На главную

Сила голоса — сила «Я»

Голос — это не просто инструмент донесения фактической информации. Голос — важная часть нашей личности, элемент нашей уникальности, индивидуальности, харизматичности. Это инструмент выражения и самовыражения, общения и помощи, анализа и самоанализа, лечения и управления своим состоянием. Более того, голос, словно паспорт, способен рассказать о нас больше, чем конкретные произносимые нами слова.

Автор: Екатерина Ермакова
Фото: Екатерина Балашова

Какова ценность нашего голоса?
С помощью голоса мы передаём эмоции, отношение, реакцию на происходящее, собственное состояние и настроение. Голос отражает не только смысл, но и подсмысл, заложенный глубоко внутри.

Голос помогает нам управлять ситуацией и взаимодействовать с людьми. Будь то ведение лекции, командная работа, поиск выхода из форс-мажора или воспитание детей — голосовые особенности станут верным другом, если грамотно их применить, разобравшись в сильных сторонах своего голоса и своей речи.

Голос и его характеристики лежит в основе самопрезентации. Нередко важнее не то, что именно мы произносим, сколько то, как мы это делаем. Уверенность или растерянность, сила или слабость, наличие понимания или отсутствие такового, доброжелательность или враждебность, искренняя радость или зависть, нежность или агрессия, удовольствие или досада — всё это считывается и влияет на восприятие нас другими, а также на дальнейшее развитие событий.

Разнообразные голосовые практики способны произвести терапевтический эффект. Через голос и работу с голосом можно проработать своё эмоциональное состояние, проанализировать проблемы и даже найти решение, а иногда и повлиять на тело и физическое здоровье.

Как развивать силу и энергию голоса, увеличивая собственные возможности?

1) Работа с дыханием
Дыхание — начало начал, если мы говорим про голос. Правильное дыхание позволяет голосу звучать мощнее, литься дольше, не уставать.
Увеличивая объём дыхания, разобравшись с понятиями тёплого и холодного дыхания (об этом можно прочесть в книгах по сценической речи) и понимая связь между тем, как мы дышим и как мы говорим, можно заложить прочную основу сильного и здорового голоса.

2) Свободное звучание
Любые практики, когда мы работаем с извлечением звуков, могут помочь нам ощутить всю мощь своего голоса и раскрыть его. Упражнения сценической речи по работе со звуком, спонтанное пение, работа с резонаторами, даже просто пение дома или в караоке развивают новые грани нашего голоса. Порой мы даже удивляемся, на что способен наш голос и какими новыми красками он может заиграть, какие оттенки и низы или высоты появляются в нём, стоит начать уделять звучанию и пению время на постоянной основе (каждый день или каждую неделю). Занимаясь собственным голосом, мы можем даже заметить, что говорить стали совсем иначе, нежели раньше. Ведь в нашей обыденной жизни мы не всегда разговариваем своим изначальным, свойственным именно нам голосом. На наше звучание зачастую оказывают воздействие зажимы, пришедшие в нашу жизнь из окружающей среды, выработанные, в том числе, в качестве реакции организма и психики на современный ритм и стрессы нового времени. Работа со звукоизвлечением позволяет нам вернуть собственный, заложенный природой, голос, стать более естественными, спонтанными и свободными в проявлениях чувств и эмоций.

3) Тататирование
Методика Станиславского позволяет работать со смыслами и посылом текста. Полезно в работе над ораторским мастерством и при подготовке выступлений на любую аудиторию. Тататирование позволяет сделать любой произносимый вами текст более выразительным, а вас — более яркими, запоминающимися и убедительными. Что это такое? Представьте, что все слова вашего текста заменены на бессвязные слоги. Например, вместо предложения «Мне нравится, что Вы больны не мной», вы произносите «Там парарам ту-ту да-да та-та». При этом самое главное, чтобы в эти непонятные слова вы вложили смысл из первой, изначальной, строчки. То есть произнести фразу нужно со всей выразительностью, заложенной в исходник. Догадаются ли слушатели о том, что именно было произнесено? Очень важно, чтобы слоги не имели никакой логики и связи, никак не напоминали исходные слова, не имели смысла. Тогда, скорее всего, при их произношении вы будете очень сильно стараться донести суть и глубину, у вас будет сильное желание, которое пробудит и вашу артистичность, и спровоцирует на поиск новых форм, и позволит подключить пластику тела, выразительность мимики, силу и объёмность эмоций. Можно выполнять упражнение в одиночестве, но более эффективно оно будет в компании, в живом взаимодействии, где вы сразу проверите результат. Пусть это будет игра с друзьями, напоминающая те игры, где жестами или другими словами нужно объяснить какое-то слово.

Если вы научитесь быть понятными и доносить смысл через бессмысленные слоги, то, вернувшись к тексту с понятными словами, будете иметь преимущество в его донесении до слушателя и зрителя. Ведь вы уже будете вкладывать в него нечто большее.
Голос отражает наши внутренние особенности. Прислушиваясь к себе, мы можем узнать о себе нечто новое и ценное, приблизиться к собственной естественности, глубине, понять себя и помочь другим понять нас Голос — это больше, чем физика. И его особенности — это наше лицо. Забота о нём — ещё один способ позаботиться о себе. А способов для этого — множество. Изучайте то, как вы говорите. Больше пойте, пусть это даже спонтанные мелодии, созданные на ходу. Слушайте, как звучат произносимые вами слова. Исследуйте свою речь. Развивайте характеристики голоса и это непременно поспособствует развитию вашего «Я».
Блог Ресурсно