Делиться прекрасным

Известный писатель Лион Фейхтвангер однажды сказал, что талантливый человек талантлив во всём. Героиня нашего следующего интервью является отличным подтверждением этих слов. Валерия Россинская — талантливая балерина, актриса, а также создательница Академии Любительского Балета в Москве. Героиня поделилась историей создания академии, рассказала о том, что её вдохновляет, а также о том, как меняются судьбы учениц академии благодаря балету.

Наслаждалась искусством балета Валерия Кузьмина

Делилась многогранным талантом Валентина Россинская

Для многих балет — история длиной во всю жизнь. Расскажите, с чего началась ваша?
Ну, смотрите, на балет меня отвела мама. Сначала, это был любительский коллектив. Был такой детский балет «Надежда». Я там занималась до 10 лет, потому что девочки поступают в хореографическое училище именно в этом возрасте. То есть, условно говоря, это была подготовка. С тем коллективом мы умудрились объездить много разных стран с гастролями. Но несмотря на то, что это был любительский коллектив, нас там уже и на пуанты поставили, и мы много что умели. А, соответственно, в 10 лет я уже поступила в профессиональное хореографическое училище.
Что было для вас главным источником вдохновения и может быть является им и сейчас?
Ну, во-первых, это возможность приносить радость людям своим творчеством. Всегда так было и так и остаётся.
А в юности у вас были балерины или другие творческие деятели, кто служил для вас эталоном?
Да, конечно. Для меня это всегда была Галина Уланова. Как ни банально, я прочитала все книги про неё. Первую книжку я прочитала, по-моему, лет в 7 и с тех пор прям бредила поступлением в училище и в итоге поступила. Можно сказать, что она всегда была со мной и по-прежнему остаётся своего рода эталоном.
Существует достаточно общеизвестное мнение, что балетом нужно начинать заниматься исключительно в юном возрасте. И ваша школа ломает эти стереотипы и позволяет людям любых возрастов, с любыми параметрами и способностями исполнять свои мечты. Расскажите, как возникла идея создания академии любительского балета?
Ну, в принципе всё было очень просто. У меня второе образование актёрское, которое я получила уже после хореографического училища. И, соответственно, после выпуска я пришла в театр, но не как актриса, а как хореограф. И работала с актёрами. А актёры по своей сути, с танцевальной и балетной точки зрения — любители. И это были мои первые ученики с кем я занималась любительским балетом. И как раз, занимаясь с ними, я заметила огромную разницу по сравнению с профессиональными артистами, с которыми я тоже занималась после училища. У меня был период, когда я занималась репетиторством по подготовке профессиональных артистов и т.д. Это был недолгий период, и разница по сравнению с любителями заключалась в том, что у любителей прям очень горели глаза, именно от узнавания каких-то самых простых вещей, которые для профессионала были самим собой разумеющимся. Мне это очень понравилось, очень вдохновило, и я подумала, почему бы не набрать свою группу. И в конце концов, я набрала сначала одну, потом вторую. И таким образом, это всё выросло в студию.
Что было самым тяжелым в процессе создания академии?
Сложностей было масса. Первой сложностью было непонимание каким образом и откуда брать учеников, когда это всё стало расти. Я придумывала совершенно разные способы. Это был 2016 год, и я удалённо набрала команду мамочек в декрете и научила их рассылать сообщения с приглашением на пробное занятие к нам в студию. У меня работала команда из 10–15 мамочек из совершенно разных городов России, которые потом получали процент с купленных абонементов. И первые два года мы, на удивление, вообще никак не рекламировались кроме вот этой группы мамочек, которые рассылали сообщения.
Насколько я знаю, в Москве у вас сейчас открыты три школы любительского балета?
Да, на данный момент у нас открыты две студии и один центр любительского балета, который мы открыли в марте. Разница в том, что те две студии имеют всего 1–2 зала, а в центре у нас 5 залов, так что это такая база любительского балета.
А планируете ли вы открывать что-то подобное в Петербурге?
Да, конечно! Обязательно будем открывать что-нибудь в Санкт-Петербурге, но это будет где-то через год.
С наступлением пандемии изменилась жизнь практически каждого человека. Расскажите, как именно это коснулось вашей школы? Как вам удалось справиться с этим непростым периодом?
Мы очень быстро поняли, что в период пандемии нужно просто переформатировать сами занятия. И мы вели live-тренировки.  Я и наши преподаватели рекламировали это дело, т.е. весь трафик с рекламы пустили на онлайн и очень неплохо, кстати, справились. Сейчас у нас есть онлайн студия, в которой точно такие же занятия, как и в нашей студии.  Тот же классический балет, боди балет, растяжка, которые можно также купить онлайн и заниматься из любой точки мира.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только подумывает о том, чтобы попробовать себя в таком непростом деле как балет? Чему они должны научиться в первую очередь?
