Не плохие ребята

Рёв мотора и ветер в лицо, что может быть брутальнее, чем путешествия на мотоциклах?

Михаил Логутенко, директор Петербургского чаптера H.O.G., развеял

наши стереотипы о байкерах. Оказалось, что Красные Кабаны — настоящие рыцари на железных конях, управлять тяжёлым мотоциклом могут и девушки, а отправиться в поездку можно даже с семьёй.

Разбиралась в теме Елизавета Подкосова
Фотографии Юлия Капп
Расскажите об истории создания клуба.
У Harley-Davidson (американский производитель мотоциклов прим. ред.) есть такое объединение H.O.G. — Harley Owners Group. Это самый крупный технический клуб в мире. Он насчитывает 1,5 миллиона членов. Наше Петербургское объединение является составной частью этого мирового технического объединения H.O.G. Поэтому, как только в 2008 году в Петербурге появился дилер, при нём тут же возник чаптер. Наша история длится уже 11 лет, всё стабильно хорошо, меняется только количество участников. В этом году нас уже 170 человек. Сегодня мы самый крупный чаптер в России. А старше нас только один чаптер в Москве.
А вы в чаптере прямо с основания?
Да. Я с 2008 года возглавляю отделение. Было время, когда полгода руководил другой человек, но потом я вернулся.
А как много членов клуба осталось из тех, кто только начинал?
Когда мы только открывались, нас было человек 8-10. Сегодня с нами осталась половина. Остальные по разным причинам отошли.
Во-первых, прошло уже 11 лет, кто-то просто уже вышел из возраста лёгкого катания на мотоцикле, кто-то перестал ездить в принципе, кто-то женился и ему жена не разрешает. За 11 лет это не такая плохая статистика, тем более что прирост новых членов у нас стабильно высокий, но нас, старейших, осталось не так много.
Есть какая-то особая цель или миссия у клуба?
Есть, она определена нашим уставом, который разработал для нас Harley-Davidson. Мы не должны заниматься политикой, различными асоциальными вещами (криминалом и прочим), мы не можем занимать какую-то антирелигиозную, либо антисемейную позицию. Мы должны быть хорошими ребятами. Клуб занимается тем, что организует досуг человека, купившего Harley-Davidson. Основная наша миссия — наладить отношения человека и мотоцикла.
Есть такой стереотип что байкеры — плохие парни. Получается, это не про вас?
С этим всё очень жёстко. В пункте №1 нашего устава написано, что нам нельзя быть плохими.
Чем путешествие на байке отличается от путешествия на машине или другом транспорте в плане впечатлений, ощущений?
Клуб кинопутешествий по телевизору сильно отличается от путешествия на машине? Вот примерно так же от машины до мотоцикла.
Окно в машине — это разновидность телевизора, только с добавлением тряски. В мотоцикле добавляется ещё много чего: запах, напор ветра, мухи, которые втыкаются в твоё тело. То есть это следующий уровень растворения в природе. Разница огромная.
Кто они — участники клуба, люди, которые путешествуют на мотоциклах?
Дело в двух вещах: первая — это ореол успешности. Не может купить Харлей человек, который не состоялся, это недешёвые мотоциклы в принципе. Поэтому у нас молодёжи не так много. Публика у нас в основном постарше.
Как говорят, у успешного человека обязательно должна быть либо лошадь, либо мотоцикл. Но лошадь дорогая и трудноуправляемая, а мотоцикл, как мне кажется, надёжнее.
Поэтому первое — это потребность в демонстрации успешности.
Второе — это понимание, что ты хочешь от мотоцикла. Мотоциклисты Harley-Davidson делятся на три категории: первая — это приверженцы бренда. Им важно, чтобы у них был именно Харлей. Они покупают мотоциклы, но на них не ездят. Они их ставят в гараж, в бильярдную, в кабинет и горды тем, что у них есть мотоцикл.
Вторая категория — те, кому мотоцикл нужен для круга общения. Это так называемые тусовщики. Они ездят по вечерам от кафе к кафе, на различные фестивали, общаются. Они всегда в толпе, всегда в тусовке.
Третья категория — это райдеры. Им нужен ветер в лицо, дождь, мухи, запахи, ощущения. Таких у нас в клубе большинство.
Как попасть в клуб?
