Говорят: «В семье мать – любовь, отец – закон». Но очень часто одному родителю, как
правило – матери, доводится примерять на себя обе роли. Я сама мама, воспитывающая сына без папы. Поэтому я не понаслышке знаю, как, порой, бывает сложно совмещать любовь и закон, быть авторитетом, прививать ребенку навыки ручного труда. Может быть, у вас найдутся подсказки, советы для матерей-одиночек мальчишек?
Григорий:
Я не люблю давать советы, не проходив в этих тапках. Могу представить, как бы я поступил. Есть циклы созревания личности, хорошо бы их знать. До определённого времени важно ребёнка гладить и баюкать. Постепенно нужно передавать ответственность, давать свободу и развивать самостоятельность. В условиях отсутствия папы, к четырнадцати годам парень должен понимать, что, если он ничего не предпримет, останется голодным. Что на него ложится забота о себе самом. Материнская колыбель часто затягивается до полного взросления, так что вызревание личности не происходит. Разговаривайте с ребенком как со взрослым. Уважайте его
права и самоценность, тогда он будет уважать вас.
Антон: Есть такие советы! Поменьше мягкости. Мамы сейчас очень мягкие. Я наблюдаю детей и их мам вне мастерской на тренировках по каратэ и вижу очень много ухаживаний со стороны мам за детьми. Сын – это ваше будущее, ваша опора. И сын должен быть для вас надёжным и даже где-то жёстким. Нужно стараться искать места, где в нём это будет воспитываться. Потому что, например, упал, ударился, начинает плакать. Ему не больно на самом деле, а мама начинает устраивать некую игру в жалость. Жалость ему в будущем не понадобится: сначала вы его жалеете, потом он сам себя жалеет, потом ищет ту, которая будет его жалеть. Это замкнутый круг.
Дмитрий: Я читал книгу Ричарда Брэнсона «Берись и делай», она очень мне понравилась, в ней
много про воспитание. В книге главного героя-сопляка мама одного отправляла к тёте, а к тёте было далеко идти и достаточно опасно. И мне кажется – она правильно делала: для мальчишки нужны приключения. Позволять ему что-то искать, где он может реализовываться, даже сложности. Не суперсложности, а те, в которых он будет расти и развиваться.
Сергей: Да, бросать посильный вызов. Самое полезное, чему можно научить ребёнка, это чтобы он сам научился принимать любые решения: правильные или неправильные. Сейчас встречается достаточно много инфантильных людей, которые сами не могут принять решение, не обязательно дети, не обязательно мальчики, даже взрослые. Просто потому что они выросли в той среде, где не надо было принимать решения. А когда приходит момент его принять, у них наступает паралич.
Виктор: Сейчас гаджеты сильно отвлекают детей от жизни. А почему? Потому что нет примера. И мамы находятся на развилке: они по природе своей не могут дать мужественности сыновьям, нет у них такого качества. Поэтому женщине нужно быть с ребёнком жёсткой в каких-то случаях,
чтобы воспитать в сыне мужские качества. Однажды шёл и вижу пацан бегает. А мама ему говорит: «Не бегай, а то вспотеешь». Я удивился. Представляете, сразу запрет и запрет на то, чтобы быть мальчишкой. Это сразу записывается у пацана на подкорку. Женщине одной нести это сложно. Сейчас такое время, когда женщины сильные и независимые и хотят кому-то что-то доказать. В рамках психологических проектов я занимаюсь с детьми из 9-11 классов. Они не знают многих вещей, просто потому что не пробовали это. И когда им обычные вещи говоришь, они удивляются: «А что так можно было?!». Я отвечаю: «А кто вам запретил?». И у них мысль начинает работать в правильном направлении. Маленького человечка, порой, достаточно просто подтолкнуть «Иди-иди!», и он пойдёт. Детям нужно быть любопытными. А родителям стараться не убивать в них эти качества, спрашивать: «А как ты думаешь?», «А как бы ты сделал?», чтобы ребёнок учился сам принимать решения.