Автор: Ася Истомина, профессиональный организатор пространства, главный редактор журнала «Организация и порядок»
Среди организаторов пространства ходит притча:
Как-то возвращается муж с работы, а жена готовит суп и делит курицу пополам. Он спрашивает:
— Дорогая, зачем ты разделила курицу пополам?
Она отвечает:
— Не знаю, так делала моя мама…
Они собираются и едут к тёще. Задают ей тот же вопрос, и она им отвечает:
— Не знаю, так делала моя мама…
Берут тёщу с собой и едут к бабушке. Спрашивают, а бабушка им отвечает:
— У меня в хозяйстве была только маленькая кастрюлька, поэтому целая тушка туда не помещалась.
Я этот опыт тоже прошла на себе. Когда-то в родительском доме кухонные полотенца хранились в шкафу в гостиной. И для нашей семьи это было нормой. Переехав в собственную «взрослую» квартиру, я повторила этот обычай, как само собой разумеющееся. И, может быть, хранила так и до сей поры. Но однажды я поняла, что мне надоело делать бессмысленные движения, что мне так неудобно, и освободила на кухне полку для полотенец. И о чудо! мне можно хранить вещи по-другому, а не по привычке, которую неосознанно впитала с детства.
Но проблема иногда заключается в том, чтобы понять, как удобно. Часто мы несём в свою жизнь родительские сценарии ведения быта, следуем советам подруги, повторяем за известным блогером, но не получаем долгожданного результата. Миримся, опускаем руки и живём в привычном «старом», в котором хоть и некомфортно, зато понятно. А можно посмотреть на свой дом по-новому, трезво оценить ошибки в обустройстве дома, отследить привычки и выйти из «порочного круга» бытовых проблем. Это может быть непросто и потребует переосмысления логики хранения.
Привычка жить удобно начинается с настройки пространства под вас и ваши потребности. Создать условия для жизни, которые нравятся именно вам, поможет организация пространства с учётом ваших привычек и жизненных сценариев.
Прежде чем искать для каждой вещи удобное место, определите оптимальное для вашей жизни количество этих вещей. Постарайтесь освободиться от дубликатов, сломанных и неактуальных предметов. За кучей ненужного хлама может спрятаться действительно нужная вещь.
Следующий этап упорядочивания системы – категоризация. Соберите похожие предметы в одном месте и определите, когда и как часто вы ими пользуетесь. Используется ли данная категория или предмет ежедневно, еженедельно, ежемесячно, раз в году или реже? В зависимости от ответа предметы попадают в ваш ближний круг, дальний круг или глубокий трюм.
Границы ближнего круга на расстоянии вытянутой руки. Это места для часто используемых вещей. Доступ к этим предметам должен быть легким, чтобы вам не нужно было наклоняться, тянуться, убирать помехи в виде других предметов. Их легко не только найти, но и убрать на место. Используйте в организации ближнего круга принцип Парето: храните в быстром доступе 20% вещей, которыми вы пользуетесь 80% времени.
Среди организаторов пространства ходит притча:
Как-то возвращается муж с работы, а жена готовит суп и делит курицу пополам. Он спрашивает:
— Дорогая, зачем ты разделила курицу пополам?
Она отвечает:
— Не знаю, так делала моя мама…
Они собираются и едут к тёще. Задают ей тот же вопрос, и она им отвечает:
— Не знаю, так делала моя мама…
Берут тёщу с собой и едут к бабушке. Спрашивают, а бабушка им отвечает:
— У меня в хозяйстве была только маленькая кастрюлька, поэтому целая тушка туда не помещалась.
Я этот опыт тоже прошла на себе. Когда-то в родительском доме кухонные полотенца хранились в шкафу в гостиной. И для нашей семьи это было нормой. Переехав в собственную «взрослую» квартиру, я повторила этот обычай, как само собой разумеющееся. И, может быть, хранила так и до сей поры. Но однажды я поняла, что мне надоело делать бессмысленные движения, что мне так неудобно, и освободила на кухне полку для полотенец. И о чудо! мне можно хранить вещи по-другому, а не по привычке, которую неосознанно впитала с детства.
Но проблема иногда заключается в том, чтобы понять, как удобно. Часто мы несём в свою жизнь родительские сценарии ведения быта, следуем советам подруги, повторяем за известным блогером, но не получаем долгожданного результата. Миримся, опускаем руки и живём в привычном «старом», в котором хоть и некомфортно, зато понятно. А можно посмотреть на свой дом по-новому, трезво оценить ошибки в обустройстве дома, отследить привычки и выйти из «порочного круга» бытовых проблем. Это может быть непросто и потребует переосмысления логики хранения.
