To main content

Саундтрек к моей жизни

Юность – бесшабашная, смелая, отчаянная. Вкус первого поцелуя на губах, первая любовь и первое расставание, становление себя. Все события, мысли, эмоции неизменно сопровождаются музыкой и образами, которые она создаёт. Мы засыпали с наушниками в ушах, и заставить нас вытащить их не в силах был никто на свете. Тратили последние деньги на новые альбомы полюбившихся музыкантов, сбегали из дома на концерты. Шепотом повторяли слова песен, засевших в сердце как заноза, отстукивали ритм пальцами.


Каждый из нас разделил эту пору со своими любимыми исполнителями. Время идет, все меняется, и вот уже новые вдохновители сопровождают чужую юность. Кто они – те, кто творит и поет именно в Петербурге?

Текст: Дарья Лаврова (кроме Далгата Раджи),
Никита Семёнов (Далгат Раджи)

Вопросы для интервью подготовили: Дарья Лаврова,
Юлия Никольская, Никита Семёнов
BASICS
Orchestra: радость, которая всегда с тобой
Рецепт хорошего настроения: взять контрабас, саксофон, клавишные и ударные, приправить вкуснейшим вокалом, добавить артистизм, щедро всыпать чувство юмора, пропитать добром и любовью, украсить питерской интеллигентностью и харизмой. Ммм, получилось нечто потрясающее… Как называется? Дунаевский Orchestra!
Каждое выступление – прекрасная музыка и миниатюрный спектакль. Именно с этих песен хочется начинать день, весело шагать по лужам, ехать в метро, пить кофе, танцевать, признаваться в любви, смеяться и мечтать. О юности, счастье и творчестве нам рассказал лидер группы Константин Дунаевский.

Каков численный состав группы на данный момент?

— Здравствуйте. Изначально я хотел быть ветеринаром, потому что мне всегда нравились животные. В детстве я очень любил энциклопедии, а потом у нас в школе началась биология. Я полюбил её из-за зоологии. Позже началась анатомия, которая была ещё более интересна. И хотел пойти на врача, но с химией у меня отношения были сложные. Поэтому методом исключения я понял, что пойду на психологию.
У нас в биологии был маленький раздел про мозг человека, похожий на психологию, и я подумал, что было бы интересно узнать про это побольше. Люди как-то принимают решения, мне было интересно, что на это влияет. Также у меня были личные проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Сейчас я понимаю, что это были социальная тревога, дисконект в общении с людьми. Также на это наложились проблемы в общении с отцом. Эти проблемы привели меня на психологический факультет. Мне хотелось решить свои проблемы, понять, как работает мозг и помочь другим людям в понимании себя.
Какие безумства вы совершали в юности?
Самым своим безумным поступком до совершеннолетия я считаю своё совершенно спонтанное поступление в театральную академию, которое полностью изменило всю мою дальнейшую жизнь. Про таких, как я, говорят: "пришёл за компанию".
— Музыка - неотъемлемая часть юности, люди, взрослея, ищут в музыке себя. В чьей музыке вы "находили себя" в юности?
До 14 лет я не придавал особого значения тому, что слушаю. Мне просто нравилась мелодия или ритм песни. Но в 14 лет все перевернулось, так как я случайно поставил сборник синглов группы The Beatles, и с тех пор я считаю, что ни одно моё музыкальное потрясение не может сравниться с прослушиванием этого диска.
— Какая музыка или какие исполнители вдохновляют вас сейчас?
В данный момент в разделе "Музыка" в моем телефоне британская группа The Moog, американская певица Meghan Trainor и новый альбом Наггано. Артисты меняются у меня каждую неделю, я слушаю очень много музыки.

— Ваше кредо (по сведениям из Интернет-источников) – дарить людям счастье. А что счастье для вас?
Счастье для меня - понимать и чувствовать, что я живу честно и правильно и что радую близких людей. Также я чувствую себя невероятно счастливым, когда преодолеваю преграды и препятствия на своём пути. На сегодняшний день - это новая программа и новый альбом. Это счастливые хлопоты.

