Не читайте, что предписано

Елизавета Костягина, солистка группы MONOЛИЗА, вернулась недавно

в питерскую весну и встретилась с нами, чтобы пообщаться о жизни в Индии,

о своей любимой, такой дорогой сердцу, очень глубокой песне «Ни черта»,

а также о том, что родиться в марте, оказывается, совсем не «жуть»!

Беседовала Ксения Медведева
Фотографии предоставлены группой MONOЛИЗА
У вас не так давно, в марте, был день рождения, вы — рыбы по гороскопу. Верите в описания знаков зодиака?
Я верю, что я рыбы! На этом все мои познания заканчиваются. Может быть, когда-то давно
интересовалась. Но если уже всё знаешь про себя, разве прочитаешь там что-то новое? Я
как-то прочитала, что рыбы — самый лучший знак зодиака, и на этом успокоилась.
А в судьбу верите, в предопределение?
В нашей новой песне «Ни черта» я как раз затронула эту тему. Там речь идёт о том, что я готова была многое изменить, но в результате всё осталось, как было, наверное, как и должно было быть. Как раз об этом и будет клип, он раскроет полярные стороны личности.
Что касается жизни, я считаю, что очень многое зависит от человека. Я верю в энергию
личности. Думаю, нужно меньше слушать, что там предписано, меньше увлекаться эзотерическими вещами, потому что на людей с неустойчивой психикой это порой может негативно повлиять, оказаться обычным самоубеждением.
Вне сцены какая вы? Мечтательная и медлительная или очень рациональная, быстрая, всегда сосредоточенная.
Я постоянно куда-то «улетаю», не понимая, что со мной происходит. Могу идти и забыть, куда иду, потому что нахожусь в своих мыслях. Может, что-то придумываю в этот момент. Или могу найти какую-то вещь в совершенно неожиданном месте: обувь — в холодильнике, например, если утрировать. Это говорит о том, что я человек рассеянный и иногда совершенно не могу сосредоточиться. Но, что касается работы, организации музыкальных процессов, репетиций, там, конечно, я люблю чёткость и собранность, рациональность. Вот такие две разные ипостаси.
А когда вдохновение к вам приходит, замечали?
Бывает, приходит что-то неожиданно, и я записываю это на диктофон или в заметках у себя в телефоне. Раньше я очень много писала вечером и ночью. Сейчас поймала себя на мысли, что лучше голова работает в первой половине дня: какие-то упражнения со словами делаю, пишу. Что-то из этого оказывается полезным.
Почему MONOЛИЗА, а не STEREOЛИЗА, например?
Потому что Лиза одна такая! В какой-то момент у нас в группе были два Димы, а Лиза всегда была одна. Ну, и, если серьёзно, это игра слов, связанная также с названием всем известной
картины.
В каком возрасте появилось это желание выступать, реализовывать себя как артиста?
На самом деле творчеством, может, немного в другом его виде, занимаюсь лет с 15. Изначально писала сценарии для КВН, переделывала песни для музыкальных конкурсов, вела программы во Дворце культуры. Всё это происходило ещё со школы. А музыкой заниматься, писать песни, приобретать уверенность в себе, необходимую для того, чтобы выходить на сцену, начала благодаря знакомству со Светой Сургановой в 2006 году.
Она прослушала мои песни и настояла на том, что мне необходимо этим заниматься.
В клипе на песню «Жуть» вы закатываете банки. В жизни приходилось таким заниматься? Придерживаетесь ли здорового питания, любите готовить?
Нет, конечно, ничего закатывать не приходилось. Я спокойно отношусь к теме здорового питания. Что мне захотелось, то и ем, я вполне всеядна. Умею стейки жарить, делать сагудай. Это, в общем-то, всё из еды, что мне нужно для существования. А так, у меня есть помощница по дому, она готовит. Мама готовит, иногда что-то подкидывает мне.
Никогда в жизни не было таких ситуаций, которые бы меня сподвигнули научиться изысканно готовить. А в университетские времена в общежитии мы выходили из положения пельменями, батоном, макаронами — без изощрений кулинарных!
В каком университете вы учились? Помогает ли образование в музыкальной сфере сейчас?
Я училась в Университете Профсоюзов, специальность «менеджер-продюсер шоу бизнеса». Полагаю, что пригодилось.
Какой музыкой увлекались в глубокой молодости, слушали питерский рок?
Я слушала в основном уральский рок и питерский тоже. Мне ближе «Агата Кристи», «Наутилус», ранний Кинчев. Естественно, Цой, Чайф, «Гражданская оборона», поздний БГ. Это основной костяк, то, что мы записывали, разучивали, играли на гитаре, когда нам было лет по 15-16.
А вообще, у меня были разные периоды становления: «Ласковым маем» увлекалась, и Женей Белоусовым. Мы переписывали тексты песен в тетрадь, вырезали из журнала фотографию артиста и клеили её рядом. Потом позже уже были и «Технология», и «Кино». Из иностранного — Depeche Mode. Все мои песенники, к сожалению, родители выбросили при переезде из Норильска в Санкт-Петербург.
Лиза, есть у вас любимое место в Петербурге, такое атмосферное, вдохновляющее?
Раньше мне нравилось на Пулковских высотах гулять, Ладогу люблю, потому что живу близко. А летом — лес, грибы. Также нравится дорога в Финляндию, Эстонию, Латвию, в общем, Прибалтика.
Почему в Индии так нравится отдыхать? Вы занимаетесь духовными практиками?
Нет, мне просто там очень нравится. Расскажу такую историю показательную. В этом году я,
находясь на Гоа, решила поехать в торговый центр, взяла с собой доллары. И на следующий
день поняла, что потеряла их. Подумала, что именно в центре доставала что-то из сумки, туда-
сюда, в общем, выронила. А после торгового центра я поехала ещё на пляж поужинать на берегу в своём районе. На утро думаю, дай спрошу у них на всякий случай. Просто в темноте рассчитывалась с официантом, и такое бывает, что вместо рупий отдаёшь доллары. И так и
сказала: «Мне кажется, я отдала тебе вчера сто долларов вместо рупи». Он ответил: «Нет-нет, я всё проверил». И я продолжила: «Ну, тогда, значит, я где-то потеряла их тут у вас» . Хотя я всё-таки больше склонялась к тому, что выронила деньги в торговом центре. Иду, ищу, зачем-то смотрю на этот песок. И тут за мной следом идёт другой официант и спрашивает: «Что ты ищешь?» Я рассказала ему свою историю. Он: «Думаю, я знаю, кто тебе может помочь!» Подзывает меня к стойке, с кем-то на индийском разговаривает и поясняет, что их работник вчера нашёл деньги, отдал их своему боссу, и нужно только подождать. Как так?

