Добро пожаловать в гости

Поход в гости сегодня стал настолько обыденной частью нашей жизни, однако понятие этикета в гостях наоборот, отдаляется от нас, не считается нечто важным, а зря. О необходимости знаний этикета в гостях, о понятии хорошего гостя, о том, как же быть гостеприимным хозяином, к которому вновь и вновь хочется прийти в гости узнаём у специалиста по этикету Натальи Дубининой.

Делилась правилами этикета Наталья Дубинина

Постигала тонкости гостепримства Арина Шерстнёва

Наталья, вы 15 лет работали как юрист и бизнес-консультант судоходных компаний и морских перевозчиков. Как вы пришли к тому, что решили серьёзно заниматься такой наукой как этикет?
Я работала в международной компании, где серьëзное внимание уделялось корпоративной культуре, и всё деловое взаимодействие отвечало международным деловым стандартам. Тогда я ещё не знала, что это называется деловой этикет и деловой протокол. Но для меня такой стиль общения стал нормой. Позже, когда я стала работать с клиентами из других отраслей, я поняла, что не все компании имеют представление о том, как грамотно выстроить деловую коммуникацию и как правильно создать положительный деловой имидж. Мне хотелось поделиться своим опытом, которого на тот момент у меня было уже достаточно. Тем не менее, я решила пройти профессиональное обучение в направлении этикета и протокола и прослушала курс «Этикет и протокол: деловой, общегражданский и дипломатический» в Дипломатической Академии МИД России. После этого было ещё много разных профессиональных обучений, но именно диплом Дип.академии МИД России помог мне начать мою профессиональную деятельность по преподаванию этикета.
Получается, каждой серьёзной компании необходимо иметь в штабе специалиста по этикету? Существует ли в нашей стране такая практика или такие специалисты распространены только заграницей?
В серьёзных компаниях есть протокольная служба — этикет и протокол идут рука об руку. Но если протокольной службы нет, то можно организовать корпоративное обучение для сотрудников по деловому этикету. На начальном этапе этого будет достаточно.
Как вы считаете, почему нашему обществу необходимо быть с этикетом на «ты»?
За мою практику, я обратила внимание, что слово этикет у многих вызывает две ассоциации: первая — этикет ассоциируется у нас с чем-то нафталиновым, и не имеющим отношение к современности (реверансы, поклоны). Вторая — этикет ассоциируется только с вилками, ножами и умением их правильно использовать.
На самом деле, и одно и второе убеждение является ложным. Во-первых, даже реверансы имеют место быть в современном мире. Безусловно, это протокольный жест, существующий только в странах с монархической формой правления, но она существует и по сей день. Во-вторых, существует великое множество направлений этикета, а в-третьих, этикет сейчас — это не то же самое, что этикет 100–200 лет назад. С течением времени, под воздействием различных факторов, требования этикета меняются. Современный этикет —это не про чопорность, не про зажатость, не про заносчивость. Одно название «цифровой этикет», «этикет использования защитных масок» говорит само за себя. Этикет — это умение держать себя, это манеры, жесты, осанка; умение адекватно реагировать на те или иные ситуации, умение выказывать уважение и умение одеваться сообразно ситуации, месту и людям, с которыми вы встречаетесь. Этикет, если выражаться современным языком — это коммуникационный интерфейс. Взять к примеру две одинаковых программы с разным интерфейсом. И из них вы выберете ту, в которой всё логично, продуманно и удобно. Без лишних деталей и отвлекающих нюансов. Так же и со знанием этикета. Это то, что выгодно отличает вас от других. Это то, что видно невооружонным взглядом. Умение правильно себя подать сделают вас приоритетнее, выделят вас из окружающих и оставят о вас приятное впечатление.
Говоря о современном этикете как о коммуникативном интерфейсе, хочется задать вопрос — в каком формате эффективнее всего изучать этикет и преподавать его? Может для современной молодежи стоит разработать некие приложения, марафоны, которые нашли бы более теплый отклик, чем формат уроков, лекций, мастер-классов?
Современная молодежь хорошо воспринимает игры по этикету. Есть специальные настольные игры, которые совмещают развлекательный формат и обучение. Приложение для смартфона — это тоже хорошая идея, над которой я работаю.
Нужно ли включать этикет в систему обязательного образования? С какого возраста стоит учить детей этикету? Как вы смотрите на то, чтобы предмет этикета был включен в образовательную программу любой специализации образовательного учреждения?