Есть ли у вас в Петербурге «место силы»?
Это Петроградский район, где я родился и вырос. Играл там в футбол с 10:00 утра и до ночи. Это дало свои плоды.
Питер неуловимо присутствует в вашей музыке. Как город повлиял и продолжает влиять на ваше творчество? Какие нотки он вносит в вашу музыку?
Все свои песни я сочинил в Петербурге. Мне кажется, что в нашем городе огромное количество молодых и скромных интеллигентов и интеллигенток, которые скоро соберутся в армию, и тогда мы захватим этот мир. Наша музыка даёт надежду и веру в себя всем, кто в чем-то терпит неудачу, и пробует начать сначала. Мы даём всегда ещё один шанс нашему человеку. Мне кажется, Питер такой же. Он не делает тебя звездой или размазывает об асфальт, как Москва, он всегда даёт надежду на то, что тут можно найти – что-то или кого-то. Хотя текст к нашей песне "Мой Петербург" написал не я, а мой друг Иван Пинженин. Это крутая песня.

Ваши песни - чудесный коктейль из красивых мелодий, ироничных текстов и театрального представления. Где вы берете сюжеты для песен? Это отчасти реальные истории?

В любой песне, над которой я работаю, мне в первую очередь важны основная идея (про что) и внутренний конфликт (кто за что борется). Я много черпаю из театральных знаний, из своего театрального опыта - завязка, кульминация, развитие, концовка и так далее. Я переношу эти вещи в песню, и тогда она становится маленьким спектаклем. Иногда ставлю себе более приземлённые задачи - качнуть, заставить танцевать, и тогда мы делаем прямую бочку, шестнадцатые на хэт и простая мелодия с запоминающимся припевом.

Константин, что для вас более значимо - театр или музыка и почему?
Я занимаюсь совершенно разными вещами в Молодёжном театре (Молодёжный театр на Фонтанке) и в своей группе, мне трудно проводить какие-то ни было параллели. Это трудно сравнить и ещё труднее выбрать. Могу сказать так: мои театральные успехи будут интегрироваться в музыку и наоборот. И в театре, и в музыке я хочу совершать новые открытия и продолжать искать ключи к сердцам новых зрителей и слушателей.


PRAVADA: модный рок с берегов Невы

Времена меняются, а рок с берегов Невы – неизменная марка качества. Музыка группы PRAVADA – атмосферный рок нового времени, драйвовый и эмоциональный, с невероятной энергетикой и пронзительно искренними текстами песен.
За неполных 3 года у ребят уже синглы, клипы, альбом и международное признание (и это только начало)! При этом ребята начисто лишены «звёздной болезни»: с радостью дают интервью и общаются с поклонниками, охотно участвуют в питерских опен-эйрах и подтверждают: #рокэтомодно!
О влиянии Петербурга на творчество и о тайне названия PRAVADA рассказал нам фронтмен группы Юрий Заслонов.

Как вы пришли к созданию группы? Является ли сегодняшний состав группы изначальным?
Для каждого из нас это произошло абсолютно естественным образом. Долгое время мы играли по разным бандам, в некоторых пересекались, общались. В один из тёплых вечеров собрались у меня, обсудить накопившиеся творческие задумки. Поймали одну волну, и понеслось. А состав почти со дня основания остаётся оригинальным. Это очень ценно, потому что нас объединяет не только музыка, но и определенная душевная близость.

Как распределяются роли у каждого из участников группы?
Мы единый организм, у каждого своя зона ответственности. Я автор песен и, как правило, на репетицию приносятся уже понятные наброски – куплет с припевом или вещь целиком. Часто мы просто собираемся и делимся музыкой, предлагаем разные зарисовки, биты или гитарные рифы. Главное – поймать общую атмосферу.

Что означает название PRAVADA?
— Это слово каким-то магическим образом появилось у меня в голове. Всё вертелось вокруг слова «правда», а затем необъяснимым путем трансформаций превратилось в «pravada». Мы решили, что оно звучит благородно и соответствует нашему внутреннему миру.


