Театр и уверенность

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРАКТИК НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СТЕРЖНЯ

Театр и уверенность. Уверенность и театр. Давно известны терапевтические свойства театра в разных его ипостасях и проявлениях. Не только посещение театра, но в ещё большей степени обучение по тем или иным театральным методикам позволяет приобретать необходимые навыки для полноценной и продуктивной жизни. Разбираемся, какие именно способы прикосновения к театру можно использовать и как театральные практики влияют на развитие «решительных» личностных характеристик. Ведь для того, чтобы ими воспользоваться, не обязательно быть актёром.

Автор: Екатерина Ермакова
Иллюстрации: Yan Vernes
По роду своей деятельности я занимаюсь совмещением театральных и психологических методик для помощи другим людям в преодолении разных трудностей.

Изучая более 12 лет театральную сферу различными, пусть и своеобразными, путями, я вижу, как эта форма искусства способна оказывать влияние на человека и на все сферы его жизни. Обучение же психологии позволило мне обратиться к поиску тех мест, где пазлы этих двух гигантских пластов (театра и психологии) сходятся или могут сойтись воедино. Это оказалось очень вдохновляюще, продуктивно и крайне любопытно — насыщать сферу психологии театральными достижениями, а театральные практики — наработками в области психологии. Это расширяет возможности обучения, развития и терапии.

И одна из тех проблем, с которыми помогает справляться театр (в том числе и любительский), — это вопросы решительности, неуверенности, робости в общении, чересчур заниженной самооценки. Да, конечно, как ни удивительно, актёр очень часто сомневается, очень часто недоволен собой и осознаёт те зоны, куда можно стремиться. Но сомнение это немного иное. Из другого теста. Любой самый сомневающийся актёр так или иначе обладает внутренним стержнем. Без него невозможно существовать в профессии. Ведь любое создание, проживание и воплощение на сцене образа требует колоссальных энергозатрат, а для этого необходима опора. Такой человек — это гибкая ива. Она может гнуться, но сломать её, несмотря на всю кажущуюся ранимость и нередко высокую чувствительность, весьма и весьма непросто. Поэтому мой ответ на вопрос, влияет ли театр (и овладение актёрским мастерством) на состояние внутренней уверенности — однозначно да. И касается это как внутренней силы и решимости, так и уверенности в общении с другими людьми.

Парадокс в том, что актёрская сила порой — именно в уязвимости. И в смелости показать эту уязвимость. Так на первый взгляд недостаток оборачивается достоинством и ресурсом.
ЗАЧЕМ
Нередко, приходя в театр в качестве зрителя, мы с восторгом и какой-то особенной зачарованностью смотрим на истории, разворачивающиеся перед нами на площадке в 3 стены. И порой так хочется оказаться там же! Однако не так просто оказаться лицом к лицу со зрителем, прямо перед людьми, которые всё своё внимание в какой-то момент направляют на тебя одного. Порой и в жизни-то проблематично заставить себя обратиться к человеку, выступить перед аудиторией, оказаться убедительным перед начальством и просто поверить в свои силы на любом поприще. Это чисто человеческие сложности и проблемы. Выходя на сцену, актёру важно очиститься от всей подобной шелухи, предрассудков и неуверенности.

Именно поэтому в практиках обучения актёрской профессии так много техник и тренингов, вырабатывающих внутренний стержень. Это далеко не значит, что все актёры являются уверенными в себе людьми. Но выходя на сцену они способны отметать внутренние комплексы и отказываться от страхов во имя искусства.

Не так трудно перенести подобные практики в жизнь человека, не являющегося профессиональным актёром. Любой из нас, будь то ребёнок, подросток или взрослый может применять театральные упражнения и в своей обыденной жизни.
ПАРАДОКС В ТОМ, ЧТО АКТЁРСКАЯ СИЛА ПОРОЙ — ИМЕННО В УЯЗВИМОСТИ. И В СМЕЛОСТИ ПОКАЗАТЬ ЭТУ УЯЗВИМОСТЬ. ТАК НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД НЕДОСТАТОК ОБОРАЧИВАЕТСЯ ДОСТОИНСТВОМ И РЕСУРСОМ.
ЧТО
Через какие же средства приобщиться к миру театра и где искать возможности для применения наработок великих деятелей театра?

