— Павел, как вы сами себя позиционируете?
— Сейчас я бы назвал себя исследователь, предприниматель, колорист, фотограф.
Долгое время меня называли блогером, потому что был блог на ЖЖ (Живой журнал — блог-платформа для ведения онлайн-дневников, а также отдельный персональный блог, размещённый на этой платформе — прим. ред.), где было достаточно живой аудитории. Фотографии из путешествий и различные статьи привлекали большое количество людей. Поэтому в то время я бы поставил на первое место блогер, затем путешественник, потом фотограф. Но позже я понял, что эти приоритеты мне не нравятся. И углубился в фотографию. Всех интересовало удивить зрителя. Поэтому, в том числе, мы поехали в Бирму в 2009 году с другим фотографом Сергеем Долей. Тогда туда никто не ездил. Но я быстро понял, что экзотикой удивить не так сложно, ты просто превращаешься в регистратора. А меня интересовали смысл и эстетическая составляющая. Тогда я сместил фокус внимания и начал делать нетипичные снимки: показывал в других странах то, что можно увидеть и у нас. Неизбежно это повлекло снижение интереса широкой аудитории, да и ЖЖ стал умирать. Я внутри ЖЖ умер раньше.
В какой-то момент времени преподавание фотографии стало основной деятельностью. Я объездил множество стран с лекциями и мастер-классами. А потом стало неинтересно, перестал извлекать пользу из этого. С годами многое уточнилось, и сейчас меня хоть ночью разбуди — расскажу, что угодно и отвечу на любые вопросы касаемо фотографии. Поэтому я в 2017 году записал объёмную лекцию по теории цвета, и на ютубе выложил самую ценную часть. А ещё раньше, в 2013 году, написал книгу «Живая цифра». Сейчас пишу вторую книгу про критерии восприятия, их изменение со временем.
Также со студенчества я занимался параллельно предпринимательством, хотя это был не самый удачный опыт. И вот, однажды я познакомился со своим будущим партнёром Димой Кузнецовым. Он тоже снимал на плёнку, и наши интересы сошлись. Мы купили фотошколу в Москве и обосновали там и школу, и фотостудию. Но это произошло на закате моих преподавательских амбиций, приносило убыток, поэтому мы закрылись и стали думать, что делать дальше. Решили переформатироваться во что-то интересное нам обоим. Мне всегда нравилось проявлять и сканировать плёнки. В итоге мы переехали сюда (прим. на ул. Вавилова, 5) и начали с 70 м2 (сейчас 1000 кв.м.) и штата из 3 человек. Было смешно и не похоже на бизнес. Главная идея была — создать среду для творческого общения. Аудитория постепенно стала расти благодаря сарафанному радио. Здесь проходят и выставки, и лекции, и различные проекты реализуются. А также можно получить качественную печать в короткий срок. Перед пандемией мы достигли отличного результата — делали по 10000 роликов проявки в месяц. Потом на базе «СРЕДЫ» мы создали технологию сэмплирования изображений и разработали плагин для DaVinci Resolve — Dehancer. С 2020 года начались продажи, которые активно растут. Он активно используется на Западе, особенно в США, в том числе, в голливудских студиях, при создании сериалов Netflix. Оказалось, что этот невидимый бизнес (нет офиса, половины сотрудников я не видел) стал самым развивающимся и прибыльным.
Так что, в определённый период я бы на первое место поставил предприниматель-изобретатель.