В первую очередь, им нужно научится не бояться мечтать, конечно же. И не думать о том, что что-то там может не получиться, а просто упорно идти к своей цели, и тогда обязательно всё сложится.
Сталкивались ли когда-либо с профессиональным выгоранием?
Да, сталкивалась, безусловно. К счастью, в этом плане я знакома с понятием выгорания и поэтому, когда чувствовала, что это случается, старалась переключиться. Просто лежала, смотрела кино, отдыхала. И в принципе, так как мои цели меня и мотивируют, достаточно быстро возвращалась в обратное состояние. То есть мне достаточно было одного или двух дней, и потом всё было хорошо.
А что является самым приятным в вашей работе на данный момент?
Ну, во-первых, это возможность приносить пользу. Такой человеческий моральный аспект для меня всегда был на первом месте. Мне нравится смотреть на счастливых учениц, мне нравится смотреть, как меняются их судьбы. У нас много примеров такой психологической работы с девочками, когда они с помощью балета менялись личностно, у них менялись судьбы. Например, когда они не разводились с мужьями или принимали какие-то важные решения в своей жизни. Мы специально каждый день выкладываем в Instagram по одному интервью с кем-то из наших учениц о том, как поменялась их жизнь, благодаря нашей студии. Поэтому это, в первую очередь, является такой целью и мотивацией в нашей работе.
В социальных сетях мы натыкались на информацию о том, что вашей самой старшей ученице 60 лет.
Ну, на самом деле у нас были разные ученицы такого возраста, но на данный момент самая старшая это Елена Филиппова, ей 60 лет. В балет она пришла в 57 лет, встала на пуанты в 58 и вот сейчас активно выступает в наших постановках. Очень талантливая женщина.
Я знаю, что в вашей школе есть программа, которая позволяет ученицам за 9 месяцев подготовиться к постановке и выступить на сцене Московского Театра Луны. Над какой постановкой вы работаете сейчас?
Сейчас у нас 30 мая выйдет балет «Баядерка», он готовится с сентября. И параллельно идёт подготовка уже к следующему балету. Это балет «Коппелия», и его премьера будет 15 октября. Всегда готовятся две постановки параллельно, и получается, когда одна заканчивается, девушки из первой постановки плавно переходят в следующую. У нас вообще есть эта семейственность, преемственность. И достаточно много девочек участвуют в постоянной любительской труппе и переходят из балета в балет, участвуют постоянно и, таким образом, имеют балетную карьеру.
Что является самым волнительным в этом процессе?
Сейчас я больше занимаюсь именно бизнес-процессами и не преподаю. Но когда преподавала я всегда очень любила актёрскую работу над ролью. Для меня это было второй любимой работой после всех технических и балетных моментов. Ну, и, конечно, самое любимое — это смотреть, как раскрывается каждая ученица. Приходит один человек, одна личность, а когда она выучила свою партию, ты видишь, как она раскрывается совершенно с неожиданных сторон, и, таким образом, наблюдаешь плоды своей работы.
Расскажите, а есть ли какие-то другие направления в искусстве помимо балета, которые вас интересуют или что-то, чем нравится заниматься в свободное время?
Да, конечно. Я закончила Литературный институт имени А.М.Горького, пишу поэтические тексты и всегда писала. Также я актриса по высшему образованию, и раньше делала перфомансы. У меня была своя театральная лаборатория. Мы делали такие перфомансы-высказывания о современном искусстве, мире и жизни современного человека в принципе. И в спектаклях я много раньше играла, и в кино снималась.
В 2018 году ваши стихи были опубликованы в журнале «Плавучий мост». Пишите ли вы что-нибудь сейчас?
Сейчас такое время, что я все свои силы отдаю бизнесу, потому что мы масштабируемся, поэтому в данный момент я не пишу, но это просто такой период.
Как вам кажется, есть ли что-то общее между поэзией и балетом?
Ну, конечно, есть, как, в принципе, и с любым другим искусством, потому что искусство — это такая повышенная, заострённая реальность. Поэтому я бы не сказала, что общее есть только между поэзией и балетом. Все виды искусства — они смежны друг с другом так или иначе.
Расскажите, что поддерживает ваш внутренний огонь и позволяет не останавливаться на достигнутом, и двигаться вперёд?
Я привыкла добиваться своих целей, я знаю, чего хочу, и так было всегда. Основная моя задача — нести людям пользу со всех сторон. Будь то бизнес, будь то поэзия. И я свою миссию, как я её вижу, выполняю, и именно это осознание даёт мне вдохновение.