Художник по текстилю Катя Абламская в очередной раз подтвердила, что от любви до ненависти один шаг — и необязательно с мужчиной, такое бывает и с ткачеством.
Распутывала пряжу Анастасия Медвецкая Фотографии: Надежда Мелкумова Переплетала нити Катя Абламская
Я мечтала стать художником с 6 лет, как только пошла в художку.
Мне очень повезло: мой выбор всегда поддерживала мама, поэтому и путь художника был довольно планомерным — почти без резких поворотов.
Хотя нет, перед поступлением в Строгановку меня немного штормило между живописью и графическим дизайном, а потом я вообще спонтанно выбрала текстиль. И, видимо, это была судьба.
Годы Строгановской академии я считаю одним из лучших периодов в жизни. Учиться было сложно, но при этом интересно и весело. На первых курсах мне совсем не нравилось ткачество — создавать копию фрагмента шпалеры было невыносимо! Очень кропотливая, тонкая работа. Но всё не зря: прежде чем делать «неправильно», нужно хорошо разобраться в классической технике.
Думаю, история моего творчества началась на курсе экспериментального ткачества, который вёл председатель правления Ассоциации художников декоративных искусств Гораздин. Мы были просто заражены творческой энергией преподавателя. Он предлагал нам посмотреть на ткачество под другим углом: использовать нестандартные материалы, придумывать собственную фактуру, уходить от привычных форм и решений. Это было так здорово и необычно, что даже такие ненавистники ткачества, какой тогда была я, бежали на эти пары с удовольствием. С тех пор ткачество меня уже не отпускало. Я выбрала эту технику для дипломного проекта и окончательно влюбилась в гобелен как в вид искусства.
Сегодня я обожаю медленный медитативный процесс ручного ткачества, но ткать так, как это делали средневековые ткачи — ужасно скучно. Да и может ли это быть актуальным в 21-м веке?
В чём-то я остаюсь верной традициям: прямоугольный формат, туго натянутая основа, ручной труд. Но внутри мне хочется создать сложную текстильную поверхность, наполнить её необычными фактурами, уйти от изобразительности.
Когда на пятом курсе я придумала фактуру из полипропиленового шнура и золотой фольги, я даже не подозревала, что она станет моей фишкой, но именно с тех пор я стала смотреть на предметы под другим углом. Теперь в строительных магазинах я рассматриваю лески для газонокосилок и думаю о том, что они неплохо бы смотрелись в будущем гобелене… (Смеётся.) То есть иногда меня вдохновляют сами материалы.
Но бывает и наоборот: я работала над триптихом про стихии — образ воды никак не складывался, хотя были и канаты, и шнуры, и мочалки, но чего-то не хватало. Потом я случайно увидела на море рыболовные сети и поняла, что именно они придадут моей работе аутентичную атмосферу.
В моём последнем проекте Programma 101 я использовала старые провода: наушники, USB-шнуры, зарядные устройства. Пройдя сквозь нити основы, они обрели новый смысл, превратились в концептуальную фактуру. Безусловно стали метафорой, символом мира машин.
Так, в среднем за месяц я тку один квадратный метр.
Я стараюсь активно участвовать в выставках Московского Союза художников. Также мои работы можно увидеть в галерее Евгения Шутко. Как раз сейчас там проходит выставка «Фактура, форма, образ». Идея экспозиции — показать, как использование необычных материалов и приёмов, объединяясь с традиционными техниками ткачества, приводят к возникновению актуальных и необычных работ. Я очень рада быть участником такого интересного проекта.
Как бы амбициозно это ни звучало, мне кажется, что каждый художник мечтает о соло-выставке.
Думаю, мне было бы интересно выстроить экспозицию, основанную на контрасте образов: мир реальный с энергией природы, стихий, явлений и мир виртуальный, который стремительно меняет нашу жизнь и реальность.