Русские сезоны

Этот номер посвящён нашей стране, её традициям и культуре. И когда я стала писать текст про стиль с ориентиром на эстетику национального костюма, вопросы всплывали гораздо чаще, чем ответы. Очевидно, что русская одежда навевает мысли о сарафане и кокошнике, в туристических центрах еще остались традиционные ремёсла, но словно это весточки из прошлого, далёкие от нашего времени и современности — тем более от манеры одеваться. Быт и выбор одежды стали более прагматичными и утилитарными. В этой статье я предлагаю вместе порассуждать, какое место в нашей жизни сейчас занимает исконная традиция выглядеть нарядными, применимы ли к современной жизни идеи национальной одежды и актуальна ли эта тема вообще.

Разбиралась в модных тенденциях, организовывала, стилизовала и декорировала съёмку Юна Юсупова

Фото и ретушь: Наталья Келлер
Макияж и прически: Алина Шурыгина instagram.com/foxislab/ Модели: Анастасия Лебедева instagram.com/anastasia_lebedeva/ и Александра Февральская instagram.com/jemantin/ Одежда: Анастасия Лебедева instagram.com/anastasia_lebedeva/ и Шоурум instagram.com/dunaevskaiam/ Ободки для волос: instagram.com/headband.couture/ Посуда и платки из личной коллекции семьи Викнянщук А.А. Поднос с сухоцветами, ваза для фруктов из эпоксидной смолы: Наталья Келлер instagram.com/made_by_keller/ Бэкстейдж: Николь Новицкая instagram.com/nicole_novitskaya/ Пространство: instagram.com/letovnutri.ru/ Консультант по содержанию статьи: Алёна Алферьева instagram.com/solncezapazuhoj/
Часто ли вы видите на улицах города людей, которые одеты со вкусом? В транспорте, в кафе или на работе? Я — нет. Сложно не заметить, что люди стали выглядеть проще, и что ассортимент в торговых центрах поменялся — домашняя одежда, спортивные фасоны, джинсы, бежевые оттенки и бесформенные вещи наполнили большую часть магазинов. И это не случайно. Пандемия и изоляция повлияла на нас гораздо больше, чем кажется.

За время, проведённое дома в четырёх стенах, приоритетом в одежде стал комфорт, спрос на вещи изменился и для потребителей, и для производителей. Так как же меняется рынок?

Покупатели ожидают от одежды удобства и возможности носить её с лёгкостью. А легко одеваться — это не думать о том, как ухаживать за вещами, не уделять большое внимание составлению комплектов и обходиться без декоративных деталей, которые не несут функциональности. В приоритете универсальный гардероб на все случаи жизни, где всё со всем сочетается без лишних вопросов.

Производители в ответ сокращают затраты на коллекции, выпуская, в первую очередь, базовые однотонные изделия, которые точно купят. Принимая во внимание экономический кризис, каждая марка ориентируется на массовую продажу максимально простых в производстве вещей: с прямым кроем, из недорогих материалов и с минимальным количеством декора. Этому способствует и развитие онлайн-шопинга и маркетплейсов, где гораздо легче предложить то, что сядет почти на любую фигуру. Таким образом, упрощение одежды закономерно и неизбежно.

Так осталось ли в современном мире место культуре одеваться? И насколько вообще красота в одежде остается важным аспектом жизни? Давайте разбираться.
Если пролистать каталоги европейских марок или посмотреть на манекены в витринах (а на них обычно представлены самые коммерчески успешные позиции), то можно заметить, что опоры на традиционную культуру в стиле не видно — образы скорее выглядят минималистичными, футуристичными, спортивными. В них сложно найти отсылки к истории русской моды.

Локальные российские марки и дизайнеры при создании коллекций гораздо чаще вдохновляются эстетикой европейского и азиатского стиля одежды. Стиль таких российских брендов, как Bat Norton и Katami Wear, интерпретирует азиатский, в частности японский, костюм, а производители классики вроде Charuel и Calista взяли за основу идею европейского костюма-тройки.

