Позвать музу в гости

«Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке».

Искала вдохновение Ермакова Екатерина

Фотографировала Диана Баландина

Модель Соня Федотенкова

Так Анна Ахматова изъяснялась о Музе, питающей и вдохновляющей на свершения в творческом пространстве. «У меня пропало вдохновение, я не могу придумать», — говорит порой тот, кому знакомы муки творчества. Хочется перефразировать классика и посвятить сегодняшнее размышление вопросу «Ждать или не ждать?» Надеяться на счастливый случай или довериться упорному труду?

Вопрос вдохновения и его ожидания является знакомым, наверное, каждому творческому человеку, будь то поэт, писатель, композитор, артист, художник или любой из нас, столкнувшийся с приподнятым состоянием готовности к свершениям. Как чарующе соблазнительна и сильна энергия Музы! Гостья эта неосязаема, однако переживаема всем существом. В состоянии вдохновения писать — одно удовольствие, а роль даётся актёру легче, исполняется убедительней, заражает и заряжает эмоциями сильнее и быстрее. Но стоит ли ждать капризной, непостоянной и величественной Дамы, время от времени снисходящей до творцов? В каких ситуациях ожидание неизбежно тормозит процесс?
Если мы говорим о людях, для которых создание предметов искусства, зарождение творческого материала являются работой, то на первое место выйдет сознательная деятельность и усердный труд. Ведь на ожидание уходит множество ресурсов: время, силы, эмоции. Ожидая чего-либо, мы можем впасть в соблазнительное оправдание собственной бездеятельности, ограничивающее и тормозящее процесс. Напряжённость и тревожность также нередко сопровождают любое ожидание. В итоге творить ни в состоянии спокойствия и безмятежности, ни в состоянии радости уже, скорее всего, не получится.
Если творческая активность для человека — хобби, то последствия ожидания кажутся менее губительными. Но сколько ждать? Сколько утечёт секунд, минут, часов из нашей жизни?
Ещё один довод в защиту НЕожидания состоит в том, что волевой элемент творчества (тот самый, благодаря которому мы направляем себя сами, не дожидаясь манны небесной) способен растормозить наше мышление. Подобно ежедневной зарядке, поддерживающей форму и здоровье тела, труд и усилия в процессе творчества сохраняют тонус нашего мыслительного тела, нашей креативности и гибкости, нашего воображения. В свою очередь гибкость мышления увеличивает шансы на скорейший приход Музы. Ведь почва уже подготовлена, обработана и готова к принятию семян. Сколь высока вероятность прорастания семян на подготовленной и неподготовленной почве? Давайте сравним. С творческим процессом зачастую происходит точно так же. Когда мы удобряем почву, мы повышаем её способность к плодородию. Удобряя своё мышление активностью, направленностью деятельности и преодолением лени, мы становимся творчески более плодородными.
Чем же и как ещё мы можем вспахать поле нашего мыслительного аппарата?
Существует множество путей приглашения Музы в своё пространство. Приведём некоторые из них.
1. Техники генерализации идей и решений.

Они позволяют по–новому взглянуть на предмет или мысль, под новым углом увидеть объект, явление или сочетание.
Некоторыми из способов являются:

  • Мозговой штурм
Проводится в группе, поэтому хорош для группового принятия решения и творчества. Для 15- минутной разминки задаётся простейший вопрос, не имеющий отношения к основной теме. Например, «Как использовать изрисованный лист бумаги?» После чего накидываются самые разнообразные варианты, независимо от их логичности, реалистичности, сложности и т.д. После небольшого перерыва осуществляется вторая волна, уже относящаяся к теме собрания. Главное правило этапа накидывания идей — никакой критики. Обсуждение и поиск оптимального варианта наступает уже после того, как поток мыслей исчерпан. Даже самый неожиданный, неподходящий и безумный ответ достоин того, чтобы поискать способ его реализации. Кто знает, а вдруг?

  • Технология пословиц
Позволяет искусственно сменить контекст решаемой проблемы.
На первом этапе задаём вопрос или формируем тему. После чего наугад выбираем пословицу (например, с помощью словаря пословиц). Затем прописываем как можно больше вариантов значений этой пословицы. На последнем этапе соотносим каждую из прописанных интерпретаций с нашим вопросом или проблемой. Вероятно, какой-то из ответов будет неожиданно свеж, необычен и одновременно точен. Для разнообразия попробуйте провести подобную процедуру не с пословицами, а с любой обычной книгой, выбрав наугад, как при гадании, страницу и строку. Расшифруйте и сопоставьте с вопросом.