Я исключительно положительно отношусь к тому, чтобы включать этикет в систему обязательного образования. Но преподавать этикет должен профессионал, который прошел соответствующее обучение именно в этом направлении. Если поставить предмет этикет и «отдать» его учителям в качестве доп.нагрузки, которые ведут сейчас другие предметы — ничего хорошего из этого не получится. Это будет скучный предмет как для учеников, так и для учителей. Отвечая на вопрос, с какого возраста стоит учить детей этикету, могу сказать, что тут нет единственно правильного ответа. У каждого специалиста своя точка зрения на этот вопрос. У меня в школе этикета самая младшая группа начинается с 6 лет.
Но если отбросить розовые очки, навряд ли в каждую школу введут предмет этикета и предоставят возможность специалисту по этикету предопадать его на полной ставке. Что же делать?
Ответ достаточно очевиден: изучать правила этикета родителям — и транслировать их детям дома в семье, либо обращаться в частные школы этикета.
В одном из постов вы упомянули, что неоднократно проводили мастер-классы по культуре этикета в детских лагерях. Как дети относились такому роду занятий? Был ли от них отклик?
Дети всегда относятся настороженно к тому, чего они не понимают. У детей нет адекватного понимания что такое этикет, поэтому первый урок они ведут себя настороженно и сдержанно. Но уже на втором уроке они понимают, что этикет — это жизненно, весело и полезно. Самым большим признанием для меня было то, что по окончании курса ко мне подошёл ученик, рассказал как он видит применение полученных знаний в жизни и спросил, можно ли меня обнять.
Как вы считаете, гостеприимство — это труд, искусство или талант?
Гостеприимство — это труд и искусство. Не обязательно для этого иметь талант, достаточно желания.
Прошлой весной в период карантина мы все должны были оставаться дома и не пересекаться с друзьями и родными людьми. Как вы считаете, ходить в гости и принимать гостей — это важная и необходимая  часть нашей жизни или можно обойтись без этого?
Люди — социальные «существа». Мы не можем жить в одиночестве, без коммуникации. Для нас также важно социальное одобрение наших дел и поступков — это придаёт сил и энергии двигаться дальше. Кстати, именно поэтому многие так зависят от количества лайков в соцсетях — это воспринимается как «одобрение».
Из истории гостеприимства — как вообще зародилась эта традиция?
Раньше не было ресторанов, баров, да и бродить по улице приличной даме было зазорно. Поэтому приём гостей и поездки в гости выполняли важную коммуникативную функцию. К слову сказать, существовала традиция, что после того, как вы приехали к кому-нибудь в гости надо было обязательно дать ответный приём — и пригласить к себе в гости.
Кто такой хороший гость, и как им быть? 
Не останавливаясь подробно на таких очевидных вещах, как приход вовремя, в соответствии с заявленным дресс-кодом, хочу сказать, что хороший гость это тот, кто помогает хозяину мероприятия поддерживать приятную атмосферу на празднике. Не мало важен ещё и своевременный уход. Нет ничего хуже, чем обременять уставшего хозяина своим длительным присутствием.
Что включает в себя ответственность за поддержание приятной атмосферы?
Хозяин не может уделить внимание сразу всем гостям. Часто бывает, что некоторые гости начинают скучать, особенно, если они мало с кем знакомы. Вот задача хорошего гостя «увидеть это» и вовлечь скучающего гостя в общение.
Сейчас еще есть необходимость соблюдать дресс-код, собираясь нанести визит друзьям или менее знакомым людям?
У всех свой круг общения, и принятый в этом кругу дресс-код очень разный. У нас свобода личности! Однако никакая свобода личности не отменит правила приличия. Главное, чтобы одежда была уместной. Могу привести пример, доведенный до абсурда, но очень наглядный: не надевайте на день рождения бабушки то, что предназначено для Хэллоуина.
Как же определить, что вы одеты уместно? Все просто, ваш внешний вид не должен вызывать вопроса «почему?».
Если мы идём к родным или к незнакомым людям в гости, что следует взять с собой в качестве презента, и считается ли ещё плохим тоном приходить с пустыми руками? 
В некоторый странах приход с презентом в виде еды расценивается как оскорбление. У нас традиция приходить в гости с презентом очень сильна, и хозяин скорее обидится, если вы придëте в гости с пустыми руками.
Какое оптимальное время пребывания в гостях? Как понять, что «уже пора»?
Есть прекрасная фраза «воспитанный человек уходит за минуту до того, как он становится лишним».
А если серьёзно, то предложение хозяина выпить чай является сигналом к тому, что вечер подходит к концу.
Как загладить свою вину, если вы всё же опоздали в гости к человеку, который ценит пунктуальность?
