Стилетерапия

Одежда — отражение наших ценностей, нашего места в мире,

и вещи, наполняющие шкаф, являются метафорой любви к себе.

Они отождествляют умение чувствовать себя и правильно транслировать это окружающим. Мы поговорили с Юной Юсуповой,

стилистом-имиджмейкером, о том, насколько хорошо мы «слышим»

своё тело, осознаём и принимаем себя. Юна поделилась советами

и рассказала о собственном курсе под названием «Стилетерапия».

Примеряла образы Ксения Медведева
Герой: Юна Юсупува
Фотограф: Наталья Келлер
Юна, как появилось название «Стилетерапия»?
Это мои клиенты предложили такое название по мере того, как они стали работать над своим стилем и замечать, как у них меняется окружение, работа, качество жизни и доход. Кто-то занялся даже ремонтом, то есть стал «переодевать» не только себя, но и пространство, в котором находится.

Я обычно в индивидуальной работе и обучающих проектах даю упражнения на внимание, на наблюдение за предметами, что попадаются на глаза, на отслеживание паттерна в одежде, которую носим, какиеместа в ней посещаем, и куда на самом деле хотелось бы сходить. То ли это окружение, устраивает ли оно нас, или хочется перейти на другой уровень, подняться на новую ступень, улучшить качество жизни? В момент наблюдения приходит понимание того, что можно жить по-другому, носить другие вещи, ощущать себя в ином статусе.

Конечно, я не занимаюсь вопросами глубокой терапии, но предлагаю заглянуть вовнутрь себя, даю телесные техники, которые помогают человеку раскрыться, легче себя чувствовать. Кстати, многие люди носят одежду, которая давит — плотную шерстяную ткань или водолазки, — и отмечают, что у них даже голос начинает пропадать, потому как есть ощущение блока. А если клиенту предложить более глубокий вырез, то совершенно по-другому дышится, по-другому
звучит тембр голоса. Или, например, чтобы чувствовать себя выше, не обязательно носить каблук, это скорее достигается поддержанием ровной осанки и развитием внутреннего стержня.

Сейчас ценности поменялись, что даже можно отследить в рекламе от модной индустрии: раньше акцент делали на продукт, а теперь — на то, КАК мы себя чувствуем, используя данный продукт.
Мы вкладываем смысл в одежду, которую выбираем, или одежда раскрывает наше содержание?
Это как в телепередаче «Модный приговор»: «wow эффект» есть, а качество жизни не меняется! Красота и всё. Не проработав какие-то нюансы психологического состояния человека, совершив только поверхностную работу, мы не меняем качественно ощущение себя, а просто предлагаем себе образы. Профессиональные стилисты и имиджмейкеры занимаются не только внешним преображением: разбирают гардероб, ходят с клиентом на шопинг, — они разговаривают с личностью, которая перед ними, интересуются её ценностями, расспрашивают об образе жизни. Есть люди, которые много времени проводят на ногах или в машине, где каблуки не очень удобны, и эти моменты как раз важно учитывать. Нужно научиться слышать своё тело, определить для себя зону комфорта, ведь одежда, помимо того, что приносит ощущение тепла, безопасности, в первую очередь, ещё и демонстрирует духовный рост. Стиль помогает нам проявить себя с разных сторон, и эмоциональный заряд одежды имеет большую ценность. Я замечала, что люди хранят дома вещи, в которых у них случилось что-то неприятное. То, в чём они были одеты в момент расставания с любимым человеком, в чём однажды попали под дождь и пришли на важную встречу промокшими. Этот ассоциативный ряд запечатывается в сознании
владельца вещи, и в таком случае, я считаю, пусть лучше она послужит кому-то другому. Дело не в одежде как таковой, а именно в той ассоциации, что за ней закрепилась в определённой ситуации у человека.