1. Театральная литература: теория и практика

Чтение книг о театре от ведущих теоретиков и практиков позволят получить знания о различных системах и взглядах на актёрскую природу, об органике и энергетике актёра, об актёрском обаянии, о важных составляющих мастерства актёра. Кроме того, во многих источниках содержится информация о театральных тренингах, техниках и практиках. Немало существует сейчас книг, в которых описаны упражнения, использование которых не требует сложных условий и дополнительного реквизита. Выполняя их самостоятельно, можно прокачать свой психофизический аппарат и приобрести некоторые простые навыки для жизни. Один из ведущих авторов такой литературы — Константин Сергеевич Станиславский. Практическую составляющую можно вычленить даже из его теоретических изысканий (можно читать целые тома самого Станиславского, можно — те книги, в которых описана именно тренинговая часть по системе Станиславского).

2. Театральные постановки на волнующую тему

Спектакль, как и любые другие проявления искусства, способен оказывать глубинное воздействие на того, кто его воспринимает. Поэтому, посмотрев спектакль о человеке, чья проблема пересекается с вашей, вы имеете возможность замотивировать себя на дальнейшие изменения. Если перед вами история о неуверенном и нерешительном человеке, кто знает, с какими решениями вы сами выйдете после просмотра действа.
3. Участие в театральных марафонах по актёрскому мастерству или сценической речи

Сейчас проходит немало марафонов самой разной длительности — от нескольких дней до недель или месяцев. Среди них — как платные, так и безвозмездные мероприятия, как очные, так и онлайн. Обычно на марафонах разбирается какая-то конкретная тема или совершенствуется определённый спектр навыков. Логично, что чем меньше длительность, тем чаще всего более узкий этот спектр. Достаточная ограниченность во времени позволяет делать курсы интенсивными. Однако в таком формате далеко не всегда есть возможность глубинной проработки и плавного вхождения в систему.

4. Открытые уроки театральных студий и школ

Подобные разовые занятия, зачастую со свободным входом, проходят во многих театральных коллективах, как государственных, так и частных. В данном случае вы, особо ничем не рискуя, можете попробовать свои силы, поучаствовать в разных упражнениях, посмотреть на форму занятий и тот подход, которого придерживается педагог, понять, что и какими способами развивается в данном подходе. Считайте это пробой пера. Что интересно, в таком формате можно не только познакомиться с театральными занятиями изнутри и понять, как они устроены, но зарядиться приятными эмоциями и успеть актуализировать собственный запрос на будущее (то есть понять, на чём вам в дальнейшем можно и нужно сделать упор в собственном развитии).

5. Театральные коллективы (студии, мастерские, любительские и народные театры)

Для особо желающих плотнее прикоснуться к миру театра изнутри, дерзко ворвавшись или осторожно вплывая в подноготную театральной деятельности, в Санкт-Петербурге представлен немалый перечень мест для реализации долгосрочных перспектив. Длительное пребывание в театральном коллективе любительского и обучающего формата даёт возможность участия в развивающих тренингах и проработки наиболее полного перечня личностных качеств, а также выхода на сцену (участия в спектаклях и фестивалях.
КАК
За счёт чего? Какими конкретно театральными и околотеатральными средствами может достигаться уверенность? Какие приёмы, особенности театральных тренингов и театральной деятельности оттачивают внутренний стержень личности?

1. Внимательность к себе, другим и миру

Внимательность — одно из первичных качеств, которое развивается у будущих актёров и у тех, кто решил познакомиться с театром изнутри. Внимательный человек больше замечает вокруг и поэтому нередко может быть на шаг впереди. Умение же предугадывать и предвидеть также позволяет быть более уверенным. Ибо такой человек лишён внутренней слепоты.

Умение концентрироваться на себе и своих ощущениях в процессе выполнения отдельных актёрских упражнений или прохождения цельных тренингов (когда мы изучаем и совершенствуемсебя) позволяет намувести своё внимание от возможных взглядов со стороны к своему глубинному, внутреннему миру. В этот момент мы можем быть заняты именно собой вместо того, чтобы думать о том, что на нас кто-то смотрит. Это значит, что один из поводов для страха перед чужими взглядами теряет свою силу. Но это в тренинге. На сцене же, проживая роль в тех или иных обстоятельствах, актёр сосредотачивается на партнёре и на том, чего хочет от него добиться (через те или иные действия), сосредотачивается на главной цели своего персонажа (сверхзадаче), конкретных задачах и способах их достижения. От этой сконцентрированности и исчезает страх публичности. Думать о зрительном зале уже не приходится, ведь занят актёр совсем другим. Он словно выстраивает невидимую для зрителя четвёртую стену, отделяющую воображаемый мир, мир его персонажа и персонажей вокруг, от мира зрителя. Именно эта прозрачная стена позволяет в театре в нескольких метрах от публики создавать особые пространства, так сильно отличающиеся от происходящего за пределами сцены и театра.
2. Самопознание как основа уверенности

Знание, как известно, — сила. Театральные тренинги и упражнения позволяют узнать о собственных сильных и слабых сторонах, своих особенностях. Если я знаю — я могу это менять. Если я знаю, я становлюсь чуть менее непредсказуем для самого себя.

