёмок, где я почти левитировала над водой — я снимала на плавающем деревянном мостике, который друзья считали забавным раскачивать. Это руки игрока в канополо.
Вы упомянули известных личностей. При каких обстоятельствах вы их снимали?
Для проекта я снимала на «Доброфесте», это музыкальный фестиваль под Ярославлем, где я живу.
С некоторыми я договорилась, но до съёмки дело так и не дошло в силу их загруженного
графика и моего географического нахождения.
А есть какие-то принципиальные отличия в съёмке обычного человека и известного?
С известными людьми сложнее договориться о предметах — не заставлю же я их везти кучу всего. Все работы с ними я снимала спонтанно на фестивале, там и предметов-то никаких не было. Ну и некоторое волнение ещё, конечно.
Как вы думаете, вы узнали их с другой стороны, пока снимали?
Чтобы узнать с другой стороны, надо знать с первой.
Я не снимала сильно медийных личностей, так что знала я их исключительно по творчеству
А у вас есть кумиры в области фотографии?
Есть фотографы, чьи работы нравятся, но кумиров я зареклась себе не создавать.
А что вас вдохновляет? И на фотографию, и вообще.
Больше всего — успех других, наверное.
Если я вижу чужой успех, меня это подстёгивает творить и становиться лучше, чтобы тоже добиваться успехов. Даже неважно, знакома ли я с ними лично или нет.
Но успех знакомых, наверное, воодушевляет немного больше, потому что я лично вижу
этот прогресс и понимаю, что все мы начинаем с нуля.
Кстати, о начинаниях. Вы не боялись начинать, зная, что поле фотографии уже кишит как людьми талантливыми, так и теми, кто просто хочет на этом заработать?
Если бояться что-то начинать, то зачем вообще жить? Когда я начинала, об этом
совсем не думала и не думала, что с этим свяжу жизнь. Оно как-то само получилось.
Нужно просто делать хорошо и всегда стремиться к лучшему, нет предела совершенству. Конечно, иногда такие мысли проскакивали. Не буду отрицать — конкуренция довольная большая, да и в наше время телефоны уже снимают не хуже многих камер, а то и лучше. Но в итоге поняла, что всегда найдется спрос, если что-то делаешь и делаешь хорошо. А иногда даже и на плохое спрос есть.
А как вы для себя разграничиваете хорошо и плохо?
В плане того, что я делаю? Я умею разграничивать, но не могу утверждать, что у меня получается избегать плохого.
А что бы вы посоветовали новичкам в этой области? И вообще людям, которые пытаются себя найти?
Пробовать. Снимать, снимать и снимать.
Теория — это хорошо, но решает всё только практика. Хорошо в конкурсах участвовать, соперничество очень мотивирует.