Бывает, что надел красивое платье, встал в примерочной и чувствуешь что-то королевское внутри себя. Здорово, когда простые вещи в гардеробе дарят такие ощущения. Именно тот смысл, заряд энергии, про которые я говорила. Волшебство совсем не в том, какой фасон у вашей вещи или цвет, а в том, что, надевая её, вычувствуете огромный эмоциональный подъём!
Когда, в какие моменты к вам приходят инсайты, озарения?
Озарение приходит ко мне в момент медита-ции, либо, наоборот, когда в жизни происходит очень много всего одновременно — события как будто закручиваются в один клубок энергии. Я просто перестаю контролировать происходящее и чувствую, что всё случается так, как надо; интуиция решает за меня. Раз-ум растворяется в жизненных потоках, и это очень ценный опыт. Если медитация являет собой определённый ритуал, то состояние потока — это абсолютная свобода от контроля, полное доверие и ощущение правильности происходящего. В такие моменты и приходит то самое озарение.
Юна, как релаксация влияет на восприятие себя, по вашему мнению?
Очень часто люди «надевают» на себя образы, потому что привыкли ходить в определённой одежде или видели её на ком-то, совершенно не ощущая при этом собственной сущности. Когда человек начинает заниматься практиками, которые прокачивают тело, показывают возможность чувствовать себя тоньше, то и выглядеть он начинает по-другому, научается выражать внутреннее содержание через внешнее!
Сколько в вас самой стилистических воплощений?
Я считала однажды, сколько во мне персонажей! Это, во-первых, искусствовед — человек, любящий ходить по музеям, занимающийся этническим орнаментом, изучающий культуры народов. Искусствовед ходит в крупных серьгах, может дополнить образ чалмой или аутентичной обувью. Также я преподаватель университета, предпочитающий более строгие образы. А ещё я увлекаюсь танцами, и стиль строится на ощущении себя в движении, здесь много пластики, амплитуды. Ткани повторяют форму тела —летящие, лёгкие, свободные. Наверное, в каждом человеке есть несколько персонажей. Мы проявляем свой внутренний мир по-разному в зависимости от того, где находимся. Главное — всегда чувствовать себя органично в любом месте в выбранном вами образе!
Как сделать так, чтобы утром рука не тянулась за однотипной одеждой, как вдохнуть в себя это желание выглядеть по-разному каждый день?
Я считаю, что на первом месте всегда должен быть комфорт. Для того чтобы выглядеть по-разному, совсем не обязательно менять весь образ, ведь можно начать с добавления деталей. Возможно, поиграть с цветами, двигаясь к цели маленькими шажочками.

Петербург, кстати, про достаточно драматичные и тёмные одежды, про драпировки и уют вокруг себя. Но сейчас время меняется, большое влияние на нас оказывает молодёжный стиль, который стал актуальным для всех возрастов. Я говорю про утилитарные вещи: джинсы, худи, спортивные костюмы, трикотаж в большей степени. Я заметила, что карантин изменил парадигму происходящего, люди стали одеваться ярче, они хотят показать себя миру, пообщаться, встретиться вживую! Даже в кафе я не раз слышала, как женщины активно обсуждали моду в эти месяцы.
Юна, а какое образование вы получили?
Моё первое образование — художник- стилист. Второе — технолог по стилю (СПбГУПТД). Я постоянно повышаю квалификацию, обучаясь у психологов, аналитиков моды и людей, работающих с личным брендом.
Вашему сыну сейчас шесть лет, я правильно понимаю, что как раз в университетские годы вы стали мамой?
Да, всё верно!
Как это было? Как изменилась ваша жизнь и насколько получалось совмещать профессиональное развитие с материнскими заботами?
Мы не останавливали привычный уклад в тот момент, когда в нашей жизни появился маленький человек. Я редко использовала коляску для передвижений по городу и в основном ходила со слингом. Помню, что очень хотела успеть на выставку «Стиль на сцене», что проходила в Шереметевском дворце на Фонтанке; ребёнку было на тот момент полтора месяца, и с коляской в музей, где представлены оперные костюмы Gianni Versace и работы Missoni, просто не войти. У меня был вопрос: как пронести маленького человека в музей, чтобы эстетически насладиться выставкой и посмотреть вещи по специальности. В тот момент я как раз и заказала слинг и поняла, что с ребёнком профессиональная жизнь не останавливается! Мыс сыном были более, чем на ста съёмках, вместе выпустили коллекцию на 26 изделий. Это как раз была моя дипломная работа по первой специальности. Здорово, когда дети видят мир, развиваются в плане эстетики!

Сегодня мне попалась статья-рассуждение на тему того, какие предметы нас окружают в интерьере и какую одежду мы носим, будучи маленькими. С клиентами я часто затрагиваю
этот вопрос: кто одевал их в детстве, какой пример был перед глазами, что сформировало их вкус. Когда человек окружён эстетикой с раннего возраста, у него на интуитивном уровне присутствует и раскрывается ощущение красоты, равновесия, в отличие от того, кто долгое время жил в неухоженном пространстве и носил невыразительную одежду. Сейчас, помимо «осознанности», используют акое модное слово как «насмотренность». Конечно, не у всех людей есть желание, время и необходимость изучать коллекции, смотреть показы. Это и не нужно по факту, если вы не занимаетесь модой профессионально. Но потребляющий визуальную информацию человек, следящий за тенденциями, изучающий историю костюмов, точно сможет отразить «насмотренность» в собственном образе.
Сколько времени вы тратите утром на сборы?
Обычно минут пятнадцать. Одежда всегда готова заранее, и мне не нужно судорожно что-то искать по утрам. Эту культуру я воспитывала в себе как раз «маленькими шажочками», выделяя время среди недели для того, чтобы развесить всё по полочкам, навести полный порядок. Сколько же драгоценного времени уходит по утрам у людей на то, чтобы продумать что, с чем и куда надеть? Поэтому работа над собой, продуманность и организованность в плане одежды высвобождает ресурсы для того, чтобы заниматься другими важными сферами жизни, которые
с одеждой совершенно не связаны. Можно посвятить больше времени чтению, путешествиям и разговорам с близкими людьми!