На главную

Не вдаль, а вглубь

Разбираемся, как структура фильма «Камон, Камон» меняет привычное восприятие истории. И почему так легко ассоциировать героев с собой.
Автор: Елизавета Тихонова

Совсем недавно в прокат вышел фильм с Хоакином Фениксом «Камон, Камон». В сети уже появились самые разные рецензии и отзывы, называющие работу Майка Минса и «приторным коммерческим инди», и «чутким шедевром о коммуникации взрослых и детей». Давайте разберемся, что хочет сказать новый фильм небезызвестной студии А24, и почему структура повествования, выбранная авторами, работает.

Здесь должно быть предупреждение о спойлерах, но, честно говоря, в мире есть мало фильмов, которые сложнее испортить раскрытием сюжетных поворотов. Логлайн (краткая аннотация к фильму — прим. ред.) у «Камон, Камон» очень прост для понимания: радиожурналист берёт на попечение племянника, вместе они едут через страну брать у детей разных возрастов интервью. 

Чем хорош ёмкий логлайн? Практически любой запомнившийся вам фильм можно уместить в пару предложений. Это значит, что у истории есть скелет, фундамент, на котором она держится. А дальше интереснее. Историю о взрослом и ребёнке, путешествующих по стране, можно представить огромным множеством способов. Добавим в эту формулу Уэса Андерсона или Крыжовникова, и что получится? Что ж, это определённо будут два очень разных фильма. Скорее всего вы будете искать их в разных категориях Кинопоиска.

Здесь мы и подходим к другой важной составляющей хорошего кино. Сюжет — это некий контейнер. Туда можно сложить всё, что захочется. Чаще всего запоминается не сюжет, а те чувства, которые вызывают герои и их изменения, с которыми они вынужденно сталкиваются, проходя через трудности. Речь, конечно, идет не об «Атаке титанов» или, буквально, любом фильме за авторством Шьямалана, где сюжетные повороты имеют ключевую роль.

«Камон, Камон» — фильм путешествие, но не вдаль, а вглубь.
Главный герой — Джонни, интеллигентный, и, как свойственно многим анализирующим, глубоко копающим людям, немного печальный. Он работает над большим проектом, берёт интервью у детей разных возрастов и социальных групп. Задаёт им вопросы про будущее, про самоощущение и в чём неправы взрослые, по их мнению. Фильм начинается, когда сестра главного героя вынуждена уехать из города, чтобы помочь психически нестабильному бывшему мужу. Она оставляет своего сына под присмотром Джонни. Джесси — мальчик девяти лет, в некотором смысле реинкарнация самого Джонни.
Исходное событие в фильме — смерть матери главного героя и его сестры. Им сложно выстроить отношения после её ухода. Джесси часто задаёт дяде вопрос, почему они с мамой не разговаривают. Чем дальше разворачивается сюжет, тем больше Джонни вынужден влезать в шкуру своей сестры, пытаясь выстроить с мальчиком диалог и взять на себя роль наставника. Это помогает сестре и брату лучше понять и в конце концов принять друг друга. И это только вершина айсберга. Чтобы пересчитать поднятые в «Камон, Камон» темы не хватит пальцев обеих рук.

Авторы задают обстоятельства. Но не предлагают героям справиться с ними. Ведь, сюрприз, в жизни чаще всего нет главных злодеев, которых можно победить, и всё мгновенно станет хорошо. Авторы предлагают героям прожить эти обстоятельства. Просто побыть в них.

Чтобы донести мысли героям нужно пространство. Мы видим, что отношение к ситуации у них меняется, потому что они сами меняются. Тогда мысль, которую хочет высказать автор, не кажется манифестом. Мы сами видели, как герой к ней пришёл. Мы можем её прочувствовать. Сами можем решить брать её на вооружение в реальной жизни или не брать.

Если вы смотрели фильм «Курьер» Карена Шахназарова, то периодически будете ловить себя на том, что уже испытывали подобное ощущение при просмотре. На экране ничего не происходит. Кто-то что-то делает, кто-то с кем-то знакомится, разговаривает. А потом, бац, и на экране титры. И вот вы сидите, перед вами черный экран, а в голове абсолютная пустота. Не единой мысли. Но сердце каким-то образом чует, что после просмотра вы уже немного другой человек. Вам дали взглянуть на жизнь под другим углом, дали возможность прожить её маленький отрезок в другом теле, с другим мироощущением. Это ли не здорово?

О чём этот фильм? Я без понятия. В этом контейнере столько мыслей, что обеих рук не хватит, чтобы всё унести. И оно, наверное, и не надо. Достаточно просто смотреть и дать возможность фильму говорить, говорить, говорить. Обязательно найдётся момент, когда вы внутренне вскочите и крикните: «Черт, да, я тоже об этом думаю!». Главное, если дело происходит в кинотеатре, не пугать людей и не орать слишком громко.

Что до структуры, что ж… Мне кажется, что жанр «Sliесe of life» (срез жизни — прим. ред.), очень удачное решение для этой работы. Конечно, не всем придется по душе медленное повествование. Но, если не воспринимать кино, как будто оно что-то вам должно, в нём можно будет найти много замечательных моментов, на которые у других фильмов с другой структурой просто нет возможности акцентировать внимание.

Это отличный способ провести время. Особенно, если у вас есть возможность посмотреть его с кем-то близким. Отдельное удовольствие — обсуждать увиденное после. Это тот тип фильмов, который каждый считывает по-разному, а значит, вы сможете лучше понять другого человека через его восприятие.
Блог Путь героя