Поэзия — экология души

Интервью с руководителем проекта Ольгой Жданкиной vk.com/olgajdankina vk.com/ecologic_soul
Проект «Поэзия – Экология Души» — творческое объединение современных поэтов, каждый из которых самодостаточен в отдельности и прекрасен в команде. Мы ставим перед собой задачу, о которой не принято говорить вслух. Вот сейчас я озвучу, и вы поймёте, почему: Мы хотим сделать мир добрее.
Вы не смеётесь, но другой бы на вашем месте, наверняка.

Мы активно популяризируем современную поэзию, предлагая миру иной облик поэта, не стереотипный. Мы всячески продвигаем образ поэта, как человека осознанного, светлого, без вредных привычек. Насколько это возможно. Творчество наших авторов нацелено на созидание. Мы создаём движение ресурсного творчества. Но без перекоса в духовность.

В проекте более 30 человек и все мы очень разные: кто-то пишет про космос, кто-то про шаверму, но каждый подаёт своё творчество через любовь.
После недавнего нашего выступления (перформанс «Сила Трёх» в Люмьер-Холле) мы получили отзыв, который теперь живёт в наших сердцах: «Я смотрела на вас и думала, какие вы сильные. А в конце поняла, какая я сильная». Вот ради этого всё затевалось.

Мы стараемся не слишком распыляться на мероприятия. Лет пять назад было иначе: хватались за каждую возможность, хотелось быть услышанными. Теперь хочется, чтобы нас действительно слышали, а для этого нужен внутренний ресурс и, собственно, форма, в которой мы подаём современную поэзию. На это всё нужны время и силы, поэтому перформансы у нас примерно раз в сезон, а такие мероприятия, как поэтические чтения, литературные салоны, конечно, чаще.

В библиотеке Кировских островов мы с Андреем Демьяненко, Натальей Ковалевской, Сашей Никоновым и Татой Купрейко проводим литературный салон «На островах» каждую последнюю пятницу месяца. В союзе литераторов ведём литературно-издательскую студию ЛИС каждый третий понедельник месяца. Участвуем в больших фестивалях и мероприятиях города.

В начале лета организовываем забавную встречу поэтов: они будут читать стихи только друг про друга, потому что это весело, потому что мы умеем делать поэзию нескучной.
Обязательно выйдем читать стихи на улицу, как только позволит погода и организуем несколько выездов за город. Каждый год мы путешествуем в другие города и страны с разными поэтическими программами, но 2020 внёс свои коррективы. Будем надеяться, что и в этом году удастся. Два года подряд мы выступали на самой высокой смотровой площадке в Европе — Башня ОКО в Москва-Сити. В этом году тоже в планах.

Мы готовим отредактированную версию перформанса «Сила Трёх», где задействованы две поэтессы и одна оперная певица. Говорим про силу человека и силу природы, про внутренний ресурс и отклик мира. Эта история стоит на стыке нескольких видов искусств, и теперь мы планируем привнести ещё один — пластический театр.

Что такое поэзия? Вопрос сродни «что такое любовь?»
Поэзия — это язык, на котором говорит мир. Это гармония слов и чувств, эмоций, переживаний и принятия. Ведь мы пишем, в той или иной степени, о собственном опыте, о том, что осознали, прошли и сложили в слова. Хотя, не всегда. Иногда перечитываю, задумываюсь: «Вот как я к этому пришла, как написала? Может быть, мне это подбросили?» И ведь наверняка подбросили.
Поэт творит в потоке. А вот откуда он приходит и куда движется — вселенская тайна. Поэзия похожа на язык программирования, только кодируем мы какое-то волшебство.

Я начала писать в 12 лет. Не имею ни малейшего представления рано это, поздно или нормально. Нормально ли вообще писать стихи? Это ведь, к слову, не всегда уместно в современном обществе. Поэт, который назвал себя поэтом, пишет не в стол, а в мир. Тогда бывает нестыковка с менеджментом действительности:
— Ты писатель?
— Нет, я поэт.
— Как Пушкин, что ли?
— Почти.
— Ты издаешь книги и зарабатываешь на этом?
— Нет.
— Тебя хоть по телику показывают?
— Нет. Но я делаю свой вклад в современную литературу, культурное наследие и делаю мир чуть лучше.
— …
The end

Но вскоре родные и друзья из реального мира смиряются с таким выбором поэта и даже приходят на мероприятия.

Писать не сложно, сложно не писать. Хотя, есть немало условных трудностей и ответственностей. Если кто-то пишет стихи и публикует их, как стихи, то имеет смысл работать над ними, над слогом, над собой.

Каждый выбирает свой путь: кто-то много читает, кто-то идёт в ЛИТО, кто-то ходит по поэтическим мероприятиям и слушает, впитывает. Важно работать и понимать, какая за этим миссия.

Я часто слышу: «У меня родился стих». Я сама пишу так же. Этот процесс останавливать нельзя. Если стихотворение решило родиться, то оно сделает это, а мы – проводники. Вынашивание, бывает, занимает много месяцев. Оно растет внутри, обретает форму и, наконец, становится словами. Записываем, баюкаем, причёсываем — и в мир. Процесс, в общем, любопытный. У всех разный, наверняка. Но если желание «рождать» не яркое, то, может быть, и не нужно.