3. Саморазвитие и самоценность

Занимаясь актёрским мастерством и посещая театральные тренинги, мы вкладываем в себя ресурсы: время, энергию, иногда финансы. Согласитесь, достаточно трудно и странно вкладываться в то, что не значимо, не важно, не достойно уважения. И ещё одна деталь: чем больше навыков мы приобретаем на тренингах, тем больше появляется у нас дополнительных шансов для осознания собственной ценности и уникальности.

4. Работа над сценической речью

Совершенствование своего речевого аппарата и умения говорить необходимо во многих профессиональных сферах. Актёры довольно большой отрезок времени изучают эту дисциплину. Речевой тренинг не только научит говорить чётко, ясно, грамотно, понятно, красиво, богато, образно и эмоционально, но также позволит ощутить силу своего голоса, а, значит, и себя. Ведь неуверенный человек зачастую, боясь говорить и заявлять миру о себе, демонстрирует тихую и невнятную речь. Работая над речью, научаясь не бояться собственного голоса, мы имеем возможность запустить механизм изменения черт своего характера. Уверенный голос трансформирует нас, помогая стать уверенным человеком в более глубинном смысле.

5. Пластическое развитие

Работа с телом, познание тела и собственной пластичности как средства выражения личности позволяет лучше понять и принять себя, осознать свои границы, уверенней и свободней говорить (ведь речь и тело очень тесно связаны).


6. Техники расслабления и снятия мышечных и психологических зажимов

Один из важных признаков неуверенности — напряжения и зажимы, как заметные взгляду (телесные), так и едва чувствуемые партнёром, но всё равно уловимые. Напряжения влияют и на наше самочувствие, и на здоровье, и на то, как мы себя презентуем миру, и на то, как мы разговариваем с другими. Осознание существующих зажимов и работа с ними, в том числе с помощью разнообразных актёрских техник, позволяют нам начать ощущать себя иначе, более естественно себя проявлять, чувствовать себя комфортнее, способствовать комфорту партнёра и сделать беседу более непринуждённой.

7. Изучение особенностей и приобретение навыков общения между персонажами

Для полноценного взаимодействия героев на сцене важно изучить, как это самое взаимодействие происходит в жизни. Техника общения в жизни, по большому счёту, идентична общению персонажей. Разбирая одно, проникаем в другое. Например, любой вопрос одного человека другому предполагает ожидание ответа, за любой фразой обычно следует реакция партнёра, общение сопровождается отношением к человеку и к ситуации, в которой находятся собеседники. Кроме того, полноценное общение подразумевает внимание к партнёру, которое также развивается у тех, кто соприкасается с театром.

8. Перевоплощение в роли

Любой образ — это некая одежда, надев которую мы уже чувствуем себя иначе. Исследователи в области психологии и театральные деятели сходятся в том, что помимо влияния внутреннего состояния на внешние проявления существует и обратное явление: влияние внешних проявлений на внутреннее состояние. Человек, двигающийся иначе, одетый иначе, говорящий иначе, нередко чувствует себя иначе. Поэтому воплощение образов уверенных и решительных людей способны придать нам внутренней уверенности, научить вести себя со временем более решительно.

Ознакомьтесь, например, с теорией эмоций Джеймса–Ланге и подходом Всеволода Мейерхольда. Принцип «от внешнего к внутреннему» говорит о том, что через поведение и внешний образ можно формировать внутреннее состояние, внутреннюю правду. Один из частных примеров внутреннего преображения через внешнее — изменение степени нашей уверенности как результат работы над собственной речью, упоминавшейся выше.
9. Естественность на сцене и в жизни

Театр, как ни странно, — это место, где ты не можешь не быть естественным. Порой это вынужденная естественность («так называемая правда поневоле»), но она позволяет научиться открываться и проявлять эмоции искренне. Ведь наигрыш на сцене грозит тем, что зритель и партнёр не поверят и спектакль не состоится в полном смысле этого слова. Поэтому как бы ни было страшно, приходится открывать дверь в собственное сердце. Ибо НЕ открыться и оказаться неестественным — ещё страшнее.

