С английским на «ты»

Что первое вам приходит в голову, когда вы задумываетесь

об изучении английского языка? — Слишком сложно, долго, поздно…

Блогер и тренер по английскому языку Юлия Рыбакова разрывает

шаблоны и стереотипы.

Постигала особенности английского языка Ксения Вранчева
Делилась секретами обучения Юлия Рыбакова
Как к вам пришла идея создать блог? Почему вы посвятили его именно английскому языку?
Изначально я вела блог на WordPress на английском языке. Мне было интересно, что происходит в мире, разные статьи, новостные порталы на английском языке, и просто писала о том, как я вижу ту или иную новость. Я заметила, что многие в Америке интересуются тем, что я пишу. И я создала то же самое на русском. Писала на разные темы, также новостные, жизненные. Людям и мне самой это очень нравилось. Я решила двигаться в этом направлении.
Потом муж предложил мне создать блог в инстаграме, так как инстаграм на тот момент приобретал всё больше и больше популярности. И так появился мой блог. Изначально это были обычные посты с фотографиями. Никакой даже мысли и речи о видео не шло. Я просто писала про изучение английского языка — как учить, как преподавать, как запоминать и т.д.
Сколько времени вам потребовалось на развитие блога?
Здесь скорее речь идет о качестве. Это требует больших сил, идей, ресурсов, энергии и просто креатива и творчества. Но пару-тройку лет назад, я точно помню, у меня было всего 450 подписчиков. Примерно столько времени потребовалось, чтобы сделать большой скачок в этом направлении.
Многие изучают английский язык для работы, для путешествий. Как и с какой целью, вы начали изучать его?
Я начала изучать язык в школе, как, наверное, многие. У меня не было цели и любви к языку. В школе я очень не любила английский. Для меня это был один из самых трудных предметов, потому что его тогда преподавали по нашей советской системе. Хоть уже был не Советский Союз, но всё равно какое-то время тянулась эта система преподавания. Это было преподавание языка, как и любого интеллектуального школьного предмета, математики, например, где ты должен что-то вычислять и запоминать. Я не понимала, как можно изучать язык как таблицу умножения, просто зубрить и решать тесты или контрольные. И именно тогда у меня зародилась идея, что когда-нибудь я всё-таки пойму, как учить язык и, возможно, кому-то тоже помогу в этом.
А что помогло вызвать интерес к языку?
Наверное, разные культуры. Меня манила не только та жизнь, которая меня окружает в моей действительности, но и то, что происходило во всём мире. Я прекрасно отдавала себе отчёт в том, что если я хочу общаться с людьми, узнавать больше, читать, путешествовать в будущем, то я должна учить международный язык. То есть он мне нужен как средство коммуникации с остальным миром, который мне очень интересен.
Я думаю, у каждого есть своя «нелюбимая» тема при изучении языка. Есть ли у вас такая?
У меня это скорее профессионально нелюбимая тема, которую не любит большинство моих учеников. Это тема советов, конструкция с suggest и recommend, потому что она очень похожа на нашу русскую конструкцию «я тебе советую», «я тебе рекомендую», но строится она противоположным образом, то есть по грамматическому строению она не имеет ничего общего с нашей русской конструкцией. И это та тема, где 95% учеников делают ошибки. Она бермудский треугольник английского языка, все в него попадаются. И если я хочу сделать какие-то коварные опросы в блоге, то обязательно вставляю эту тему, потому что знаю, что практически все в ней ошибутся.
А на каком языке вы предпочитаете смотреть фильмы или сериалы?
У меня практически нет времени на фильмы и сериалы. Но, конечно же, в качестве отдыха я иногда смотрю фильмы, очень люблю это делать. И в основном стараюсь смотреть на английском, потому что мне это интересно с профессиональной точки зрения, и это добавляет челленджа, потому что в некоторых фильмах речь бывает настолько быстрая, настолько беглая
и, так скажем, под фильтрами спецэффектов и происходящих в фильме событий, и из-за этого всё накладывается на речь, и её труднее воспринимать. И это меня очень мотивирует. Если мне доступны две версии, на русском и на английском, то я скорее выберу английскую.
Расскажите о вашей методике обучения. Она основана на вашем личном опыте?
Да, конечно, все мои методики основаны только на моём опыте. Был интересный момент в самом начале моей карьеры преподавателя, когда я занималась с учеником, мы выполняли письменные упражнения, и вдруг на середине я поняла, что мы это уже делали. И это была одна из основных ошибок. Если ты преподаешь, учишь язык правильно, у тебя просто нет шансов
не заметить, что ты делаешь одно и то же упражнение повторно. Потому что, когда ты используешь эмоции, ты точно его запомнишь. Если мы не задействуем свои эмоции, чувства, то мы учим язык неправильно. Это, наверное, основа основ моей методики, проверенная на тысячах учеников. Именно по этой методике, на своём опыте я написала книгу. Я работала с учениками разных возрастов от 2-х до 70-ти лет, и с разными уровнями и просто смотрела, что позволяет учить очень быстро и совершать быстрый прогресс, добиваться быстрых результатов, а какие материалы тормозят процесс изучения и не делают его эффективным.
Как вам удаётся зацепить аудиторию через минутные ролики?
Это надо, наверное, спросить у аудитории. Но я думаю, эмоциональная подача в видео, разрыв шаблонов. В изучении английского очень много шаблонов и принято им следовать. «Это слово употребляется только здесь», «этот маркер употребляется только с этим временем», а мне нравится рвать эти шаблоны. Мне нравится показывать нестандартный подход и показывать, что на самом деле не всё так однозначно, и основываться больше на реальном языке, чем на том, который подаётся в учебниках и пособиях. Потому что я всё-таки за аутентичность, за живой язык. И, наверное, то, что он связан с реальной жизнью, с нашими реалиями, современным общением, тоже привлекает к блогу.
