На главную

Найти свой «голос»

«Твори, даже если думаешь, что это никому не нужно.

Старайся, даже если этого никто не увидит.

Мечтай, даже если все вокруг давно перестали это делать.

Оставайся собой».

Это жизненное кредо нашей героини — фотографа, певицы, вокального тренера, музыканта и композитора Динары Хаировой. Яркая, креативная, смелая — Динара открыта всему новому и помогает другим людям проявляться и не бояться перемен.


В новой статье рубрики «Менять нельзя оставить» поговорим о том, как вокал и фотография помогают людям раскрываться, преодолевать страхи и как в гонке за результатом не потерять себя настоящего.


Журналист: Елена Драгныш

Героиня: Динара Хаирова, фотограф, певица, вокальный тренер, музыкант и композитор

Фотографии: Динара Хаирова и Андрей Нестеров



Динара, как вы считаете, зачем люди приходят обучаться вокалу? Какой основной запрос?

В самом начале людям просто интересно попробовать себя в чём-то ином, творческом.

Уже после первых занятий ученики понимают, что на уроках происходит нечто большее, нежели приятное времяпровождение. Мы изучаем тело, изучаем его реакции, возможности, условные лимиты. Учимся слушать не только музыку, но и себя.


Научиться петь может любой или для этого нужен талант?

Научиться петь может каждый, в этом я уверена. Но не каждый к этому готов, потому что это настоящий труд: необходимо терпение, настойчивость и постоянная практика, как и в любом деле, где хочется стать профессионалом.


Талант или способность, безусловно, являются огромным плюсом, но, если их не развивать, это всего лишь небольшой бонус.


Я слышала, что вокал помогает человеку экологично проживать негативные эмоции и чувства, например, агрессию. Так ли это?

Любое творческое занятие, будь то вокал, рисование или что-то другое, позволяет оторваться от мыслей, которые вас гнетут.


Если подходить с точки зрения физиологии, любые сильные эмоции связаны с теми или иными мышечными спазмами. На уроках мы учимся слышать тело, понимать, где требуется особое внимание, чтобы получился нужный человеку звук, и эта работа происходит на фоне постепенного освобождения особо «зажатых» мышц тела.


Я знаю техники, которые решают такие вопросы. И могу сказать, что да, человек может прийти на урок в совершенно ужасном, агрессивном настроении, но выйти с урока с улыбкой на лице.



Как правило, за страхом петь стоит неуверенность в своём голосе. И вопрос даже не в вокальных данных, а то, как человек проявляет себя в мире и социуме. Получается, что вокал сродни терапии и помогает поверить в себя и найти «свой» голос?

Абсолютно точно. Самое важное, чтобы уже с первого урока у преподавателя состоялся контакт с учеником, единение, чтобы человек понял — он находится в комфортной зоне.

В этом случае мы довольно быстро уходим от стеснения и приступаем к настоящей работе, когда открываются новые грани голоса. Я могу наблюдать, как у учеников меняется осанка, взгляд, громкость голоса. Я и сама через всё это проходила.


Я давно мечтаю научиться петь блюз. Но при прослушивании в одной из вокальной студии мне сказали, что с моими данными блюз я не потяну. Я расстроилась и забросила мечту в дальний угол. Действительно ли для некоторых жанров нужны особые характеристики голоса?

Это абсолютно недопустимо решать за человека, что он может, а что нет. Поэтому если вы хотите петь блюз — это будет ваш блюз.


Задача педагога дать инструменты ученику, вдохновить, добавить уверенности в своих силах, а не окончательно отбить желание заниматься.


Я не знаю такого понятия как «данные для блюза». Есть техника, она под силу каждому, есть более глубокое погружение в жанр, чтобы понимать характер исполнения, и если педагог не может научить этому, это не проблема ученика.


Я согласна, от педагога зависит очень много. И мотивация учиться в том числе. А есть ли среди ваших учеников те, кто начинал и бросил?

Кто совсем бросил, пожалуй, нет. Есть те, кто ушли в смежные профессии, где голос остаётся важным элементом.  Есть те, кто перестал заниматься по каким-то своим причинам, но продолжает петь в караоке и среди друзей, пользуясь теми навыками, которые были приобретены на уроках.



Выступление на сцене — это невероятный выход из зоны комфорта. Как вы считаете, нужно ли заставлять себя идти в этот страх и для чего нужно его преодолеть? Какой способ самый эффективный?

Да, сцена — это стресс. Заставлять ни в коем случае не надо, но как только приходит уверенность в себе и в материале, который исполняется, появляется и желание попробовать свои силы на сцене.


Страх приходит от неизвестности: как меня воспримет публика, как я буду слышать себя на сцене, получится ли у меня сложное место в песне и т.д. Если разобраться с каждым из вопросов, страха будет гораздо меньше.


Хорошо прийти заранее на площадку, попробовать себя на саундчеке (процесс настройки звукового оборудования и аппаратуры, проверка звука перед началом мероприятия — прим.ред.), осмотреть зал, представить его уже заполненным публикой, послушать свои ощущения от этой мысли.


Я до сих пор сама не своя в день концертов, на какой бы сцене ни выступала. И я уже знаю, что в этот день мне нельзя говорить о концерте, мне нужно как можно больше отвлечённых тем, физических упражнений и свежего воздуха.



Динара, расскажите про проект Just Like P!nk. Как вы попали в проект и что он значит для вас?