Наигрыш не приветствуется не только на сцене, но и в жизни. «Ненастоящесть» почти всегда видно. Люди это чувствуют. Когда понимаешь эту простую истину, начинаешь осознавать необходимость быть собой. Быть живым. Чувствовать и открывать людям то, что ты чувствуешь. И возможность побороть преграды на пути к этому — великий дар.

Важно также отметить, что неуверенный человек нередко погружён в тревожные мысли о том, что окружающие могут осудить его и его действия, подумать «что-то не то». Театр учит не ждать одобрения и мгновенной оценки, положительных откликов, не задумываться о том, как ты выглядишь прямо сейчас на сцене. Он позволяет быть и «некрасивым» и «неправильным» (если это заложено в образе). Позволяет просто быть. Настоящим. Естественным. В маске, но без маски.

Про естественность подробно и точно говорит К. С. Станиславский: «Артисту, точно грудному ребёнку, приходится всему учиться с самого начала: смотреть, ходить, говорить и так далее… Всё это мы умеем делать в жизни. Но беда в том, что в подавляющем большинстве мы это делаем плохо, не так, как установлено природой. На сцене надо смотреть, ходить, говорить иначе — лучше, нормальнее, чем в жизни, ближе к природе: во-первых, потому, что недостатки, вынесенные на свет рампы, становятся особенно заметными, во-вторых, потому, что эти недостатки влияют на общее состояние актёра на сцене».
10. Развитие внутренней энергетики

Изучая тему взаимодействия с партнёром, К. С. Станиславский вводит понятие лучеиспускания. Под ним подразумевается воздействие на партнёра без видимых (внешних) действий. Лучеиспускание способствует не только более эффективному донесению до другого человека того, что стоит за мыслью, но позволяет актёру стать интересным для партнёра и зрителя. Ведь оно похоже на распространение невидимых флюидов на подобии того, как цветок источает свой аромат, привлекающий внимание всех вокруг. Человек, развивший в себе умение «лучеиспускать» на сцене и в жизни, скорее будет чувствовать себя уверенным, ведь он излучает внутреннюю силу и осознаёт это. И, кстати, для полноценного лучеиспускания также необходимо избавление от любого напряжения и приобретение внутренней свободы.

11. Формирование навыка импровизирования

Одно из важных условий импровизации — это согласие с теми обстоятельствами, которые предложены миром (или педагогом). Импровизация не может начаться, пока внутренне не произнесено «да!». Чем чаще мы участвуем в импровизационных тренингах, тем больше шансов научиться говорить «да» любым обстоятельствам, а это значит, что в трудных жизненных ситуациях появляется больше шансов, что мы будем не паниковать и впадать в состояние анабиоза, а искать выход, подключив всю свою гибкость и креативность.



12. Актёрские приспособления

Актёрские приспособления — это различные психологические способы воздействия на другого человека с целью добиться чего-либо. Изучая тему приспособлений, научаясь подыскивать различные приспособления в тех или иных ситуациях, тренируясь в применении различных способов достижения целей, мы раскрываем собственную многогранность, развиваем гибкость мышления, а также приобретаем дополнительный арсенал общения с людьми не только на сцене, но и в жизни. Это «мирное вооружение» во взаимодействии с людьми и миром.

13. Сквозное действие как путь формирования решительности и навыка преодоления

Сквозное действие, простыми словами, — это стремление во что бы то ни стало добиться своей цели (той самой сверхзадачи, о которой уже говорилось выше). Любые действия на сцене направлены на достижение желаемого. Актёр всегда знает, ЧТО и ЗАЧЕМ он делает. Помимо этого существует контрсквозное действие — это все те помехи и преграды на пути, через которые к цели движется персонаж. Изучая эти понятия и практикуя достижение актёрской цели и цели персонажа (например, в этюдной форме), человек может приобрести навык преодоления и внутренней стойкости в собственной жизни.