Как пришла идея заняться музыкой?
— Это было просто круто на тот момент. Вряд ли это тогда можно было назвать самовыражением, просто девчонки по-особенному глядели на парней с гитарами. Родители меня отдали в музыкальную школу по классу гитары, закончив её, я сразу же сколотил первую группу. К третьему курсу строительного университета, объездив весь Дальний Восток, понял, что меня затянуло по полной, и решил перебраться в Петербург.

В чьей музыке вы «находили себя» в юности?
— Я никогда не слушал музыку с мыслью - «О, это же про меня!». Музыка скорее подчеркивала чувства, эмоции внутри меня. Я всегда искал саундтрек к настроению. Если бунтовал, то слушал Кино, если грустил, слушал Krec. Я даже не столько ценил поэзию в песнях, сколько образы, создаваемые словами в голове. Так через меня прошло очень много разной музыки, оставившей неизгладимое впечатление.


Какие исполнители вдохновляют сейчас?

Ежедневно появляется невероятное количество музыки, и не всегда хватает времени, чтобы окунуться во всё её многообразие. Из последних меня зацепил альбом «Voyager» французского электронщика Vitalic. Также стараюсь всегда уделять время культовым музыкантам и своим любимчикам. Среди них Radiohead, The National, The xx, Kings of Leon и ещё где-то 200-300 имён и названий.



Как считаете, для какой жизненной ситуации идеальна ваша музыка?

— Думаю, в этом смысле она универсальна. Среди наших композиций найдется саундтрек к любой из жизненных ситуаций, к отношениям, к желанию подумать о неумолимости времени. Пусть каждый сам решает для себя, при каких событиях и обстоятельствах её слушать.


Что особенного вносит атмосфера Петербурга в вашу музыку? Есть ли у вас в Питере «места силы»?

В Питере мы проводим основную часть жизни. Каждый день наблюдаем его архитектурные пейзажи и серый погодный нрав. Это придает нашей музыке свой особый минорный колорит. Убежден, что переменчивый климат благоприятно влияет на творческий процесс. Место силы – наша творческая мастерская на Казанской улице. Из окна на последнем этаже открывается замечательный вид на дворы-колодцы. Летом там особенно тепло и по-домашнему. Там мы собираемся вместе, вдохновляемся, много разговариваем и делаем музыку.



Что характерно для современной музыки? Чем она отличается от музыки, которая была 10 лет назад?
10 лет назад была последняя яркая точка в развитии отечественной музыки. Я говорю сейчас об альтернативной волне, которая надолго останется в нашей памяти. Что касается нового времени, то сейчас такое трудно представить, так как все группы двигаются более обособленно. А если говорить о музыкальной составляющей, то тренд меняется по несколько раз за десятилетие. Но в основе его лежит один из жанров с четким и понятным клише, который ранее уже был на волне. Его просто адаптируют во время.


Дмитрий Ефимов: #ХипХопДжазПоп
Танцы или музыка? Иногда и выбирать не приходится, а петербургский музыкант, танцор, хореограф, экспериментатор и просто человек-оркестр Дмитрий Ефимов тому прекрасное подтверждение.
Творчество Дмитрия разнообразно, его невозможно уложить в какие-то рамки одного или двух существующих стилей. #ХипХопДжазПоп – это джазовая гармония, ритмы хип-хопа и заводная энергия поп-музыки, слитые воедино. Вместе они порождают особенную, драйвовую стихию. В интервью Дмитрий рассказал нам о музыке, вдохновлявшей его в юности, и о том, что отличает его творчество от творчества других музыкантов.

Давно занимаешься музыкой?
— Музыкой я занимаюсь 4 года. Свой стиль в музыке я создал, пройдя долгий путь изучения различных музыкальных стилей и «плавания» в них.