Мне кажется, что язык поэзии интернационален. Мы можем не понимать значения слов, но, слушая стихи, от чего-то понимать их смысл и понимать, что оно прекрасно. Если говорить о звуке, о речи, как о волнах (я не случившийся физик), то мы можем прийти к понятию вибрации речи.

Слова в целом могут возвышать или отягощать, могут повышать или понижать вибрации, а, значит, и состояние, в котором находится человек. Слова в стихотворении, на мой взгляд, когда они льются рекой, когда каждая буковка на своём месте, когда они звучат по схеме, то есть по ритму, тогда эти слова входят в определённый резонанс с частотой вибраций нашего тела и тогда они усиливают то или иное состояние. В нашем случае состояние проживания доброты, чувства радости.

Ещё добавлю капельку мистичности: через поэзию очищается душа. Мы находим в стихах отклики на свою боль, радость, любовь, находим ответы, которых сам автор, может быть, и не планировал давать. Но мы их находим. Такая простая магия. Поэтому поэзия нужна. Это малая форма диалога с душой.

Мы узнали, кстати, самый верный способ отличать стихи от поэзии: от поэзии бегут мурашки, а от стихов — нет. А мурашки — это же физическое проявление отклика души на внешний раздражитель.

И мы стараемся, чтобы люди, пришедшие к нам на вечер, уходили наполненные светом, радостью, силой. А когда получаем подобные отзывы, плачем и мурашимся сами:
«Спасибо за то, что заставляете остановиться и задуматься о том, что делает нас людьми; о том, что мы сами делаем себя и мир вокруг нас счастливым или несчастным; о многом. Ваша "мягкая сила" поэзии, песни и танца затрагивает очень тонкие струны души. Спасибо за чувство Прекрасного!»
«Девочки! То, что вы делаете — прекрасно! Тонко, глубоко, проникновенно, искренне и по–настоящему! Будто кто-то считал информацию из Вселенной и играет на струнах души прекрасную мелодию. Откликается очень! Огромная благодарность!»
Это отзывы о перформансе «Сила Трёх», в котором участвую я, Евгения Удальцова и певица VEДA.

Был смешной случай, когда мы решили делать презентацию книги «Маяк» в Буквоеде на Невском пр. Сотрудники повидали разных авторов и были, в целом, готовы к полуторачасовой беседе о современных поэтах, но тут пришли мы. В блёстках, с жёлтыми, синими и красными волосами, босиком. С настоящей корабельной рындой. А все гости приходили с настоящими пустыми банками вместо билетов. Мы устроили аукцион, продавали милейшие глупости и веселились.
Нам потом сказали, что подобного они не видали никогда.

Книга получилась особенной. Это коллективный сборник стихов и одна общая сказка о том, что у каждого человека есть свой маяк в жизни, о перерождении, о силе.

Боль и страхи у современного поэта, наверное, как раз в боли и страхах, которые транслируют другие современные поэты, используя это как нехитрый способ манипуляции эмоциями слушателя.

Бросить поэзию невозможно. Это как цвет кожи: либо поэт, либо нет.

С вдохновением поэта тоже интересная штука получается. Многие говорят о мистической музе и её коварстве, а мне кажется, что это что-то другое. Это вопрос работоспособности: постановки задач, продумывании миссии и обнаружении того самого потока, в который попадаем, впрыгиваем. Мы просто отдаёмся ему. Взаимодействуем.

Слава поэту нужна. Без ложной скромности. На это есть много причин и, скорее всего, психологических травм, хотя всё-таки причин: чтобы быть услышанным и иметь возможность менять мир к лучшему, нужно быть известным. Нужно, чтобы слово имело вес не только в форме рифмы и меткости образов, но и в умах (сердцах) слушателей (читателей).


Сейчас поэт стал менее книжным и более сценным. Теперь важно собирать залы, читать вживую. И очень страшно, когда на классного автора не приходят люди. Зачастую просто потому, что не знают, куда приходить и что их ожидает. Ориентируются на стереотипы 60-х годов, когда поэты были прекрасны для своего времени, но они трудно вообразимы в современных реалиях. Однако зритель ещё мало знаком с новыми форматами подачи поэзии: шоу, перформансы, нескучные поэтические вечера.

Но всё будет! Благодаря тем, кто в нас верит, поддерживает и взаимодействует.
В конце хочу поблагодарить художника Валериуса. Он строит новый арт-центр и не видит его без поэтов. Благодарю дирекцию рок-фестиваля «Мир без Наркотиков», которые больше 4 лет приглашают нас организовывать поэтическую сцену в «Юбилейном». Благодарю Надю Кашафутдинову, которая создала масштабнейший фестиваль поэзии и всеми возможными способами помогает молодым поэтам выходить на большие сцены. Мои благодарности Анне Павловой из города Рязань, которая своими силами творит невозможное по организации поэтических мероприятий в своём городе. Спасибо Марии Степановой из Вологды, которая за свой счёт, будучи работником библиотеки, привозит поэтов из Санкт-Петербурга на выступления к ним. Благодарности письменным изданиям, которые пишут про современных поэтов и нашим вторым половинкам, которые связали свою жизнь с очень творческими людьми вне профессии и всем тем, кто нас поддерживает.