14. Сценический опыт

Чем больше повторяющихся действий, тем легче бывает сформировать привычку. Опыт выхода на сцену, общения с аудиторией, опыт говорения и отдачи энергии, а также опыт постоянной работы над собой со временем позволяет нам осуществлять взаимодействие с людьми и открываться миру более легко, качественно и с удовольствием. Кроме того, работая на сцене, мы привыкаем к «смотрению» на себя других людей. Стеснение и робость нередко выражаются в дискомфорте от проявления чужого внимания. Актёр же такое внимание испытывает постоянно. Чем чаще он бывает в этом состоянии, тем больше «прививается» от неуверенности. Возьмём же это на заметку, занимаясь театральными практиками и приобретая опыт публичных выступлений!
15. Неудача как залог успеха

Чем больше неудач, тем больше возможностей для развития и продвижения вперёд. Не достигает ничего тот, кто ничего не делает. Ошибки же позволяют нам анализировать, разбирать их причину и справляться в будущем с собственными слабостями. Когда вы сталкиваетесь с актёрской профессией, то понимаете, насколько важна терпимость к собственным ошибкам и неудачам, лёгкое к ним отношение, а также гигантская стрессоустойчивость. Театр провоцирует развивать это значимое для актёра качество, если его нет от природы. Это не значит не обращать на свои ошибки внимание. Это означает научиться их принимать и тратить силы на устранение ошибок, а не на переживания по поводу того, что они произошли. Ведь по сути, что бы актёр ни делал, всегда можно лучше. Идеала нет, поскольку нет некой «нормы». Это очень живое искусство. Как невозможно прожить жизнь идеально правильно, так и здесь достаточно проблематично сделать всё на 100% на высоте. Принятие своих ошибок и грамотное к ним отношение — залог более здорового существования в этой профессии и сохранения стабильности психики. Даже если театр для человека — хобби, рано или поздно необходимость такого понимания, скорее всего, приходит к каждому.

16. Формирование сценической и повседневной смелости

Многое из того, что преподают в актёрских ВУЗах и школах, будь то актёрские экстремальные и необычные тренинги, дисциплины из цирковой области или же занятия по сценическому движению, пластике и танцам, преследует цель научить студентов смелости, выходу из зоны комфорта, преодолению страхов, способности шагнуть вперёд к сложному и, возможно, ещё непокорённому ранее подобно сотрудникам МЧС. Актёр в хорошем смысле бросается на амбразуру. Иногда это умение помогает в обычной жизни решать вопросы в экстренном порядке, спасать, помогать, выходить из сложных ситуаций, не боясь при необходимости рисковать.
Ваш художественный руководитель в недавнем интервью сказал, что хороший актёр — тот, кому постоянно что-то нужно.  Как вы считаете, в чём заключается актёрский талант?
17. Просто делать

Театр — это в первую очередь действо. Действие. И многие тренинги помимо развития тех или иных внутренних особенностей и сторон личности способствуют приобретению одного важного умения — просто делать. Выходить и делать. Без действия результат невозможен, насколько бы сильно человек ни познал себя. Одного знания мало. Театр же позволяет почувствовать телом. Научиться преодолевать в действии. Ногами. Даже пьесы и тексты перед началом полноценной постановки пробуются и изучаются актёрами именно «ногами» для более полноценного проживания обстоятельств истории и прочувствования собственной роли. Просто делать — это значит перейти от теории к практике. Можно очень много о чём-то говорить, но пока не начнётся практическое освоение, до цели дойти маловероятно. И иногда навык просто начать делать шаги собственными ногами, переставляя их по земной поверхности, не заменит ничто. Никакие знания.
Театр — это огромный мир. И дары его бесценны. Решительными шагами он заполняет пространство вокруг себя, наполняя каждого из его участников внутри и снаружи, укрепляя ту ось, вокруг которой создаётся сама жизнь.

Однако важно помнить и осознавать, что театр — не панацея. Он, безусловно, лечит, однако для неподготовленного человека погружение в него может оказаться фатальным. Люди творческих профессий зачастую оказываются очень ранимы и уязвимы. А в сфере непрофессионального творчества и подавно (ведь здесь нет даже подстраховки и ощущения защищённости, которые порой приобретаются актёрами за счёт профильного образования и успешного опыта существования в профессии). Поэтому одно из первейших пониманий, к которому важно прийти человеку творчества в целом и театра в частности, заключается в том, что всегда найдутся те, кому он «не понравится». Всегда найдутся критики, антифанаты, люди, неосторожно высказывающиеся негативным образом. Зачастую всё это очень субъективно. Но, так или иначе, оно есть. И если человек остаётся, несмотря ни на что, в своём любимом деле, продолжает следовать выбранному пути в искусстве, тогда приобретёт ту самую уверенность. Поэтому самое важное — правильно выбрать ту дозу лекарства под названием «театр», к которой вы готовы.
PS: Автор выражает искреннюю благодарность за ценные замечания и комментарии, а также поддержку при написании статьи актёрам Театра Дождей: Анастасии Никитиной и Ксении Розовой.