Кто в юности вдохновил тебя на создание своей музыки? Какие исполнители вдохновляют тебя сейчас?
Первый раз, когда я понял, как это классно – музыка и ее создание – это была музыка и клипы Майкла Джексона. Если копнуть чуть глубже, то любовь и интерес к музыке пошли от моих родителей. Раньше родители собирались компанией со своими друзьями и устраивали что-то вроде квартирника. У них играла разная музыка: в основном джаз, Элтон Джон, Биби Кинг, Фрэнк Синатра. Это и сформировало мой музыкальный вкус с самого раннего детства. В юности еще одним кумиром стал Джастин Тимберлейк, был период увлечения творчеством Эминема, был Боб Марли. Из советско-российской музыки – Леонид Агутин и Валерий Меладзе, группа Браво, СанСей, Каста. Сейчас в эту копилку добавились Бруно Маас и Джейм Браун - его я люблю сейчас даже больше, чем Майкла Джексона.

Откуда ты? Как повлияла атмосфера города на твою музыку?
— Я из Салехарда. Питер колоссально повлиял на меня и мою музыку. Впервые, как я приехал сюда – с Питером случилась любовь с первого взгляда. Я прогулялся по Невскому и понял, что этот город будет вдохновлять меня. «С этим город будет связан очень хороший период моей жизни» - сказал я себе. Мне до сих пор не надоел Петербург, я все так же его люблю. Конечно, за неимением времени немного не хватает той ностальгии – пройтись, прогуляться, поразмышлять.

Где ты черпаешь вдохновение для своих текстов? Есть ли у тебя «место силы» в Петербурге?
Место силы для меня – это Гостиный двор, Садовая и набережная Невы на Дворцовой. Это место для меня самое вдохновляющее, очень сильное. Там я написал свою первую песню.

Как ты думаешь, что отличает именно тебя от других музыкантов? Что сокровенное ты вносишь в свою музыку?
Я стараюсь делать всё честно и душевно. Когда сажусь за музыку, всегда стараюсь не выпустить то, что было написано сначала, а продумываю текст. Что-то выкидываю, что-то добавляю, постоянно советуюсь с моей командой. Плюс ко всему, вместе с песнями, я постоянно танцую. Можно сказать, я – поющий танцор. Стараюсь к каждой песне подходить оригинально и с душой, окунаться в музыку глубоко и профессионально. И так – во всем моем творчестве. Собственно, именно поэтому и появилось такое направление, как Хип-хоп-джаз-поп.

Что сейчас в тренде в музыке? Появились ли относительно недавно какие-то новые музыкальные течения?
Могу сказать одно: мы уже не успеваем за тем, что происходит с музыкой сейчас, настолько все быстро. Сложно сказать конкретно, что нового появилось в музыке, потому что тенденция метаморфоз в ней очень велика. Каждый день появляется что-то новое. Смешение стилей – пожалуй, самое актуальное для музыки. Чем оригинальнее ты смешаешь стили, тем лучше для тебя как исполнителя этого нового направления.


Где эту новую музыку можно услышать именно в Петербурге?
Во-первых, конечно, можно послушать нашу музыку (смеется). Еще – Егор Сесарев и его команда, Филипп Черебко, PRAVADA, «Восемь по Гринвичу», группа «Лёня». Очень классное место – бар The Hat, там часто звучит именно эта новая музыка.


Как по-твоему, сейчас много субкультурного течения?
Да, новой музыки вообще много, самой разной – от металла до рэпа. И это не уйдет, потому что люди делают то, что нравится им самим.

Слушают ли молодые люди старую музыку? Если да, то на твой взгляд, почему?
Слушают, естественно. Слушают много всего – от стихов Есенина до песен Высоцкого, и с зарубежной музыкой такая же история. Люди слушают эти песни потому, что они до сих пор не теряют своей актуальности, а еще потому, что практически все эти песни – про любовь. Когда человек пишет чисто и искренне, это и становится вечным и о вечном.

