Талант — это внутреннее неспокойствие

Что такое талант и в чём заключается мастерство актёра, чем живёт современный драматургический мир и нужны ли театру критики — об этом всëм мы поговорили с художественным руководителем театра «Комедианты», заслуженным деятелем искусств Михаилом Александровичем Левшиным.

Интересовалась жизнью театра актриса, режиссёр и журналист Лилит Шеина

Знает театр «Комедианты» изнутри музыкант и журналист Евгений Хромов

Редактировала Алина Гандич

Евгений: по счастливой случайности, с вашей легкой руки меня приняли на службу в театр «Комедианты» и я стал соучастником театрального дела. Мне всегда хотелось задать вам личный вопрос, спросить о чём мечтал маленький Миша и какая линия судьбы привела вас к успешной карьере художественного руководителя театра и режиссёра?
Я появился на свет 31 декабря 1940 года. Летом 1941 года началась война, и мы уехали в эвакуацию в Сибирь, в Омск. Там я прожил до окончания школы. Омск — это моя вторая родина, куда бы я с удовольствием ещё раз приехал.
Театр в моей жизни появился достаточно давно. Мы с сестрой, уже учась в школе, показывали родителям различные отрывки из спектаклей. Помимо этого, я начал участвовать в самодеятельностях, в коллективах, ходил в дом пионеров, во Дворец Культуры. И поэтому, когда я приехал в Ленинград, я пошел поступать в театральный институт на актёрское мастерство и благополучно провалился. Я сейчас не могу сказать точно, но, наверное, я не выдержал музыкальное испытание, неправильно пел, не попадал в ноты. Главное, что я запомнил из детства, это то, что родители нас сестрой любили несмотря ни на что. Это было счастье. И это самый главный ответ на вопрос Жени:
«Что дало нам детство?». Оно дало нам поддержку, счастье, тепло семейного очага, и это оказалось для меня очень важным.
Лилит: К кому на курс вы поступали?
В 1963 году я поступил к Александру Александровичу Музилю. Я очень хорошо помню этот момент.
Лилит: Михаил Александрович, можете ли вы сказать, что театр вам как дом? Вам важно, чтобы в вашем театре было всё, как в семье?
До определенной степени. Должна быть такая семья, в которой есть своя иерархия. От семьи можно взять ощущение дома, куда хочется прийти, где теплее, чем в других местах и буквально, и фигурально. И, конечно, волей не волей создалось, что театр — это дом.
Евгений: В театре вы режиссёр и художественный руководитель, это всё-таки немного о разном: один художник-направляющий, другой директор-управляющий. Как вам удаётся совмещать в себе эти два разных качества?
С удовольствием был бы только режиссёром. Но так сложилось, что никто ко мне не пришёл и не сказал: «Вот, Михаил Александрович, вам театр. Я буду вашим другом, соратником и добрым, милым, профессиональным директором, а вы творите». Мне пришлось засчитать это, как управленческие обязанности.
Лилит: А что для вас хороший спектакль? Когда он случился и какой это спектакль?
Сейчас театральную жизнь России условно можно разделить на две совершенно неприкасаемых, разных части, на два мира. Один театр — это место, где преследуется то, что изначально было в этом виде искусства: сопереживание, катарсис. Пьесы Шекспира, Островского, Гоголя — они рассчитаны на то, что мы соучаствуем в жизни персонажа пьесы. Но сейчас есть и другая позиция:
автор пьесы — не автор, который написал пьесу, автор спектакля — режиссёр.
Это его поле, он может переделать автора. И если вы меня спросите: «Ну и как быть?», я отвечу, что, во-первых, нужно всячески поддерживать такое явление, как русский психологический театр, давать гранты, премии не только тем, кто играет высокие роли, но и ввести номинацию «Хранение театральных позиций». Драматургия во многом определяет театральное будущее, но мы очень осторожны с этим обращаемся.
Евгений: А есть ли авторы современных пьес, современные драматурги, которые вам нравятся?
Недавно у нас была премьера пьесы современного автора Юлии Тупикиной «Джульетта выжила» — пьеса про пандемию. Проблема там в том, что мужчина и женщина общаются на расстоянии, но встретиться боятся, потому что боятся заразиться вирусом. Из-за этого возникают различные смешные и трагические ситуации. То есть мы не чужды, мы видим, как реагирует зал и даже придумали такие голосования, чтобы узнать кто за, а кто против такой драматургии.
Евгений: Насколько я понимаю, современный театр должен отображать настоящую действительность на злобу дня?