Но интерес к народному костюму всё же есть. Он свойственен каждой стране и культуре, хотя это не так очевидно, если посмотреть на то, в чём мы ходим каждый день. На мировом подиуме регулярно появляются отсылки к викторианской эпохе, африканским мотивам, орнаменту пейсли (огуречный принт), узору икат (узор, сотканный в полотно посредством частично прокрашенных нитей, который часто ассоциируют с Узбекистаном, но его корни до сих пор относят и к Юго-Восточной Азии, и к Индии, и к Средней Азии). В последние годы с подиума не сходила техника тай-дай — узелковый батик, который тоже не имеет подтверждённых географических корней, но широко распространен в разных этносах. Каждая деталь традиционного стиля имеет не только свою историю, но и современное прочтение как от крупнейших домов моды, так и в коллекциях масс-маркета. И колорит, насыщенность и богатство нашего национального костюма заняли почётное место в мировой истории моды.
Русская культура является источником неисчерпаемого вдохновения для любого художника, но чаще обретает на подиуме не прямое прочтение, а изящно цитируется. Так, например, Поль Пуаре в 1911 году показал первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань» со всем уважением к нашему национальному костюму и его мотивам, а Ив-Сен Лоран вдохновлялся Русскими сезонами Дягилева и эскизами Льва Бакста, создавая коллекцию «Русские оперы и балеты» в 1976 году. Карл Лагерфельд, Валентино Гаравани и другие величайшие дизайнеры нового времени также обращались к крою и деталям русского костюма в своём творчестве.

Из российских представителей модных домов, которые хранят традиции, в первую очередь, на слуху имена Ульяны Сергеенко и Алёны Ахмадуллиной — двух известнейших русских модельеров современности. ДНК этих брендов — переосмысление эстетики традиционной русской культуры, сохранённой в тканях, крое, орнаментах и вышивках. Так, например, Ульяна Сергеенко практически в каждой своей коллекции использует оригинальное вологодское кружево, вручную сплетённое специально для неё потомственными кружевницами. Да и крестецкая вышивка встречается на подиуме в совершенно разных марках.

Модные дома, о которых было сказано выше, создают дорогостоящие коллекции haute couture и pret-a-porter, что делает их доступными только для определённого круга людей. В то же время желание приобщиться к национальной эстетике и культуре есть в разных уголках нашей необъятной страны и даже за её пределами. И одно из решений данного вопроса — развитие культуры ремёсел, тайны которых, как в старые добрые времена, передаются из рук в руки, от мастера к мастеру.

Яркий пример применения национальной эстетики — всем известные павлопосадские и оренбургские пуховые платки. Это самый простой предмет гардероба для интеграции в современный стиль одежды — всего один аксессуар способен сделать гармоничный комплект в сочетании с повседневной одеждой. Получится небезразличный и не обезличенный образ с душой, потому что в каждом таком платке живёт прикосновение художника и народные мотивы.

Видели ли вы, с какой ловкостью и любовью мастера относятся к росписи жостовских подносов, гжели и хохломы? Сколько труда и знаний вложено в каждый предмет? Сколько непрочитанных вслух стихов и семейных историй таится в каждом завитке и форме. В любом касании кисти, стежке вышивки и рисунке стоит многовековая культура, живая и сильная. Самое дорогое, что она наша. И в современной одежде она может жить. А если есть спрос, будут и предложения.

Например, фасон свободного платья в пол появляется в летних коллекциях из сезона в сезон, являясь модным трендом, но если присмотреться внимательно — можно увидеть в нём форму исконного русского сарафана. В жару ситцевые платья в мелкий цветочек дарят женщинам лёгкость и демонстрируют фигуру в мягкой пластике и женственности. Хорошим примером марки, которая специализируется на таких платьях, является «Марыся». Из сезона в сезон они выпускают изделия с традиционной эстетикой во всём разнообразии расцветок. В петербургскую зиму, конечно, такие модели редко встречаются в гардеробах, но их можно увидеть на женских кругах и тренингах про силу рода, а значит желание надевать на тело вариацию сарафана определённо есть. И хотя русские мотивы не часто украшают городские комплекты, при внимательном рассмотрении можно выделить людей, которые умело вписывают отсылки к русскому костюму в образ и находят им современное прочтение.
Когда речь заходит о нарядах для зимнего сезона, отдельно хочется сказать про верхнюю одежду, головные уборы и обувь. Русская зима отличается от европейской температурной амплитудой и холодом, поэтому в снег и морозы сложно было представить русских красавиц без шуб, тулупов, валенок, шерстяных платков и меховых шапок. Они исторически были необходимы для всех русских жителей, так как климат был и остается суровым, а годовые перепады температур достигают пятидесяти градусов и более. Этим же была обусловлена многослойность традиционного русского костюма — несколько тонких слоев (рубахи, сарафан, нижние юбки) прекрасно сохраняли тепло.

