СТЕКЛОМОРФОЗЫ

«Мозаика — это для очень усидчивых» — думала я, отправляясь в Школу Мозаики. Было крайне любопытно, хватит ли у меня терпения для того, чтобы создать маленькую, но симпатичную елочную игрушку. К счастью, основатель школы Никита Пашментов и администратор Алиса Чернуха помогли мне познакомиться с миром мозаики и заодно рассказали о школе.

Выкладывала мозаику, беседовала и фотографировала Дарья Лаврова

Школа располагается в уютном и светлом помещении, состоящем из двух комнат. В первой находятся два стола, за которыми работают ученики, во второй стоит мягкий диван, там можно выпить чай и полистать книгу по истории и искусству мозаики. Глаза поневоле разбегаются: изображения святых и древнегреческих богов, выполненные в античном стиле, животные, растения и даже мозаичный рыцарь с лицом из коряги, залихватски заломивший шляпу на затылок!
Алиса, как образовалась «Школа мозаики»?
Наша школа существует уже 5 лет, она образовалась из мастерской «ТАВР», после того как все больше людей стало приходить к нам и просить научить их работать с мозаикой (улыбается).
— С какими материалами работаете и какие направления у вас можно изучить?
Основные материалы, с которыми работаем — мрамор, витражное стекло, смальта, изредка — керамика. В основном мы занимаемся классическими техниками, создавая римские и византийские копии мозаик. Есть курс по витражному стеклу и курс, в котором создаются копии картин художников. Например, «Грузин с курочкой». Работа выполнена из смальты в технике «модерн». В такой технике используются модули разного размера, которые называются «Тессер». Если в копиях римской мозаики все модули одинаковые: по 5 мм, по 9 мм, то здесь фон может быть сделан крупными тессерами, а, например, части лица, мелкими.

Другой пример — «Сова». Это витражное стекло, у нас есть курс по такому стеклу. Техника работы с витражным стеклом немного отличается от работы с камнем. Работа идет по эскизу, на пленку наносится витражное стекло и сверху цементируется. Обычно витражное стекло имеет плоскую форму, из него можно делать столешницы. Кроме того, витражное стекло, в отличие от натуральных каменей, более яркое, броское.
— Чем отличается стекло от смальты?
Смальта — это сплав оксидов металлов и кварцевого песка, она выплавляется при температуре порядка 1400 градусов по Цельсию, после ее выливают на железный поддон и раскатывают до нужной толщины. Затем она складывается в специальные печи, у которых температура гораздо ниже. При остывании на смальте могут оставаться узоры, они у каждого «блинчика» индивидуальны, а вот повторить цветовую гамму возможно: у каждого цвета есть своя технологическая карта.
Как создается рисунок?
Чтобы сделать мозаичное панно, нужен эскиз или картон. Есть курсы, где вы набираете мозаику по велению сердца. Но если вы хотите сделать копию картины, то нужно взять распечатку этой картины и подобрать модули — тессеры. В технике модерн модули подбираются по структуре композиции и по форме предмета. Вы заранее планируете, какие модули будете использовать — где поставить шестиугольник, где треугольник. А вот копию римской или византийской мозаики нужно создавать по эскизу, так называемому, картону. Картон поделен на определенные строки, ведение которых надо соблюдать.
На столе разложены коробочки с цветными кусочками стекла, инструменты, среди которых — пинцет с загнутыми концами, мастихин и роликовые кусачки для стекла. (Мастихин — инструмент, который используется в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. В мозаичном искусстве мастихин используется для нанесения клея.)

Первый этап работы — выбрать размер своей будущей игрушки, придумать сюжет композиции и определиться с цветовой гаммой. Я выбираю заготовку среднего размера и решаю, что центральным элементом будет красно-желто-синий кот.

Второй этап — выложить и приклеить заготовку из кусочков стекла. Сложность в том, что некоторые куски стекла достаточно большие, и мастера школы показывают, как с помощью кусачек откалывать стеклышки нужного размера и формы.

Когда все кусочки мозаики наклеены, заготовку минут на 15 уносят сушиться. После этого наступает финальный этап: затирка цементом. Игрушка моментально преображается, светлые детали резко контрастируют с темной затиркой. Оказалось, что мой кот вполне похож на кота, а зеленый фон — ни что иное, как елка, на которую он залез (по мнению маленьких участников мастер-класса).

Я выхожу из школы счастливая, крепко сжимая в руке собственноручно сделанную игрушку. Оказывается, мозаика действительно настолько погружает в себя, расслабляет и гармонизирует, что время летит незаметно. Я согрета тёплой атмосферой Школы, дружелюбием мастеров, счастливыми улыбками детей и взрослых, многие из которых, как и я, пришли на занятие впервые, и у них получилось! Именно сегодня я не только узнала много нового о мозаике, но и поняла, что способна на большее, чем думала.
Никита, давно ли вы связаны с мозаикой?
Да, уже лет 10­-11, начал заниматься ей сам, в художественном училище, а продолжил в мастерских Петербурга.
Как, по вашему, мозаика влияет на чувства людей?
Я думаю, что на каждого человека она оказывает своё влияние. Мне в занятии мозаикой нравится полное отключение от всего, она задействует очень много чувств, концентрация не позволяет отвлекаться на что-­то еще.
Как вы планируете развивать школу?
Продолжать, делать выставки работ, принимать участие в международных фестивалях. Еще мы активно развиваем дистанционные курсы, поскольку к нам многие приезжают из других городов и стран. Мы заказываем инструменты, собираем наборы, комбинируя их с материалом, и отправляем желающим.
Есть ли у вас в Петербурге «место силы»?
Это абсолютно весь Петербург. Вот недавно открыли участок ЗСД, он потрясающий, ездить с Васильевского острова на север очень здорово!