Можно ещё разделить, что театр — это место, где посетитель соучаствует, вспоминает какие-то моменты из жизни, и театр, где зритель отключается, смотрит представление, уходит в сложные ассоциации. Иногда у известных режиссеров спрашивают: «Какая у вас главная тема в этом спектакле?», а они отвечают «Ну у меня там несколько главных тем». Я по-другому воспитан.
Лилит: Давайте поговорим про критику. Потому что для художника критика — это немного спорное явление.
Дело в том, что без критики театру будет чего-то не хватать. Вообще, в недавние времена критики писали рецензии в газетах. Сейчас эта печатная рецензия почти сходит на нет и это плохо. Это был своего рода документ, где специалисты разного толка, разного уровня оставляли своё впечатление. Сейчас же это в основном превратилось в раздачу премий. Критики теперь сидят в жюри, голосуют в комиссиях и какие-то спектакли получают премии. И вот наличие этой премии — не значит, что будет зрительский успех. Это выбрано специалистами, критиками, им кажется, что это интересно, важно. Я должен быть зрителем, я сижу в зрительном зале, и я его представляю, я его олицетворяю, я становлюсь им. Я хожу по улицам, смотрю, вижу эти лица и думаю, что же им нужно. И когда я сижу в зале и смеюсь, значит и они должны смеяться.
Я люблю зрителя. Кто пришёл и купил билет на спектакль, тот уже мой друг. Я хочу, чтобы ему было хорошо.
Настоящий специалист, который поможет театру своим анализом спектакля — это уже, так получается, какая-то уходящая натура.
Евгений: Не будете ли вы ревновать если награду за спектакль в вашем театре возьмет другой режиссер?
Ну может быть чуть-чуть. Надо так уметь это делать, чтобы дальше можно было извлечь из этого опыт. Раньше у нас была одна могучая кучка композиторов, и мы делали великие постановки. И совершенно точно документально известно, что, если у одного случилась премьера и всем из кучки понравилось, то счастливы были все. А если не нравилось даже то, что принимали зрители, они были огорчены. Так вот, ко мне приходят друзья, коллеги, и если они говорят слова похвалы и у них слёзы на глазах, и весь зал стоит и хлопает, то это гораздо важнее даже «Маски». У неё своя роль, а у подлинного зрительского успеха своя.
Когда я выхожу кланяться и вижу эти счастливые, благодарные зрительские глаза, это помогает мне жить дальше.
Лилит: Подобные слова всегда приятно слышать. Задам следующий вопрос про соратников. Для вас идеальный соратник, как для режиссёра и как для художественного руководителя, это кто? Какими качествами этот человек должен обладать?
Когда мы можем понимать нашу задачу одинаково. Понимать, для чего существует театр. Искусство — это один из способов познания жизни, себя в этой жизни. Это ни отвлечение от жизни, ни развлечение, ни любой другой вид досуга, который помогает нам отвлечься от забот. Вот это мне преподавали, в это я и поверил.
Искусство — это способ эмоционального познания.
И если человек, соратник также это понимает, то можно с ним работать.
Лилит: С детства вы участвовали в любительских постановках, кружках. Насколько, на ваш взгляд, важно для ребёнка и для каждого ли ребёнка, театральное развитие в детстве?
Если бы вы пришли к ректору консерватории и спросили у него, что для ребенка важно, конечно, он ответил бы,что музыкальное развитие. А раз вы пришли в театр, то, конечно, я скажу театральное развитие, где совмещаются и музыка, и актёрское мастерство, и визуальные виды искусств. Театр даёт очень много. Из детства я помню какие спектакли я смотрел, например, «Серебряное копытце» в Омском ТЮЗе. Помню, как там играли артисты, как это было интересно, какой там был волшебный и загадочный мир и как хотелось туда к ним попасть. Конечно, это важно.
Евгений: Вы достаточно подробно рассказывали об Омске, о том, что часть жизни вы провели там. Что дала вам Сибирь?
Сибирь дала мне очень важное понимание отношений между людьми, дала мне знакомство с прекрасными сибирскими открытыми и интересными людьми. Однажды мой отец, Александр Васильевич Левшин, сказал своему товарищу: «Ну что, Юра поедем в воскресенье за грибами?», а ему ответили «Так, Александр Васильевич, обстоятельства благоприятствуют».
Лилит: Раз уж мы заговорили про семью, стало интересно. Вы с женой, Ниной Ивановной Мещаниновой, работаете вместе на одной площадке. Вы обсуждаете работу дома?
