Писать не сложно, сложно не писать. Хотя, есть немало условных трудностей и ответственностей. Если кто-то пишет стихи и публикует их, как стихи, то имеет смысл работать над ними, над слогом, над собой.
Каждый выбирает свой путь: кто-то много читает, кто-то идёт в ЛИТО, кто-то ходит по поэтическим мероприятиям и слушает, впитывает. Важно работать и понимать, какая за этим миссия.
Я часто слышу: «У меня родился стих». Я сама пишу так же. Этот процесс останавливать нельзя. Если стихотворение решило родиться, то оно сделает это, а мы – проводники. Вынашивание, бывает, занимает много месяцев. Оно растет внутри, обретает форму и, наконец, становится словами. Записываем, баюкаем, причёсываем — и в мир. Процесс, в общем, любопытный. У всех разный, наверняка. Но если желание «рождать» не яркое, то, может быть, и не нужно.
Мне кажется, что язык поэзии интернационален. Мы можем не понимать значения слов, но, слушая стихи, от чего-то понимать их смысл и понимать, что оно прекрасно. Если говорить о звуке, о речи, как о волнах (я не случившийся физик), то мы можем прийти к понятию вибрации речи.
Слова в целом могут возвышать или отягощать, могут повышать или понижать вибрации, а, значит, и состояние, в котором находится человек. Слова в стихотворении, на мой взгляд, когда они льются рекой, когда каждая буковка на своём месте, когда они звучат по схеме, то есть по ритму, тогда эти слова входят в определённый резонанс с частотой вибраций нашего тела и тогда они усиливают то или иное состояние. В нашем случае состояние проживания доброты, чувства радости.
Ещё добавлю капельку мистичности: через поэзию очищается душа. Мы находим в стихах отклики на свою боль, радость, любовь, находим ответы, которых сам автор, может быть, и не планировал давать. Но мы их находим. Такая простая магия. Поэтому поэзия нужна. Это малая форма диалога с душой.
Мы узнали, кстати, самый верный способ отличать стихи от поэзии: от поэзии бегут мурашки, а от стихов — нет. А мурашки — это же физическое проявление отклика души на внешний раздражитель.
И мы стараемся, чтобы люди, пришедшие к нам на вечер, уходили наполненные светом, радостью, силой. А когда получаем подобные отзывы, плачем и мурашимся сами:
«Спасибо за то, что заставляете остановиться и задуматься о том, что делает нас людьми; о том, что мы сами делаем себя и мир вокруг нас счастливым или несчастным; о многом. Ваша "мягкая сила" поэзии, песни и танца затрагивает очень тонкие струны души. Спасибо за чувство Прекрасного!»
«Девочки! То, что вы делаете — прекрасно! Тонко, глубоко, проникновенно, искренне и по–настоящему! Будто кто-то считал информацию из Вселенной и играет на струнах души прекрасную мелодию. Откликается очень! Огромная благодарность!»
Это отзывы о перформансе «Сила Трёх», в котором участвую я, Евгения Удальцова и певица VEДA.
Был смешной случай, когда мы решили делать презентацию книги «Маяк» в Буквоеде на Невском пр. Сотрудники повидали разных авторов и были, в целом, готовы к полуторачасовой беседе о современных поэтах, но тут пришли мы. В блёстках, с жёлтыми, синими и красными волосами, босиком. С настоящей корабельной рындой. А все гости приходили с настоящими пустыми банками вместо билетов. Мы устроили аукцион, продавали милейшие глупости и веселились.
Нам потом сказали, что подобного они не видали никогда.
Книга получилась особенной. Это коллективный сборник стихов и одна общая сказка о том, что у каждого человека есть свой маяк в жизни, о перерождении, о силе.
Боль и страхи у современного поэта, наверное, как раз в боли и страхах, которые транслируют другие современные поэты, используя это как нехитрый способ манипуляции эмоциями слушателя.
Бросить поэзию невозможно. Это как цвет кожи: либо поэт, либо нет.
С вдохновением поэта тоже интересная штука получается. Многие говорят о мистической музе и её коварстве, а мне кажется, что это что-то другое. Это вопрос работоспособности: постановки задач, продумывании миссии и обнаружении того самого потока, в который попадаем, впрыгиваем. Мы просто отдаёмся ему. Взаимодействуем.
Слава поэту нужна. Без ложной скромности. На это есть много причин и, скорее всего, психологических травм, хотя всё-таки причин: чтобы быть услышанным и иметь возможность менять мир к лучшему, нужно быть известным. Нужно, чтобы слово имело вес не только в форме рифмы и меткости образов, но и в умах (сердцах) слушателей (читателей).