Осознанное потребление

Нашумевшая и «замусоленная» многими тема осознанного потребления, напичканная руководствами или суждениями, часто проскальзывает сегодня в повседневной жизни.

Со стороны слова о таком образе жизни порой звучат чересчур претенциозно, порой — профанно. Мы решили не судить об этом со стороны, а поговорить с людьми, которые этим живут. Анна Черных — основатель популярного в сети журнала «Может быть по-другому» и автор блога annachernykh.ru — поделилась с нами своим опытом простой жизни, не лишенной удовольствий.

Общалась Александра Кушнерова, Елизавета Ардашова
Фотографировала Лариса Ширман, Наталья Печенюк
Анна, вы известны как блогер, автор многочисленных социальных проектов и
создатель журнала «Может быть по-другому»?
Расскажите, а как было до журнала, как, если не «по-другому»?
Была моя жизнь, 30 лет протяжённостью, наполненная, с одной стороны, разрозненными
событиями, а с другой — тем, что создавало единый её узор. К примеру, около двух лет у
меня был магазин по реализации детских экоигрушек, российских и европейских. Также
в своё время был опыт работы со студентами Йельского университета. Вместе с тем был и
блог в ЖЖ, который я веду уже 13–14 лет и который впоследствии превратился в полноценный блог Анны Черных. Только после него я начала думать о создании журнала командой неравнодушных людей с названием «Может быть по-другому», журнала о социальных вопросах, экологичности, расхламлении, осознанности в потреблении, в воспитании и во взаимоотношениях. Его главной идеей было показать альтернативную точку зрения на жизнь. Журнал просуществовал около года, может, чуть больше, чем я вполне довольна. Сейчас журнал заморожен, но архив статьей открыт для всех желающих.
То есть ваш предыдущий опыт привел вас к идее создания журнала? Так?
Да нет. Идея создания журнала возникла достаточно спонтанно. Ей поспособствовала
встреча с одним классным австралийским дедушкой, основателем подхода к ведению проектов Dragon Dreaming (Джон Крофт dragondreaming.org). Тут я осознала — всё, что я могла сделать одна, я уже сделала, надо собирать команду и делать журнал.
Вы сотрудничали с разными людьми, устраивали мастер-классы, семинары в рамках проекта 365 things less. Как вы считаете, существует ли вообще у людей стремление к осознанному потреблению. Много их или мало? Кто эти люди? Возможно, есть какая-то статистика?
Сперва скажу пару слов о самом проекте. Он был начат одновременно с блогом, в котором я
решила каждую неделю рассказывать про семь вещей, от которых я избавляюсь. По итогу их
накопилось почти три тысячи. В блоге я писала о том, как и почему расстаюсь с вещами и куда
их отправляю. Здорово, что этот проект поддержало очень много людей, многие до сих пор делятся своими постами под хештэгом #365thingsless.