  • Техника Магии морфа/морфологического анализа
Основана на случайном сочетании различных критериев и лучше работает с поиском решения проблемных ситуаций.
Задаём вопрос. Например, «Какую тему выбрать для творческого вечера?» Выделяем несколько ключевых элементов, имеющих значение. Обычно не больше четырёх. Что для вас важно? Может быть, место проведения вечера (например, на теплоходе, в поле, дома и т.д.)? Разнообразие персонажей (любой персонаж, или только из мультфильмов, или в образе животных, или из одного конкретного фильма)? Наличие костюмов (только элементы, или пижама, или без костюмов)? Определённый набор блюд (вегетарианский стол, мясной, только напитки, фуршет с мини-порциями)? Цветовая гамма (все в белом, красном, чёрно-белом, фиолетовом)? Музыка (расслабляющая или активная, поп или рок, с голосом или без)? Игры (настольные, напольные, активные, интеллектуальные)? На каждый ваш критерий выпишите варианты в столбик, а затем перепишите на небольшие листки по одному, сформировав несколько горок или шляп. Затем из каждой вытяните наугад по одному. Перед вами окажутся несколько слов из разных критериев. Например, один тип игры, одно место для вечера, одна цветовая гамма и один вариант музыкального сопровождения. Что объединяет эти варианты? Вечер с какой тематикой может содержать в себе выбранные вами несколько граней? Высок шанс получить сочетание, которое вас удивит и расширит палитру возможностей.
2. Автоматическое письмо.
Интерпретаций техники существует множество. Но основной принцип один: вы просто пишите. Хорошо подойдёт лист А-4. Погружаетесь в желаемое или необходимое состояние и пишите всё, что приходит на ум. Даже если ничего не приходит. Ручка и лист. Всё. Это могут быть отдельные слова, словосочетания, обрывки мыслей, просто закорючки, даже без слов. Когда процесс будет запущен, через некоторое время наше мышление откликнется и подхватит этот необычный диалог с самим собой.

3. Развитие правого полушария (для правшей).
Правое полушарие отвечает за способность мыслить образно, символически, нестандартно, абстрактно, интуитивно. Оно напрямую связано с нашими творческими способностями. В развитии правого полушария нам поможет письмо и рисование, а также любая иная деятельность, в том числе физическая, выполняемая левой рукой (именно за левую часть тела отвечает правая сторона мозга). Таким образом, через работу с телом мы влияем на свои способности к творчеству и собственную открытость новым идеям.

4. Наблюдение.
Чем более внимательны мы к окружающей среде, тем больше идей способны получить от окружающего пространства. Черпать вдохновение можно во всём: во взглядах и смехе людей, в упавшем осеннем листе, в угрожающе черном небе и порывах ветра, в звуках городского транспорта и не только. Главное — видеть и слышать мир, до которого стоит протянуть руку.

5. Работа с ассоциациями.
В основу положим слово, с которым хотим творчески повзаимодействовать. Далее прописываем ассоциации к этому слову в удобном для нас режиме. Всё, что приходит в голову. Важно не думать долго, желательно не думать вообще, а довериться внутренним ощущениям.
Вариантов работы с ассоциациями — множество.
Например, выбрав слово, мы можем записать одну ассоциацию на него, затем уже на эту ассоциацию — свою ассоциацию, а на последнюю — другую. И так до бесконечности, пока не родится новая мысль.
Одной из известных вариаций ассоциативной работы является ассоциативный тест Юнга, который может быть применим не только в психологии, но и в творчестве. Почему бы не посмотреть на объект через призму скрытого от нашего сознания? Всё просто. Берём лист А-4 и пишем сверху слово. Одно. Любое (которое хотим изучить). Слева записываем в столбик 16 ассоциаций. Затем объединяем слова попарно (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д.). И во второй столбик, чуть правее первого, записываем ассоциации уже на пары из первого столбца. У нас окажется уже 8 слов, которые мы объединим в пары для третьего столбика. На каждую пару так же придумываем ассоциацию. Итого — 4 слова. В четвертом столбике будет 2 слова-ассоциации: на пару первого и второго слова, а также на пару третьего и четвёртого. И, наконец, последний столбик, пятый. Из двух предыдущих ассоциаций создаём одну. Затем изучаем. Что это слово означает для нас? Какое отношение оно имеет к самому первому слову, которое стояло во главе? Иногда такой поток ассоциаций способен расшевелить нас быстрее, чем осознание дедлайна или попытка задействовать логику.

6. Творческий дневник.
Порой мысли и образы приходят обрывочно, внезапно и так же внезапно растворяются, не успев превратиться в цельное произведение. Поймать вдохновение за хвост возможно, если всегда иметь с собой под рукой блокнот для записи внезапно пришедших мыслей. Пусть они будут не цельными, непонятными, нелогичными. Когда придёт время, даже эти отдельные фразы смогут заложить основу новому созданию.

7. Создание творческой атмосферы.
Чтобы пригласить Музу в гости, порой достаточно оказаться в том пространстве, которое откликается подходящими эмоциями. Не обязательно приятными (хотя если поток мыслей и творческое волнение приходят к вам чаще именно в приятной среде — почему нет?) Порой ощутить прилив мыслей и образов помогает попадание в ту обстановку, которая соответствует теме творческого процесса. Цвета, звуки, температура, запахи, ощущение песка под ногами способны погрузить нас в историю о буре человеческих эмоций, холодности людского общения, солнца внутри каждого из нас, аромате надежды и прочее, прочее, прочее.
Прислушайтесь к себе. Прислушайтесь к теме творческого материала. И создайте вокруг тот мир, из которого хочется говорить, писать, придумывать, выражать, отдавать.

Итак, на вопрос «ждать или не ждать?» хочется ответить так: вдохновение — это прекрасно. Но само ожидание лишает нас множества возможностей. Находясь в состоянии напряжения, мы можем потерять ту лёгкость, которая присуща свободному для новых идей уму. Давайте представим, что вдохновение — это не крылья, без которых самолёт не сможет взлететь. Оно скорее подобно турборежиму, который применим уже в полёте, когда самолёт взмыл над землёй.
Конечно, никто не отменял спонтанного прихода красивой мысли, потрясающего образа, глубокой идеи. Пусть так и будет. Доверимся этой внезапности. А сами сделаем всё от нас зависящее, чтобы удобрить почву.
И тогда наш полёт никто не остановит.