Бретонский Блок: мелодии средневековой дискотеки

Средневековая дискотека… В голове эти два слова никак не связываются друг с другом, а перед глазами встают образы барышень в пышных платьях, пытающихся попасть в ритм модного DJ, крутящего пластинки.
На деле все куда любопытнее. Средневековые костюмы действительно имеют место быть, а вот музыка, хоть и отличается от современной, неудержимо тянет пуститься в пляс. Мы пообщались с фолк-коллективом «Бретонский Блок», который играет играющий танцевальные мелодии северо-западного региона Франции. Ребята рассказали о своих музыкальных инструментах и о возрастном составе людей, посещающих их концерты.

На вопросы интервью отвечали: Алексей Перкин, Анастасия Егорова, Олюшка Тихая, Саша Йомер

Ваш коллектив существует с 2013 года. Как вы нашли друг друга?
Настя: Мы с Лешей знали друг друга через общую знакомую, с которой мы недолго пробовали играть бретонскую музыку трио. А потом у нас собрался такой состав из знакомых и знакомых знакомых)

Олюшка: Я с Сашей играла уже в нескольких ансамблях. С Лешей мы были знакомы по студии народного и старинного танца Persona Viva и участвовали в спектакле по мотивам бретонской сказки – «Женитьба Анку». С него и началось мое увлечение бретонской музыкой.

Диатонический аккордеон, леверсная арфа, виола да гамба… Звучит-то как! Расскажите немного о ваших инструментах!
Саша: В ансамбле я играю на октавной мандолине. Этот инструмент, как и ирландский бузуки, часто используется в самых разных фолк-направлениях. Октавная мандолина - родственник итальянской и португальской мандолин. Инструмент по диапазону близок к гитаре, но отличается по тембру и строю. Еще я иногда играю на таре (рамочный барабан) - это скорее ближневосточный инструмент, но он уже прочно обосновался в фолк-традции.

Леша: Диатонический аккордеон традиционно используется в бретонской и французской народной музыке. По сути, это просто гармонь. Особенность данного вида в том, что на сжим\разжим меха играются разные ноты, и к этому приходится привыкать. У меня гармошка в соль\до (плюс несколько случайных знаков на двух верхних кнопках), и играть в других тональностях там сложно, но мы все равно играем.

Настя: Если говорить про леверсную арфу именно в бретонской народной музыке, то стоить сказать, что все исторические разновидности арфы обходили ее стороной где-то до середины двадцатого века, когда началось возрождение народной арфы в Бретани и ее воссоздание. А дальнейшая пропаганда этого инструмента напрямую связана с таким бретонским арфистом, как Алан Стивелл и его альбомом «Renaissance de la Harpe Celtique».

Олюшка: Виола да гамба - инструмент родом из Испании, но расцвет ее приходится на французскую музыку восемнадцатого века. В девятнадцатом веке этот инструмент почти забыли, но в двадцатом, когда в Европе все больше становилось популярным исторически ориентированное исполнительство, его возродили, буквально заново научившись на нем играть по старинным трактатам.



Вы молодые ребята, а играете такую «взрослую» музыку. Насколько она находит отклик у слушателей?
Леша: Фолк-музыка – это не «взрослая» музыка, в Европе, да и у нас, ее слушают, играют и танцуют очень много молодых людей. К примеру, бал-фолк - это современные народные танцы. Они танцуются, по большей части, как раз молодыми людьми, но не только. В отличие от традиционных народных танцев, в бал-фолке более допустимы и даже приветствуются импровизации. Это идет также и из музыки, которая может быть ближе даже к джазу, чем к традиции. Также в бал-фолке практически отсутствуют географические границы: танцеваться могут танцы очень разных народов: от итальянских до скандинавских.




В чем отличительная особенность бретонских танцев?
Настя: Цепочки! Кажется, что они очень простые, а некоторые даже не переносят их - мол, скучно такое танцевать. Однако, как только поймаешь общий пульс всех танцоров - дух захватывает!

Актуально ли это для современной молодежи?
Саша: Не думаю, что фолк - массовое направление. Наша аудитория - не школьники и, в основном, не студенты, а люди постарше.