Много ли таких людей, мне сложно сказать. Но я бы смотрела на опыт и других людей в этом
деле, например, Мари Кондо (автор книги «Магическая уборка», специалист по организации порядка в доме,konmari.com). И сейчас их достаточно много. Лично мне очень важен вопрос мотивации, то есть: «убраться дома ради чего?», «осознанно потреблять, чтобы что?» и так далее. Тема эта очень широкая и она, конечно же, касается всех нас, так как мы социальны и живём во взаимодействии друг с другом. Кому-то решение таких вопросов даётся легко, а кому-
то сложнее, и именно с ними в дальнейшем происходит общение и в блоге, и на встречах. Сейчас интерес к этой теме растёт.
Поделитесь, что вы думаете о книге Мари Кондо?
Вы знаете, я много читала книг по теме расхламления и посыл в целом один, что самые
важные вещи — это не вещи, однако именно они-то и мешают нам порой развиваться. То, что описывает и делает Мари Кондо, мне лично не близко. Тем не менее, хорошо, что существует такое мнение и подход. У неё, знаете, такой принцип «волшебной таблетки», и это какое-то время работает. Однако ко мне приходили люди, которые сделали всё по руководству, но через год многое вернулось обратно. Удивительно, почему? Мне интереснее мотивы, по которым у людей копятся вещи, какие это вещи, то есть некий психологический контекст.
А как вы думаете, от чего зависит желание человека ответственно организовывать свою
жизнь?
Мне кажется, сколько людей, столько и разностей. Кто-то хочет угодить окружающим
— это внешняя ориентация; кто-то понимает, что больше не может жить так, как он живёт; кто-то поддаётся тенденциям и моде и начинает пробовать что-то новое для себя в этом направлении; кто-то шире осознаёт проблемы и связывает это с глобальными вопросами
перепотребления, утилизации, экологичности и пр.; а кто-то, наоборот, хочет разобраться с собой, чтобы ему было комфортно и удобно.
Фото-образы Наталья Печенюк
Стилист, визажист Екатерина Зобкова
Модель Росс-Мери, Twig Model Group
А что побудило лично вас? Книги, фильмы?
У меня это были не книги и не фильмы, а личный опыт — поездка в Индию десять лет назад. Тогда я с новой точки зрения увидела, что происходит в мире. Осознала, насколько мало нужно мне. Я была шокирована количеством продаваемых там вещей, и ведь я видела только малую часть индустрии. Конечный потребитель видит только огромные рынки и развалы финтифлюшек повсюду, но есть же огромные производства, не всегда этичные, где всё это производится ежедневно и экспортируется по всему миру. В России я так остро не чувствовала подобные моменты. В Индии же – это хлеб многих, их способ прокормить семью.

Первое время после возвращения я не то что покупать не могла, я даже не могла заходить в
магазины, покупала только минимум продуктов. Я жила с мыслью: «У меня же всё есть!». Эта поездка была переломным моментом. А фильмы, книги и блоги — это уже вторично.
А как ваш выбор распространяется на ваших близких и вашего ребёнка, в частности?
Любовь к детям не проявляется в покупках.
Большинство вещей моему ребёнку достались от бабушек и дедушек или в рамках
дресскроссингов, которые делали мои знакомые. Мы с дочкой часто ходим вдвоём по магазинам, и мне важно в этом изобилии производства научить её быть спокойной, трезвомыслящей и уравновешенной. Я стараюсь передать ей свои ценности настолько,
насколько я могу это сделать, при этом не лишать её сиюминутных радостей и желаний.
А что для вас комфорт, И насколько вы чувствуете в нём потребность?
Комфорт — это очень субъективная вещь. Для меня, в первую очередь, это спокойное
состояние тела, это комфорт общения с окружающими, соблюдение моих личных границ и гармоничное внутреннее состояние.
Сейчас очень популярно делиться своими проектами в социальных сетях — саморазвитие, осознанность, принятие себя. Каждый день важно быть новым и устремлённым вперед, а ещё важнее — сообщить об этом в Инстаграме.
Как вы считаете, подобные вещи могут увести человека от истинной идеи осознанного потребления к самопиару?
Мне кажется, что в социальных сетях сложно бывает показаться во всём своём объеме.
Социальные сети — это пространство, где многие производят продукт. И продукт может быть очень востребованным и многим полезен. И, если я поддерживаю какую-то картинку, это не означает, что я не хожу по магазинам или у меня не может появиться лишних вещей. Я не считаю, что это отдаляет от идеи. Кто-то, возможно, сливается со своим продуктом, а кто-то предъявляет себя живым и поэтому более противоречивым, потому как он меняется и развивается. Второе мне ближе.
А вы не устаёте постоянно быть онлайн, постоянно общаться или выкладывать новый
контент?
Вряд ли это про меня. Я провожу достаточно много времени в уединении и иногда неделями
не появляюсь в социальных сетях. У меня нет контент-плана, и, конечно, это влияет на мой
рейтинг или популярность. Но когда я понимаю, что устала — отдыхаю. Дело в том, что одна из
основных вещей, мешающих осознанности — это спешка и суета. А сейчас же как принято:
независимо от того, есть у тебя идеи или нет, ты должен чем-то поделиться. И это уход от себя часто. Я точно не из тех, кто везде и повсюду. И нет большего удовольствия, чем нарушить разработанный план и уехать на природу, потому как именно в такие моменты я не ухожу от себя, а к себе возвращаюсь.

