Свидание с Петербургом

«Экскурсия — это спектакль. И гид в первую очередь не историк, хотя история, естественно, основная составляющая. Гид — это актёр. Каждая экскурсия — перформанс для гостей, а городское пространство или туристический автобус — сцена. И это очень важно.»

Ярослава Плотникова, создательница экскурсионного бюро «Клюква».

Видишь её и понимаешь — КЛЮКВА! — аппетитная, задорная, с озорной искоркой в глазах, с волосами медного цвета, так и хочется ущипнуть-укусить, но сдерживаешься… Гуляли мы романтичным маршрутом и романтичной компанией — молодожёны Ирина и Дмитрий, фотограф Диниил Грек (именно он будет снимать свадьбу этой пары), я, Кобелева Яна (автор этой статьи), и Ярослава. Ребята наслаждались городом и друг другом, Даниил

упоённо ловил кадры, ракурсы и эмоции, Ярослава подливала романтики рассказом, а я — задавала вопросы.

Гуляли мы так и даже не заметили, как пролетело три часа.

Автор Яна Кобелева
Фотограф Даниил Грек
— Мы с гостями, отправляемся в тур по старинным жилым районам Петербурга: Вяземская лавра, Семенцы, Кузнечная слобода и др. Моя задача — создать иммерсивное погружение в историю города, чтобы гости поняли, каков он на вкус, как звучит Петербург и чем пахнет Северная столица. Петербург — город деталей. Каждая улица и дом — это живая история, и надо всё внимательно рассмотреть, — так начала прогулку Ярослава.
— За что я люблю этот город, так это за неизменность вековым традициям. К примеру,
Сенная площадь — более чем за двухсотлетнюю историю не поменяла назначения. Как торговали здесь люди в XVIII–XIX веках, так и продолжают.
Помните, здесь стояли ларьки с шавермой? Ведь их убрали всего пару лет назад. А знаменитый
Апраксин двор до сих пор работает, плотно заняв позиции на страницах городского фольклора.
Сенную площадь изначально прозвали «чревом Петербурга», болевой точкой города. Сюда даже полиция не заходила. Представьте, какой контингент здесь проживал. Бандитский район.
Полиция добегала до Гороховой и назад шла. Когда купцы стали выкупать земли и застраивать
их под найм, население района расслоилось. В доходных домах на фасаде жили богатые, а во
флигелях дворовых проживала беднота. Барские этажи — второй, третий — с просторными
квартирами, балконами и окнами на воду. До них запах и грязь от навоза не долетали. В то время существовал свой маршрут успеха. Представьте, вы чиновник, скромный Акакий Акакиевич, приезжаете и селитесь в ближайшей трущобе. Работаете усердно, дела идут кверху, и вам уже негоже жить в том районе. Переезжаете на Казанскую улицу, поближе к Невскому проспекту, к аристократии. Ну и дальше ваша карьера растёт, вы растёте в глазах публики. У
вас много денег, вы переезжаете на Петроградку
— самый элитный и прогрессивный район в начале ХХ века. Вдохновляющий район. Его
построили за 15 лет до революции. Сначала были задворки, но резко началась застройка, потому что открыли Троицкий мост. Начали строиться дома в скандинавском стиле. И в них полный «фарш»: отопление, освещение, водопровод — всё самое современное. В Петербурге в конце XIX века не было престижным покупать себе квартиры в собственность. Самое удивительное, что на съёмной квартире жили не по пять лет, как сейчас, а каждый сезон — из квартиры в квартиру. Зимой — в одной квартире, летом — на даче, в следующем сезоне в другой район переезжали. Летом город был невозможно вонюч в то время. Во-первых, потому что транспорт был гужевой (лошади, повозки). Ещё Достоевский писал, что город жёлтой взвесью покрывался. Жёлтый Петербург. Во-вторых, город гремел. Повозки по булыжным мостовым
— спать было невозможно. Ещё вывески с рекламой, они были металлические, от ветра
скрипели. Постоянно шла стройка. Поэтому на лето город пустел и оживлялся только к осени.
Кстати, слово «дача» родилось в Петербурге. Ещё при Петре I. Когда Пётр построил Петергоф,
была проложена дорога (Нарвская, Стачек), вдоль которой давали участки дворянам. Давать
участки — ДА и ЧА. Дача!
Так за разговором мы дошли до Фонтанки.
— Интересный факт: в первой половине XVIII века Фонтанка ограничивала город, дальше был
лес, в котором водились волки. И первые подъёмные мосты через Фонтанку построили не
просто для прохождения торговых судов, а от волков. Например, Аничков мост разводили
ночью, чтобы в город не забегали волки. «Да уж, — подумала я, — мосты от волков —
прямо на сказку похоже!»
— Для гостей города я создала в «Инстаграме» маршрут, которым может воспользоваться
любой. В нём соединена и классическая часть, и маленькие фишечки. Чтобы люди со всех сторон посмотрели город и выполнили какие-то задания: попасть в секретный дворик, ритуально забросить монету в счастливом месте… А вообще самое ценное в экскурсиях — это истории местных жителей. Я очень люблю, когда они что-то рассказывают. Ведь этой информации не встретишь ни в одной книге. И эти истории — необходимая составляющая экскурсий.
Мы подходим к арке с железной решёткой, и тут Ярослава достаёт внушительную связку ключей.
«Похоже, у неё от всего города ключи», — мелькнуло в моей голове. Ярослава поймала мой
взгляд и говорит:
— Одна гостья ассоциировала меня с героем фильма «Великая красота». У него тоже был
доступ ко многим дверям. Здесь есть один очень интересный объект — дом-кольцо. Слышали
про такой? «Бутылку» в «Новой Голландии» знаете? Вот. Только «Бутылка» — это рестораны и магазины, а здесь, на Фонтанке — жилой дом, в котором петербуржцы до сих пор проживают в
коммуналках. В этом доме снимали квартиру родители Пушкина. Александр Сергеевич был вхож, соответственно. Дом — объект культурного наследия, его покрасили, привели в порядок. И сейчас он входит в 25 самых интересных домов России, про него ролики снимают. Пока что нам удаётся сюда попадать. Местные жители не всегда приветствуют — акустика внутри
потрясающая, все разговоры слышно, но спасибо им, что терпят, и мы здесь.
Идём дальше, сворачиваем на небольшую улочку.
— На этом маршруте два моих любимых дома.
Один очень красивый, но ветхий, он ещё под коммуналками. Второй строили финны, и в нём сейчас в основном выкупленные квартиры. В начале XX века Петербург строят не только
именитые архитекторы, но и обычные гражданские инженеры. Посмотрите на площадку перед домом в скандинавском стиле, там нет машин и уровень земли кривой. Это подвесной двор — под ним подземный этаж или подвал 2–3 метра глубиной. Такие подвалы использовались для хранения угля, а иногда — как винные амбары.
Мы подходим к парадной, и Ярослава продолжает:

— Парадная парадной рознь. В некоторых сохранились красивые двери и керамическая
плитка на полу, настолько она качественно сделана. Здесь на верхнем этаже есть очень красивый витраж, мы поднимемся к нему.

Открываем дверь и слышим звук.

— О, класс! — вырывается у меня, — такой характерный скрип.

— Небольшое отступление по поводу экскурсионных фишек. Я говорила, что на экскурсиях люблю звуки города подчёркивать.
Сейчас мы поскрипели, а это дверь XIX века, которую вы в музее никогда не потрогаете,
бабушки будут на вас кричать. А тут вот она, вы можете к этой истории прикоснуться, почувствовать. Очень ценно, пока это всё есть. Меня часто спрашивают: «На полу оригинальная
плитка XIX века?» А я говорю: «А что такого?» Для нас это привычно. И люди приходят в такой
культурный шок, что всё сохранилось. Раньше строили на века, не то что сейчас… А вот и лифт.
С конца XIX века в элитных домах всегда есть лифт. Эта парадная — эксклюзив. На авторских
экскурсиях есть парадные, куда часто водят группы, но в эту — практически никто. А
маршрут, по которому мы идём, я придумала сама. Просто гуляла и набрела. Само приходит,
Вселенная помогает…

Поднимаемся по лестнице на последний этаж и видим потрясающий витраж.
— Я очень люблю этот вид из окна. Люблю фотографировать гостей, чтобы у них оставались
красивые визуальные кадры.
— Кто твоя аудитория? Влюблённых часто водишь?
— 70% обращений — это женщины. На девичник или в подарок для мужей. Влюблённые
пары. Мне нравятся тематические туры. Недавно проводила девичник для известных дубайских
тревел-блогеров. И это была не просто экскурсия, а полноценный трёхдневный, насыщенный мероприятиями инста-девичник. Гости в основном находят меня через социальные сети, плюс отлично работает «сарафан FM». Два с половиной года я организую туры и экскурсии в
Санкт-Петербурге, за это время с моей помощью в город на Неве влюбились больше тысячи
человек. Многие возвращаются, а это самый важный отзыв и показатель профессионализма.
— Как найти подход? Ведь у каждого гостя собственные ожидания от экскурсии.
Моя задача — дать гостю почувствовать себя частью культурной столицы. Удовольствие в
мелочах, эмоции в мелочах и памятные моменты в мелочах. Каждый человек смотрит на город
сквозь свою призму восприятия. Поэтому в первые пятнадцать минут общения между мной и
гостями должна произойти синхронизация. Но бывают и забавные случаи. Были гости у меня
однажды, три девушки, мы гуляли три дня по разным маршрутам. Причём сам город как
визуальный, архитектурный объект их совершенно не интересовал. Лишь «жареные факты» и «подковерные игры». Когда я не упомянула легенду о гениталиях в форме человеческого лица у коня с Аничкова моста, одна девушка пришла в легкое недоумение. «Моя тактичность по отношению к коню не позволила»,
— говорю. Кстати, Петербург тех гостей так и не вдохновил. Он их «заболел». Ну вы же
понимаете, что мы живём в городе с таинственной тёмной душой, о которой нельзя плохо
отзываться, он отплатит той же монетой. Хотя это единственный случай нелюбви к Северной
столице в моей практике.
— В начале нашей прогулки ты сказала, что не сдала экзамен на гида высшей категории. В чём
было противоречие с комиссией? Им не хватил исторических фактов?
— Нет, дело было в методике. Я так и не выучила свод советских правил проведения экскурсий.
Мне нравится изучать коммуникативные навыки работы с современной аудиторией XXI века. У
меня все программы на эмоциях построены. Людям в нашем мире очень не хватает эмоций и
искренности. У меня же лозунг: «Пойдем на свидание с Петербургом!». Город заслуживает
свидания с ним, а не этих «посмотрите туда», «посмотрите сюда». Ты работаешь на эмоции в
первую очередь. Людям должно нравиться. Они должны уходить счастливыми. Я ещё говорю, что я — продавец эмоций!
Видя такую искреннюю влюблённость в город, озорные искорки в глазах Ярославы, я, конечно,
не удержалась от банального вопроса:


— Откуда такая любовь к городу? Почему именно Питер?

— Я родом из маленького старинного городка Великие Луки с населением в сто тысяч человек.
Молодёжь по окончании школы уезжает в большие города учиться. Я с детства знала, что никогда не буду жить в своём маленьком городе. Вопрос не стоял о других больших центрах.
Потому что Петербург — это любовь навсегда. У меня была мечта, точнее я визуализировала, что даю интервью и по телевизору выступаю. Стала гидом, и этот путь привёл меня к телевидению — в качестве эксперта на канале 78. У них по утрам идёт передача «Полезное утро», и там есть рубрика «Петербург до революции» об истории быта Петербурга. Меня туда приглашают как экскурсовода-эксперта, на определённую тематику общаемся. Например, чем мылись до революции. Интересно же бытовуху пообсуждать.
Очень хороший опыт, и канал классный. Я даже завела колонку в «Инстаграме» — #бытнравы_
спб.
А ещё у меня в детстве была мечта. Я посмотрела фильм с Дженнифер Лопес «Свадебный
переполох» и захотела стать свадебным организатором. Моя первая экскурсия в
Петербурге была свадебная. Невеста с женихом и гостями отправились в первое свадебное
путешествие под интересные истории. Всем очень понравилось. И после я создала собственную методику проведения экскурсий в рамках свадьбы. Моя цель — сделать разогрев перед торжеством. Ведь в автобусе в основном незнакомые люди со стороны жениха и невесты.
Задача — сдружить, сплотить и познакомить. Всё это проходит с историческим интерактивом,
ритуалами и шампанским. Свадебные экскурсии от Клюквы, авторский проект, аналогов которого в Санкт-Петербурге нет.
Вообще, туризм у меня в генах. Родители — спортивные ориентировщики, я выросла в
палатке у костра. Байдарки, сплавы — всё это было. В итоге я закончила университет по
специальности «Культурология международного туризма». И не изменяю профессии уже много
лет
— А как тебя в греческие гиды занесло?
— Однажды я поехала в Рим и увидела русского гида на развалинах. И подумала — я тоже так
хочу. Через год нашла работу в крупной греческой компании. Три года водила экскурсии. Мне было двадцать лет, я была самым молодым сотрудником. Встретили опытные гиды меня
настороженно. «Проведёшь экскурсию через три дня (столько времени мне на изучение материала выделили, проверку на «крепкого орешка» устроили) — возьмём». А я провела, и меня зауважали. Сильная команда, прекрасные учителя и отличная школа жизни стали стартапом для будущей карьеры. По возвращении в Россию я поступила на курсы гидов и вынесла из них следующее — делай свой уникальный продукт и отступай от стереотипов. И родилась «Клюква», за чашкой чая на кухне у подруги.
— Очень вкусное название, и визуально вызывает яркие ассоциации.
— Да, здесь всё продумано. Во-первых, это название никогда не забудут. Во-вторых, ягода
красивая, северная, растёт на болотах, как Петербург. И в-третьих, очень сочно, ярко и быстро запоминается, как бренд. Мой бренд с историей, всё серьёзно. Не какая-то клюква развесистая. Постепенно раскручиваюсь, но мне не только экскурсионная деятельность интересна. И PR, и маркетинговые вещи. Я вожу экскурсии и пишу о городе. О городе с моей точки зрения.
Рассказываю, куда можно сходить, где покушать.
У меня в «Инстаграме» своё маленькое СМИ.

Мы ещё прошлись по «самой честной улице в городе», покрутили и потёрли детали у
расположенной на ней скульптуры.
— Когда вы загадываете желание, вы всегда должны крутить на себя, чтобы их притягивать.
Все ручки, все шарики — на себя.
И нырнули в проходную дворовую улочку.
Занавес почти опущен, осталась финальная сцена — вкус города. Конечно, это пышки. И не
на Большой Конюшенной, а на ...!* Дошли, купили, попробовали. Вкусно. С чем согласился и местный житель — пёс Алекс — старый, но всё ещё обаятельный белый пудель