Какое ваше произведение вы бы назвали самым зажигательным?
Леша: Если судить по последнему концерту, то это определенно Pach-Pi и Larry D!
Какие события юности стали предтечей выбора фольклорного направления музыки?
Настя: Я сперва подалась в танцы, но, как только надо было определяться, каким направлением заниматься вплотную, появилась возможность научиться играть на арфе. Позже удалось совместить музыку и танцы.

Саша: Для меня важной точкой стали интерес к мифологии Ирландии и Скандинавии, стихи ирландского поэта Йейтса. Стала интересна культура стран, и логично, что захотелось узнать и музыку - с тех пор я играю разный европейский фолк, теперь уже не ирландский.


Далгат Раджи: многогранный рэп
Далгат Раджи – молодой и талантливый музыкант, с большим опытом написания песен в различных жанрах. Основная цель его музыки – донести свой внутренний мир до слушателя. Большое сердце, трудолюбие и талант - главныенаправляющие его творчества.

Рэп-исполнитель рассказал нам о том, почему он выбрал именно рэп, а также о главных мыслях своих текстов.

Давно ли ты занимаешься музыкой?
— 8 лет, сейчас участвую в выступлениях команды-соло «НеБеси» и записываю альбом в разных стилях: грайм, андерграунд, даблтрайм и другие.


Как ты понял, что хочешь заниматься именно рэпом?
— Это было спонтанно, как будто толчок свыше. Сначала я увлекался роком, преимущественно отечественным, часто слушал КиШ, Арию - все, что сейчас считается классикой русского рока. Но как-то раз мой друг предложил мне послушать именно рэп. Я сначала отпирался, но, послушав трек Басты «Моя игра», я понял, что меня зацепил текст и музыка в целом. У меня даже появилось желание собрать свою группу, чтобы играть такую музыку. Это произошло настолько неожиданно и ярко, что идеей создания группы я сразу поделился с друзьями.


Хотелось ли бы тебе записать совместные песни и композиции с представителями совершенно противоположного тебе стиля?
На данный момент я нахожусь в творческом поиске, мне интересно всё, поэтому нельзя точно определить, что именно «не в моем» стиле. Хочется попробовать многое, эти эксперименты позволят мне достичь комфортного эмоционального уровня для того, чтобы двигаться дальше.


Можешь назвать исполнителей, с которыми бы ты хотел заняться совместным творчеством?

— Например, с Григорием Лепсом – мне нравится его мощный голос и то, как он подает себя публике. Кроме этого, он очень отличается от многих других исполнителей. С Сашей LOG DOG, он раньше тоже занимался рэпом, но сейчас он артист совсем другого жанра, довольно неплохой вокалист. С ним бы я с удовольствием записал трек. Еще – с Наргиз Закировой: она очень неформальная и интересная.



Рэп – это, скорее, не песенный жанр, и музыка там своеобразная, настроенная на отбивание ритмов и создания некоторого фона для текстов. За счет каких приемов выразительности достигается такая популярность данного жанра?
При написании текста будущего трека тщательно прорабатывается каждая строчка, даже каждое слово должно быть на своем месте – для достижения максимальной эмоциональности. Нужно стараться отразить весь спектр эмоций, который ты хочешь передать своим слушателям. Если говорить о музыке, то она является очень важной составляющей. Если сделать ее достаточно простой и атмосферной, слушатель будет больше обращать внимание на голос читающего рэп. Если использовать больше разнообразных инструментов, голос отходит на второй план, а вместе с ним и текст.

Какую главную мысль ты пытаешься донести до своих слушателей, что хочешь рассказать им в своих песнях?
Я рассказываю про то, как сейчас живется современной молодежи: многие заняты погоней за деньгами, за властью. Таким образом, они теряют себя. Я рассказываю про это и даю советы, как избежать таких негативных последствий. Стараюсь это делать при помощи вопросов, которые задаю себе. Хочу, чтобы каждый, кто слушает мои песни, тоже начал их себе задавать. Ведь чем больше человек задает себе вопросы, занимается самокопанием, тем больше он начинает понимать, тем самым, развиваясь.