Нужно купить мотоцикл Harley-Davidson, потому что быть членами H.O.G., не имея мотоцикл, нельзя. И, соответственно, нельзя стать членом нашего чаптера Санкт-Петербург. При покупке мотоцикла вам будет предложено посетить вступительную беседу, на которой расскажут о том, кто мы и зачем. И если вам это понравится, то добро пожаловать.
Я слышала, чтобы вступить в клуб, нужно получить рекомендации нескольких членов клуба.
Когда вы приходите в клуб, вы становитесь кандидатом. И вам в течении кандидатского периода нужно обязательно совершить две поездки. Или одну с ночёвкой. Нам очень важно знать, можете ли вы водить мотоцикл и адекватны ли вы во время вечернего отдыха после дороги. Если мы этого не узнаем заранее, то можем испортить отдых другим нашим путешественникам, которые поедут с нами. Но у нас практически не было случаев, когда мы бы людей не брали. Это формальность, которая никого не должна пугать.
У вас в клубе есть должности. Если с director всё понятно, то чем занимаются, например, road captain, activities officer и sheriff?
Внутри чаптера есть офицеры. У каждого из них своя задача. Шерифы отвечают за внутренний порядок и, вообще, за систему безопасности. Road captain обеспечивают безопасность передвижения колонны: замыкания, отсечки и прочее. Activities officers’ занимаются организацией мероприятий. Есть девушки, «ladies of Harley». Они ведут тему женщин в нашем клубе, у нас их достаточно много, поэтому у них есть офицер, который выражает их интересы.
А сколько девушек у вас в клубе?
Около 30. Половина ездит за рулём мотоциклов. Они полные члены, а другая половина — ассоциированные члены. Это значит, что девушка пришла в клуб вместе со своим мужчиной, мужем, парнем, платит половину взноса, имеет право ходить в жилетке и является почти полноправным членом нашего чаптера (но без права голоса). Но парень может в любой момент её выключить, и, если уходит он, она тоже уходит.
Вы сказали, что носить жилетку имеет право только член клуба.
Да, это везде так. Просто человек может купить кожаную жилетку, но он нигде не купит нашивки. Они продаются только тем, кто имеет на них право.
Есть у байкеров какая-то своя жизненная философия, принципы отличные от других людей?
И да, и нет. Мы обычные люди, но у нас немножечко обострено чувство потребности в свободе. Это определённая независимость от кого-то или от чего-то, которая связана со средством нашего передвижения.
Но с другой стороны, мы, возможно, даже больше зависимы от той же погоды или от времени года. Но эта зависимость в одном порождает независимость в чём-то другом.
Вы организуете поездки не только летом, но и зимой (например, на Байкал).
Да, но это экзотика. Нужно очень серьёзно подготовить свой мотоцикл, чтобы кататься
по льду.
Зимой мы обычно грузим мотоциклы на грузовик и отправляем их в жаркие страны, а сами вылетаем на самолётах. Так мы уже много лет путешествуем в Марокко, долетая до Испании и доставляя туда мотоциклы, садимся на эти мотоциклы и едем в Африку кататься.
А какие могут возникнуть сложности зимой в России? Холод?
Насчёт холода, я говорю, что когда очень страшно, то не холодно. Это просто более экстремально.
Члены петербургского чаптера путешествуют только со своим клубом или они могут присоединиться к другим членам H.O.G. из других городов и стран?
В календаре наших мероприятий есть те, которые организует наш чаптер, и есть те, которые организует клуб H.O.G. Это может быть H.O.G. Европы или H.O.G. России. Это такие большие мероприятия, на которые мы тоже ездим, участвуем в больших парадах, например. Но ездить в поездки с другими чаптерами не очень удобно, потому что у каждого чаптера своя политика безопасности. И наша не предполагает допуска в колонну чужих людей. Мы несём ответственность за тех, кого мы пригласили, своих членов, и, пустив туда незнакомого человека, рискуем. Так запросто поехать с нами— это большая редкость, хотя бывают и такие исключения.
К поездкам готовятся? Как проходят тренировки?
У Harley-Davidson в Петербурге есть мотошкола. Когда мы выдаём мотоцикл, мы интересуемся у человека, насколько хорошо он умеет ездить. Не правами. Они, конечно, нужны, но права — это, скорее, юридический момент. Когда человек начинает ездить, мы внимательно за ним приглядываем и, если что, рекомендуем ему пройти небольшой курс подготовки управления мотоциклом. Потому что тяжёлые мотоциклы, а Харлеи тяжёлые, имеют свою особенность, и эту особенность нужно понять.