Многие люди, даже идеально владеющие английским, имеют языковой барьер. Как его преодолеть? Сталкивались ли вы сами с этой проблемой?
Да, на самом деле это очень серьёзная проблема. Некоторые даже не подозревают, что у них есть языковой барьер. Люди учат язык, читают книги на английском, делают письменные задания, проходят разные тесты на определение уровня, им показывает очень высокий результат, но когда дело доходит до реального общения с иностранцем, то тут возникает ступор. То есть можно много лет изучать язык и только потом понять, что все эти годы ты жил с языковым барьером. Я тоже с этим сталкивалась. После университета я не умела говорить легко, спонтанно, автоматически. Как и многих преподавателей, меня этому не научили, и мне пришлось искать пути и придумать свои методы, лайфхаки, чтобы разговориться и помочь это сделать остальным. Основная методика в преодолении языкового барьера — это просто
начать говорить, заставить себя говорить. Мои две самых главных фразы — первое, если вы учите язык в тишине, то есть вы ничего не слышите, ничего не говорите, то вы просто зря тратите время и второе, язык мы учим через ушки и ротик. Потому что нам нужно говорить и слышать. Если мы не воспринимаем информацию на слух, и мы её не проговариваем, то это очень неэффективный способ. Это тот момент, когда изучение языка занимает годы и иногда
даже десятилетия. То есть люди изначально готовят себя к тому, что изучение английского языка займёт у них годы. Но на самом деле люди даже не подозревают, что если начать с нуля, до уровня intermediate можно дойти за несколько месяцев. Это реально, если использовать правильные материалы и методики и, конечно, задействовать говорение, слух и эмоции.
Влияет ли возраст на способность изучить язык?
Тут очень интересный момент, влияет не возраст, а твоё убеждение. Если изначально у человека убеждение, что в определённом возрасте изучение английского даётся очень трудно, то ему действительно будет очень трудно. Изучение языка — это по большей части психо-эмоциональные моменты и, в первую очередь, это избавление себя от блоков, от ограничивающих убеждений. В самом начале изучения языка садимся и подробно выписываем все свои убеждения. Даже если вам кажется, что вы в них не верите на 100%, если они пришли к вам в голову, значит они на вас влияют. Это те негативные убеждения, которые стоят у вас на пути. Выписываем их и прорабатываем. И можно даже спросить себя обратное, например: «А почему мне так легко даётся язык?», «Почему мне так легко запоминать слова?». Прописывание
всех этих позитивных «почему» оказывает колоссальное влияние на сам процесс изучения.
Поделитесь подходящими фильмами/ сериалами/книгами для изучения и практики английского языка
Я думаю, здесь всё зависит от личных предпочтений. Всегда советую подбирать подкасты, книги, сериалы только под ваши вкусы и интересы. Ориентируйтесь даже не на скорость речи или какие-то обороты в книге, а именно насколько вам интересна эта тема, насколько она вам откликается. Если, например, вы без ума от готовки, то вам подойдут кулинарные подкасты или
шоу. Также кто-то любит британский, кто-то американский английский. Все фильмы очень разные. Если вы ориентированы на американскую речь, слушать британскую будет очень трудно и скорее всего неинтересно. В книгах на 99% нужно отталкиваться от выбора сердца. Если вы хотите изучать английский только с помощью чтения, то это не очень эффективно. Многих это приводит к языковому барьеру. Когда мы читаем книги, мы работаем с пассивным
вокабуляром. То есть мы можем визуально воспринимать большие объёмы текста, понимать их, но, когда дело доходит до реального общения и применения этих знаний, наступает ступор. Мы не можем вспомнить фразу, хоть и знаем её в пассивном вокабуляре. Язык делится на восприятие и воспроизведение. И если вы хотите избавиться от языкового барьера, то нужно работать над воспроизведением языка, то есть над письмом, когда мы сами рождаем на основе
изученных фраз какие-то предложения, и работать над говорением, когда мы на основе изученных фраз строим предложение.
5 главных правил для успешного овладения английским языком
Само слово «правило» я не очень люблю. Оно у меня вызывает мандраж ещё со школьных времен. Я бы сказала 5 лайфхаков, которые помогают облегчить процесс учения.


Подключение эмоций. То есть, когда мы изучаем какую-то фразу, представляем её, как будто мы находимся в этой ситуации. Это очень помогает.

Подключение чувств. Задействуем зрительное чувство, слух, визуализацию, то есть, представляем эту фразу, визуализируем в картинке, в действии. Визуализация именно действия, движения в этой картинке очень помогает.

Говорение, обязательно. То есть с первых занятий мы начинаем не с алфавита, не с изучения списков слов, не с прорешивания тестов, мы начинаем с говорения.

План. Изначально, когда мы собираемся что-то изучать, если мы редставляем, что будем двигаться в хаотичном направлении, хватаясь рандомно за разные темы, скорее всего на определённом этапе у нас просто упадёт уровень мотивации, и мы остановимся. План позволит нам придерживаться нашей стратегии и двигаться вперёд.

Я думаю, это всё-таки вопрос «почему». То есть задать себе честно вопрос: «Зачем тебе английский?», «Что тебе это даст?», и лучше честно письменно на него ответить, выписать все позитивные моменты, все плюшки, которые появятся в твоей жизни, если ты будешь знать английский.