Это происходит спонтанно. Обсуждаем текст, актёров. Ну не так, что ежедневно проводим большую дополнительную работу. У меня однажды спросили: «Михаил Александрович, какой у вас самое сильное потрясение за всю жизнь?», я ответил: «Это то, что спектакль по прозе Цветаевой «Марина, какое счастье!» имеет успех». Сложный материал, сложно было подобрать артистов, искали даже в Москве. Я до сих пор нахожусь под впечатлением. А когда пришло школьников человек 60, и они это всё принимали, хлопали, это было счастье.
Евгений: А у вас в жизни было какое-то событие, которое вас потрясло и изменило?
Недавно я рассказал Нине Ивановне такой случай: после школы, не попав в актёрский институт, я поступил в Лесотехническую академию. И, окончив эту академию, я снова вернулся в Сибирь, в город Канск на гидролизный завод по производству спирта из древесины. Там я часто брал газеты, чтобы узнавать о жизни в России, в столицах и в принципе во всём мире. И однажды мне попалась газета «Неделя» (приложение к «Известиям», она выходила раз в неделю). И на одной из страниц был рассказ о творчестве Товстоногова, тогда он был восходящей фигурой. В газете была фотография, на которой он был в белом пиджаке, держал сигарету и куда-то смотрел. Эта фотография меня так пронзила, и мне так захотелось также смотреть на сцену и что-то значить в этом мире и в частности в театре. Это было для меня толчком. Год я отработал на заводе, поехал поступать и поступил, уже на режиссуру.
Лилит: «Режиссёр подобен Колумбу. Он один хочет открыть Америку, а все остальные хотят поскорее домой». Скажите, на вашем корабле, были ли такие случаи, когда вы думали: «Вот зачем мне всё это?».
Это носило дискретный характер. Случайный и непостоянный, от которого не зависело дело. Чаще всего начинаешь делать, а через неделю думаешь зачем ты это взял, но потом это, конечно же, уходит. А насчёт корабля — это неправильная провокационная байка, с которой я не согласен. Сначала все хотят доплыть до Америки, а потом уже плыть домой.
Евгений: Михаил Александрович, скажите, сейчас уже открыты все «Америки», острова или осталось ещё что-то неизведанное и необитаемое? Остался ли азарт?
Это очень хороший вопрос. Есть такое выражение «пьеса приходит сама». Там внутри что-то есть. Начинается всё с такого постулата:
«талант — это потребность самовыражения». Это такое неспокойствие, всегда ещё чего-то такого надо.
Эта потребность сидит внутри, а в чём это выразится, я сейчас даже не знаю.
Лилит: Есть ли у вас любимый спектакль?
Ну, это традиционный ответ: любимый тот, который я должен сделать. А вообще, я очень люблю «Муму», «Ноя», «Сонечку». Люблю находиться в помещении театра, когда идут эти спектакли.
Лилит: А есть ли у вас любимые актёры? Актёры, которые полностью реализуют замысел того или иного героя?
Сейчас принесли пьесу, и я уже знаю, какой актёр должен сыграть ту или иную роль. Они все разные и любить всех одинаково невозможно. Они любимые, когда они хорошо делают своё дело, когда понимают, что это необходимо и когда не спрашивают, что это и зачем.
Лилит: Михаил Александрович, а как вы любите отдыхать?
Есть загородный дом, езжу туда на машине. Поездка за границу — тоже очень хорошая смена обстановки. Хотя там много забот, нервы, но все полученные впечатления это, конечно же, перекрывают. Никаких особых хобби типа рыбалки или коллекционирования марок нет, в основном просто читаю. Сейчас самый главный отдых — это общение с двухлетним внуком — это счастье. Это вот нам всем кажется, что кошка говорит «мяу», а вот Демид, внук мой, говорит: «Яй».
Евгений: Назовите пять книг, которые вы бы посоветуете своему внуку- Демиду?
Сказки Пушкина, Михаила Афанасьевича Булгакова, Евгения Водолазкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Николая Васильевича Гоголя.
Лилит: Что для вас внутренний огонь, и как вы его ощущаете?
Друзья мои, это не зависит от моих специальных усилий или от каких-то упражнений. Это природа — мама с папой. Одно из определений с чего начинается талант — потребность самовыражения, это когда быть в некоем ударе — естественное состояние. Есть очень любопытный пример, как Евгений Вахтангов и Михаил Чехов играли в бильярд и вдруг они сказали: «Всё, мы великие мастера всего мира в бильярде!» и стали на удивление окружающих так классно играть, что все диву давались. Всё просто, все это могут, это просто любопытство.
Евгений: Михаил Александрович, насколько вы счастливый человек по 10-бальной шкале?
По баллам не знаю, но счастливый.
Счастье — это ощущение собственной необходимости. Это важно.