Плюс перед большими поездками мы проводим небольшие, установочные, колонные.
У нас целая система адаптации новых членов в нашу группу. И, когда человек переходит из
кандидатов в полные члены, он уже абсолютно всё умеет и всё может.
А сколько примерно весит Харлей?
Самый тяжёлый — до 400 кг, самый лёгкий — 200.
Сколько длятся поездки?
Поездки есть трёх категорий: однодневные, поездки выходного дня и дальние походы. Дальний поход — это уже где-то неделя и больше.
Во сколько обойдётся съездить в такой мототур (бензин, ночлег, еда)?
По-разному. Бензин зависит от километража, ночлег — от стоимости гостиницы в России или в Европе. В среднем по России путешествие обходится в 4 тысячи рублей в день, а по Европе где-то в 10 тысяч.
А как вы договариваетесь о том, чтобы остановиться поесть?
Когда строится маршрут, закладывается возможность обедов. Это либо обеды в каких-то кафе, где мы все влезаем, либо какой-то фаст-фуд на бензоколонке. Иногда днём нет времени поесть. Если перегон длинный, между городами 600-700 км, то тратить 1,5 часа, чтобы 20 человек пообедало, не очень удобно, мы за 30 минут успеваем съесть какой-то фаст-фуд и едем дальше. А вечером уже полноценно питаемся.
А если кто-то захочет в туалет, вся колонна останавливается?
В туалет никто не ходит просто так. На бензоколонках мы останавливаемся не реже, чем через 100 км, то есть через час. Как правило, час человек может потерпеть. Но если всё-таки не может, у нас есть сигналы: он может остановиться один, потом догнать колонну, либо попросить всю колонну остановиться.
Есть специальная система сигналов.
То есть в дороге из-за шума не получиться просто переговариваться?
Переговариваться можно по радиосвязи, но не со всеми. Главное, чтобы связь была у первого человека в колонне и у последнего, а остальные могут передавать сигналы жестами.
В какой одежде путешествуют байкеры? В стереотипных кожаных вещах или в чём-то другом?
Тут нет единого стандарта, каждый выбирает для себя. Кто-то ездит в кожаных куртках, кто-то в текстильных. Это вопрос пристрастия. По опыту скажу, что часто, люди сначала покупают кожу, а потом постепенно переходят на текстиль, потому что полегче и быстрее сохнет.
Поездки на мотоциклах на большие расстояния могут быть довольно трудными. После таких путешествий не нужна ещё неделька-другая отдыха?
Если дело касается обычного мотопутешественника, то, может быть, и не нужна. Но если ты организатор поездки, то нагрузка очень большая. Очень трудно бывает объяснить, почему после дальних поездок хочется отдыхать, а не работать. Но это уже индивидуально.
Детей, жён берёте с собой? Вообще, путешествие на мотоциклах может быть семейным?
Мы стараемся всегда брать с собой семьи. И даже иногда детей. Когда у нас есть машина
сопровождения, то мы предлагаем взять с собой детей тоже. Но если это поездки на один два дня. А если это поездки на две недели, то детей брать тяжело, они устают.
Колонну сопровождает ещё машина?
Да, у нас есть машина сопровождения, «техничка», которая следует за нами во время больших выездов, когда больше 15 мотоциклов. В основном там вещи, связанные с дорожным движением: какие-то инструменты, запасной бензин. Если вдруг кто-то попадёт в яму или спустит колесо. Если возникает необходимость, мотоцикл грузится внутрь или ремонтируется на месте.
А как часто случаются аварии?
Не часто. Мы достаточно организованные ребята. Аварии у нас, конечно, бывают, но они на небольшой скорости и чаще между собой: кто-то толкался в колонне, кого-то задел, поцарапал. Но это всё легко решаемо.
Есть какие-то интересные истории, которые происходили в поездках?
Об интересных историях можно рассказывать ещё часа 1,5.
Есть интересные наблюдения. Когда люди путешествуют на автобусе, они сидят всё время вместе и общаются. И они так друг другу надоедают, что, когда приезжают в гостиницу, видеть друг друга не могут.
А мы едем всё время молча, поэтому стоит нам куда-то приехать, мы производим впечатление страшных болтунов: мы хватаем друг друга, что-то рассказываем, объясняем. Просто мы целый день молчим, а мысли то бродят, и ими надо поделиться.