Вдохновлённый творчеством Пинк (Алиша Бет Мур — американская певицаавтор песен и актриса — прим.ред.), наш барабанщик Сергей Гомозов искал певицу, которая могла бы вписаться в образ самой Пинк. Я оказалась в нужном месте и в нужное время.

Этот проект позволил мне расти не только как исполнителю, но и как продюсеру, потому что в процессе работы я глубоко окунулась в изучение звукорежиссуры, приобрела навыки видео монтажа, написания текстов, общения с организаторами. Это оказалось интересным, но довольно тяжёлым в эмоциональном плане.


Just Like P!nk — моя гордость и любимое детище. Проект, который позволил объединить музыкальный и танцевальный круг воедино. Это полноценное шоу, которое мы делаем с любовью и большой отдачей.


Динара, вы прекрасно реализуете себя в творческих профессиях — фотограф, тренер по вокалу, композитор. Почему вы решили получить экономическое образование?

Обучение в экономическом ВУЗе стало той сменой деятельности, которая дала возможность ненадолго попробовать себя где-то ещё, кроме музыки, которой я занималась с 5 лет и продолжаю заниматься.


Профессиональная фотосъёмка, как вы пришли к этому увлечению? И что вы любите больше — репортажную или портретную съёмку?

Я обожаю документальную съёмку. Фотография — моя страсть и любовь. Я не сравниваю это с музыкой, это совсем другой жанр, но это остаётся проявлением творческого «я», что для меня очень важно.


Я всегда мечтала о своей фотокамере, и в какой-то момент у меня появился мой первый фотоаппарат «Чайка», «привет» из 70-х. Полностью механическая машинка, с которой я училась чувствовать свет, расстояние, училась настраивать камеру для снимков так, чтобы брак в проявке был минимальным. Работала, можно сказать, вслепую. Потом штат камер, конечно, значительно вырос, как плёночных, так и цифровых, по мере развития техники.


Действительно ли через объектив фотокамеры можно раскрыть человека? Что нужно сделать, чтобы магия случилась?

Да, можно, если между фотографом и моделью состоялся контакт. Фотограф должен слушать и слышать человека перед камерой, если мы говорим о портретной съёмке. Идеально, если до съёмки я знакомлюсь с моделью в неформальной обстановке (здесь есть параллель между обучением вокалу и съёмками), чтобы понять, что мы хотим от процесса в результате. Если такой возможности нет, я даю человеку несколько минут на то, чтобы попробовать себя перед камерой без каких-либо подсказок с моей стороны.


Магия происходит, когда я подхватываю какой-то особо удачный момент, и мы вместе его развиваем в нечто большее.



Как человеку не бояться фотокамеры и показать себя настоящего?

Здесь всё так же, как и со сценой. Человек, если это не профессиональная модель, ищет себе фотографа по каким-то своим критериям. Это может быть качество снимков, цветовая палитра, преобладающая в портфолио фотографа, какие-то личные истории из жизни фотографа, рекомендации друзей, ценовая политика и пр. Если процесс отбора уже пройдён, у модели уже закрыт один страх неизвестности — о фотографе уже есть некоторая целостная информация, он уже не совсем чужой человек.


Если у модели уже есть представление о локации (месте съёмки), хорошо бы её посетить, или хотя бы посмотреть в Интернете, как это место выглядит, представить себя внутри, подумать, в каком образе хочется быть там. Представить себе этот образ, покривляться перед зеркалом, может быть даже поснимать себя на видео или фото. И вот ещё одна неизвестность закрыта.


Во время съёмки думать о процессе больше, чем о том, как выглядят снимки. Если вас фотографирует профессионал, который отвечает за своё портфолио, плохих снимков вы вообще не увидите.


Динара, больше всего вы любите фотографировать в путешествиях. С чем это связано? Расскажите про города или места, в которые вам хочется возвращаться снова и снова.

Так было до ковидных ограничений. Мы много путешествовали с мужем. И каждый раз мне хотелось сохранить всю красоту, которую я видела вокруг, как будто ты ведёшь дневник, но без слов.


Мне бы хотелось возвращаться в Париж, он меня когда-то покорил, и до сих пор остаётся одним из красивейших городов для меня. Мне хотелось бы по-новому увидеть Китай, я жила там некоторое время. Я люблю Москву. Для велопутешествий я всегда выберу Германию, в частности, Баварию.


И, конечно, я счастлива жить в городе своей мечты — Нью-Йорке. Этот город настолько многообразен, что жизнь в нём — нескончаемое путешествие, постоянное погружение в разные культуры, новые знакомства, огромное количество ещё не исхоженных улиц.


В современном мире многие бегут за результатом: сильнее, выше, быстрее. Бесконечные обучения, тренинги «как стать лучшей версией себя». Это всё хорошо, но как в этой гонке не потерять себя? И что на ваш взгляд важнее — результат или процесс?

Важно и то, и другое — баланс между процессом и результативностью.


Можно довольно сильно зависнуть в процессе, так и не достигнув какого-либо результата, и в конечном итоге потерять интерес к самому делу. Можно гнаться за результатом, не обращая внимания на то, что происходит вокруг, теряя свои ценности и друзей по пути.


Я люблю мечтать о чём-то большом, но для результатов ставлю себе маленькие цели. Когда ты потихоньку двигаешься, закрывая одну цель за другой, мечта уже не кажется такой большой и далекой. И самый головокружительный момент наступает, когда ты оборачиваешься назад и понимаешь, что ты свою мечту уже давным-давно достиг и сам находишься уже далеко впереди, мечтая о чём-то ещё более важном и большем.

Блог Интервью Менять нельзя оставить