— А перекликается ли такая смелость с нашим временем? Можно ли назвать музыку Стравинского современной?
— «Конечно, да, это так созвучно с сегодняшним днём» — сказал бы кто-то общими словами. Нужно подумать, может быть и нет (смеётся). Всё актуальное идёт от ощущений современного слушателя и его запросов. Если посмотреть самую популярную не академическую музыку по количеству прослушиваний на стриминговых сервисах, можно увидеть, например, Билли Айлиш, или того же Моргенштерна, которого никто не любит, но все слушают. А кто это — их вроде и не видно, а прослушиваний миллионы, десятки миллионов! Из этого становится ясно, что у слушателя есть запрос на моноэмоцию: одна эмоция — один трек, максимум — меняются оттенки. Ещё расслабленное произношение, безэмоциональность, неяркие, выразительные средства — всё это создает монотонность, которая тебя погружает в особое состояние. Но это не минимализм, потому что есть запрос на очень сложный синтез звука. Это черты современной музыки. Что я вижу из этого у Стравинского? Синтез звука — тогда, конечно, он электронную музыку не писал, но по-своему звук синтезировал. В той же «Весне» каждый звук состоит из большого переплетения тембров, то есть это сложносочинённый звук, это пласты оркестра, которые не прослушиваются так же легко, как у Чайковского. Это тёмный, плотный, махровый, яркий звук, в котором непонятно, который инструмент играет. В этом плане музыка современна. В плане монотонности «Весна», «Симфония псалмов», её третья часть, какие-то фрагменты из «Петрушки» или «Агона» — точно «да». А в остальном — «нет». К примеру, какие-то его додекафонные эксперименты, которые он совершал в последний период творчества, сейчас совершенно не органичны для слушателя. Музыкальный процесс в них рациональный, и никакой моноэмоции, никакой мантры там нет. Из современного ещё графика звука, то есть я вижу музыку Стравинского кубиками и квадратиками, потому что он мелодиями и интонациями очерчивает что-то, а в нотах можно проследить какие-то рисунки, формы, графики. Это тоже современно. Мне кажется, вне произведений — в сложной оркестровой форме он не современный, потому что люди от неё отходят сейчас, и звук по-другому создаётся. Но он остается стильным, до сих пор берёт за душу, впечатляет не музыкантов и они начинают его слушать. Поэтому это точно не тот товарищ, который в свою эпоху отзвучал, и ушёл в века. Нет, всё-таки где-то на поверхности он есть.