Сегодня традиционная верхняя одежда и обувь, такая как натуральные шубы и валенки или сапоги, во многом уступили место эргономичным пуховикам и ботинкам, изготовленным из современных материалов. Во-первых они имеют меньший вес и совершенно другой контроль температуры тела, что позволяет чувствовать себя зимой гораздо свободнее в движении, чем в прежние времена. Во-вторых, во многом это связано с тем, что мы перенимали и перенимаем европейскую манеру одеваться, хотя многие визуальные рецепты в нашей стране не работают в силу климата.

Несмотря на то, что русская одежда была практичной и эргономичной для своего времени, она традиционно была богато украшена. Даже в повседневных комплектах встречалось много вышивки, деталировки и различных искусных рукоделий. Женщины сами расшивали платья и предметы домашней утвари, тем самым демонстрируя свое мастерство. Также во все времена женщины носили ювелирные изделия. Кроме декоративной составляющей, они несли в себе много символики и информации. Она могла быть обережной или рассказывать про положение человека в обществе — замужем женщина или нет, насколько богата семья и к какому классу принадлежит. И сейчас в стиле всё больше внимания уделяется смысловой составляющей украшений.

Вернусь к тому, что современные производства и стилизации образов ориентированы на Европу. Фотографии с улиц могут запросто демонстрировать сочетание шубы с открытой обувью или легкой юбки с плотным шерстяным свитером. Но сложно представить аналогично одетых людей в петербургскую осень или зиму. Поэтому решение перейти на пуховики, шарфы-пледы и ничем не примечательную сезонную обувь с плотной подошвой очень оправдано функциональностью и удобством. Но не стоит забывать, что мех (пусть даже искусственный), красивые орнаментальные платки русских промыслов и шерстяные гетры в сочетании и изящными сапогами также греют, а выглядят при этом совершенно по-другому.
Ценности и богатство русской культуры сформировались не на пустом месте, они появились с любовью к традициям и укреплялись в разных областях нашей страны на протяжении веков. И несмотря на то, что время меняет наше отношение к одежде, и она превращается из искусства выглядеть красиво в умение одеваться максимально просто и функционально, очень хочется сохранить в гардеробах эстетику и наследие родной культуры. И не терять свою национальную идентичность. Речь не идёт об использовании любой идеи или детали народного костюма «в лоб» — искусство одевать себя как раз и состоит в том, чтобы умело вплетать незаметные с первого взгляда детали традиционного кроя, стилизованные или переосмысленные орнаменты в повседневные образы, оставить в шкафу место для платьев и юбок, чередовать спортивную обувь с парадной. И не забывать, что комплект можно завершить изящными украшениями и аксессуарами не только в виде модных цепей или колец, но и использовать камни, плетения, бусы и броши, которые, несомненно, придают образу изысканность и статус.

Я со своей стороны как стилист-имиджмейкер искренне желаю нам сохранить любовь и внимание к одежде и к своему внешнему виду, несмотря на упрощение и выбор функциональности. И не столь важно, будем ли мы использовать идеи из конкретной национальной традиции или выберем для себя новаторские решения в стиле и современные материалы. Я очень хочу донести тот факт, что несмотря на пандемию и тенденции, которые она задала, воспитывать в себе культуру одеваться со вкусом — неотъемлемая часть личного развития и самовыражения. И что можно найти идеи и вдохновение в совершенно разных источниках. Но даже одно обращение к наследию русских традиций — бесконечное поле для фантазии и переосмысления нашего ежедневного выбора вещей.