Честно говоря, я не встречала тех, кто живёт только социальными сетями, даже среди очень
популярных блогеров. При этом смотреть-то всегда проще, чем создавать, а когда смотришь,
складывается ощущение, что человек повсюду, но это только часть работы.
А что думаете об идее развития шеринг- экономики как в мире, так и в России? Были ли
у вас мысли заняться и развивать свои проекты в этом направлении как бизнес?
Для меня шеринг-экономика и история про сообщества — это больше про отношения,
нежели про вещи. Здорово, когда человек готов поделиться вещами или едой с тем, кто в этом нуждается. Хорошо, что одежду покупать можно в секонд-хенде, а жильё или машину арендовать совместно с кем-то. Я поддерживаю идею того, что человеку не так много нужно. С
другой стороны, кроме нужных вещей есть ещё ценные и сентиментально значимые вещи, их в
аренду не возьмёшь. Мне очень приятно понимать, что выписка моего ребёнка из роддома была в том же одеяле, что и выписка моей прабабушки и всех членов семьи после неё. У меня прямо мурашки по коже. Возможно, и моему ребёнку захочется продолжить эту историю.
А сами вы часто пользуетесь секонд-хендом?
Нечасто. Я вообще в последнее время мало хожу по магазинам. Чаще я покупаю новые
вещи, когда старые уже не выполняют свои функции.
А вы лично как-то участвуете в шеринг-проектах?
Я поддерживаю подобные вещи. Даю и беру в аренду многие вещи на время, например, сушила яблоки в арендованном дегидраторе этой осенью. Если у меня остаётся много еды, я делюсь ей с друзьями. В Берлине я зарегистрирована в системе фудшеринга. Как- то мы с Ташей (Саша Лёгкая — прим.ред.) ели черешню, которую женщина собрала в своём саду. Это было чудесно, и для меня опять-таки эта история скорее про взаимодействие и отношение, а не про черешню.
Есть ли у вас какой-то список вопросов,критериев, которые отфильтровывают лишние
покупки?
Такого, чтобы для всех работал, — нет, не знаю. Но есть прекрасное правило пяти «R» Беа Джонсон: «refuse» — отказывайся, «reduce» — сокращай потребление, «reuse» — используй повторно, «recycle» — перерабатывай, «rot» — превращай отходы в компост.

Сразу вспоминаю красивые фразы вроде «меньше значит больше». От покупки можно
отказаться в любой момент — и в момент, когда человек подумал: «О, неплохо бы это купить!», и с полной корзиной товаров у кассы, и после покупки, — всегда есть 14 дней для оформления возврата.

Ещё важно осознать, что, приобретая покупки, мы деньгами голосуем и поддерживаем чьё-то
производство. И для небольшого бизнеса подобная поддержка оказывает более значительное влияние, чем для большой корпорации. Делая осознанный выбор в пользу знакомого фермера, мастера по керамике ручной работы, кофейни друзей, мы все делаем большое дело.
То есть ваш личный выбор не в пользу больших корпораций?
Если у меня есть возможность и ресурсы — да, я сделаю выбор в пользу бизнеса, где мой вклад
будет хоть чуть-чуть заметен.
А к чему вы лично пришли с тех пор, как стали профессионально развиваться в сфере осознанного потребления?
Я пришла к психотерапии и к разводу с мужем.
По мере погружения в эту тему задаёшь себе много вопросов: «А что это для меня? А какие
тут взаимосвязи?». У меня сильно поменялся круг общения, интересы и ценности стали притягивать новых людей. И честность по отношению к другим и к себе возросла настолько, что жить в состоянии личной дисгармонии стало невозможно. Пришло понимание, что я хочу по-другому. Я верю, что свобода от вещей приводит человека к теме свободы и во многих других областях.