Привычка жить удобно начинается с настройки пространства под вас и ваши потребности. Создать условия для жизни, которые нравятся именно вам, поможет организация пространства с учётом ваших привычек и жизненных сценариев.
Прежде чем искать для каждой вещи удобное место, определите оптимальное для вашей жизни количество этих вещей. Постарайтесь освободиться от дубликатов, сломанных и неактуальных предметов. За кучей ненужного хлама может спрятаться действительно нужная вещь.
Следующий этап упорядочивания системы – категоризация. Соберите похожие предметы в одном месте и определите, когда и как часто вы ими пользуетесь. Используется ли данная категория или предмет ежедневно, еженедельно, ежемесячно, раз в году или реже? В зависимости от ответа предметы попадают в ваш ближний круг, дальний круг или глубокий трюм.
Границы ближнего круга на расстоянии вытянутой руки. Это места для часто используемых вещей. Доступ к этим предметам должен быть легким, чтобы вам не нужно было наклоняться, тянуться, убирать помехи в виде других предметов. Их легко не только найти, но и убрать на место. Используйте в организации ближнего круга принцип Парето: храните в быстром доступе 20% вещей, которыми вы пользуетесь 80% времени.

Если вещь используется реже, чем раз в неделю, но чаще, чем раз в год, то её место в дальнем круге. Доступ к таким вещам может быть более сложный. Дальний круг включает в себя верхние и нижние полки, кладовые и встроенные шкафы, антресоли и пространство под кроватями. Используйте такие места для хранения запасов, редко носимой одежды, подарочной упаковки, кухонной утвари и всего остального, что не применяется ежедневно.
В глубокий трюм (чердаки, подвалы и гаражи) обычно попадают запчасти, елочные игрушки, сезонный спортивный инвентарь и всё прочее, используемое раз в году или реже.
После того, как выделены категории и определены зоны хранения, начните анализировать свои привычки и искать удобные места для каждой вещи. Главная цель — знать, где лежит та или иная вещь на интуитивном уровне.
Храните там, где используете. Если вы бегаете каждый день с косметикой из ванны к комоду, то логичнее косметику хранить в том месте, где краситесь. Если вы часто пьёте чай, организуйте чайный уголок, чтобы не наворачивать круги по всей кухне, собирая кружки, сахар и снеки. Сумки, ключи, кошелёк, документы часто хранятся в шкафу в прихожей, потому что там их берут перед выходом на улицу. Хотя для кого-то удобнее хранить сумки в гардеробной, чтобы подбирать их под конкретный образ. Универсальных приёмов хранения не существует, потому что не бывает одинаковых людей.
Когда новые удобные места найдены, дайте себе время привыкнуть и освоится, проверить вашу теорию, что здесь этой вещи самое место. Лёгкость использования в повседневной жизни — главное достоинство функциональной системы. Не усложняйте себе быт излишним делением вещей на множество подкатегорий, ведь в конечном итоге система хранения должна «подстроиться» под вас, а не вы — под неё.
В глубокий трюм (чердаки, подвалы и гаражи) обычно попадают запчасти, елочные игрушки, сезонный спортивный инвентарь и всё прочее, используемое раз в году или реже.
После того, как выделены категории и определены зоны хранения, начните анализировать свои привычки и искать удобные места для каждой вещи. Главная цель — знать, где лежит та или иная вещь на интуитивном уровне.
Храните там, где используете. Если вы бегаете каждый день с косметикой из ванны к комоду, то логичнее косметику хранить в том месте, где краситесь. Если вы часто пьёте чай, организуйте чайный уголок, чтобы не наворачивать круги по всей кухне, собирая кружки, сахар и снеки. Сумки, ключи, кошелёк, документы часто хранятся в шкафу в прихожей, потому что там их берут перед выходом на улицу. Хотя для кого-то удобнее хранить сумки в гардеробной, чтобы подбирать их под конкретный образ. Универсальных приёмов хранения не существует, потому что не бывает одинаковых людей.
Когда новые удобные места найдены, дайте себе время привыкнуть и освоится, проверить вашу теорию, что здесь этой вещи самое место. Лёгкость использования в повседневной жизни — главное достоинство функциональной системы. Не усложняйте себе быт излишним делением вещей на множество подкатегорий, ведь в конечном итоге система хранения должна «подстроиться» под вас, а не вы — под неё.