  1. Заранее предупредить человека, что вы опаздываете/опоздаете.
  2. Объяснить причину опоздания (она должна быть весомой).
  3. Искренне извиниться за опоздание.
Как попросить воспользоваться уборной в гостях у малознакомых людей, чтобы не поставить себя и хозяев в неловкое положение?
Не вижу в этом вопросе никакой неловкости. Неловкость должен испытывать хозяин, который не показал вам сразу все «жизненно необходимые центры» помещения. Надо просто спросить, где находится туалетная комната
Если мы идём в гости, зная, что там будут дети — стоит ли задуматься о подарках для них? Какой подарок стоит выбрать, если речь идёт о подростках?
В этикете чётких правил по этому поводу нет. Если вы придëте без подарка — вас никто не осудит. Но, как русская традиция — приходить в гости с презентом, также есть и традиция приносить презент детям. Тут важен не сам подарок, а внимание. Поэтому презент может быть чисто символическим.
Что необходимо сделать каждому гостю перед уходом и что делать категорически запрещено?
Перед уходом надо поблагодарить хозяев мероприятия за вечер и хорошее настроение. Не рекомендуется помогать с уборкой, если это не ваш ближний круг общения.
Как правильно подготовиться к встрече гостей, чтобы они оценили ваши старания и захотели вернуться?
Все приготовления должны закончиться до прихода гостей. Надо быть внимательным ко всем своим гостям (на каждого человека необходимо уделить хотя бы по 15 минут). Обязательно надо познакомить всех друг с другом.
Как вы считаете, хозяин обязан прежде всего всё самое лучшее предлагать гостю, пожертвав своим удобством и принципами, или же на правах хозяина оставить за собой право не выходить из зоны комфорта?
Если мы говорим про домашнее гостеприимство, то вряд ли мы пригласим в дом людей, с которыми нам не комфортно общаться, поэтому жертвовать своими удобствами и принципами не придётся.
Хотела привести здесь свой личный пример из жизни: моя тётя ни за что не предложит гостю что-то, пожертвовав своим удобством: уступить комнату, постельное белье, предоставить гостю возможность следовать своему собственному режиму дня, причинить себе неудобство — не про неё, и меня всегда это задевало, потому что в моей семье наоборот, всё самое лучшее — гостю. Кто из нас прав?
Хозяин — гость — это тонкое взаимодействие. Как гостю надо знать меру и не причинить неудобства своим присутствием, так и хозяину надо принять гостя максимально дружелюбно, но без излишней навязчивости. Своя комната, постельное белье — это ваше личное пространство. Ключевое слово тут — личное. Не зря же существовали и существуют отдельные комнаты для гостей. Оставаясь в однокомнатной квартире, адекватный гость отдаёт себе отчёт, что это в любом случае причинит неудобство хозяину. Поэтому ожидать, что хозяин ещё и свою кровать отдаст — это уже наглость.
Как выйти из ситуации, когда гости на пороге, а вам их нечем угостить, от слова совсем?
Не всегда с гостями надо садиться за стол, накрытый для полноценной трапезы. Как минимум, чай есть у всех и всегда. Можно предложить гостям просмотреть какой-нибудь фильм или поиграть в настольную игру. Сейчас очень много современных интересных игр для взрослых.
У каждого человека могут быть несколько компаний, разделённых по кругам общения — профессиональная или деловая, семья, близкие друзья, знакомые знакомых или идейные вдохновители. Стоит ли смешивать эти совершенно разные по интересам и возрасту компании между собой, собрав их на одной встрече, допустим? Выйдет ли из этого что-то хорошее?
Это очень философский вопрос. Всё зависит от уровня осознанности и готовности к общению этих компаний. Тут надо ещё задуматься о том, насколько им будет интересно друг с другом. Решать вам. Если говорить про мой опыт — я никогда не смешиваю в одну встречу совершено разных людей. Это может доставить дискомфорта всем.
Сейчас очень часто можно заметить тенденцию «прятания» за телефонным экраном, даже в хорошо знакомой компании. На мой взгляд, это невежливо, ведь мы и так проводим уйму времени в телефонах. В чём тогда смысл личных встреч, как не в общении без лишних предметов? Что на этот счёт говорят нормы этикета?
Человек, смотрящий в телефон, излучает посыл «не подходите, я занят», а доставший свой телефон во время беседы транслирует следующее — «мне скучно, и у меня есть дела поважнее». Помните об этом и используйте эти посылы только в крайних случаях. Если же вы держите телефон в руках на автомате, не забывайте, как это выглядит со стороны.