Я целый день провела на пляже возле их кафе. И часов в пять вечера мне действительно отдали эту купюру! Данная ситуация для меня на самом деле настолько абсурдна. В то время как главный банк нашей страны допускает операцию мошенничества с той же самой суммой (я уже два месяца не могу от них добиться хотя бы просто внятного решения), люди в Индии находят деньги в песке и спешат мне их вернуть. И во всём у них такое отношение. Заходишь в ресторан, хочешь какое-то блюдо, но его нет в меню. Так они специально для тебя его приготовят. Для них нет ничего невозможного, это очень добрые, отзывчивые люди.

Я покупала когда-то на рынке рыбу, ещё не знала, что там можно почистить её, и зашла в соседний двор. Там какая-то женщина мне её почистила специальным прибором и ни в какую не хотела брать за это оплату. То есть настолько другой менталитет, настолько другое отношение к жизни, и, не дай бог, с тобой что-то случится в дороге. Например, ты упал с байка или что ещё, там все остановятся и прибегут помогать. Я была год назад во Вьетнаме, это небо и земля, хотя вроде бы та же Азия. Они мало улыбаются, ну а если начинаешь с ними торговаться, так кажется, что могут тебя ещё проклянуть вслед! Все говорят, что эта сухость объясняется последствиями войны.

Поэтому, конечно, мне в Индии психологически комфортно, я там уже всё знаю. Знаю, чего ждать, чего остерегаться, и климат мне очень нравится. Приезжаю и провожу холодное время года там. И возвращаюсь, когда в Питере становится потеплее. В этом году из- за подготовки к альбому и концерту приехала пораньше.
Клип на песню «Космос» снимался как раз на Гоа, расскажите немного о нём. Что означает строка «не подводи меня, не задавай вопросов»?
Вообще, неблагодарное это дело — просить автора расшифровывать тексты своих песен! Но так уж и быть. Один человек однажды мне сказал: «Ты уверена, что хочешь знать ответ?», имея в виду «не прижимай меня к стенке, не ставь в тупик» . Вот так и появилась эта строчка. Со мной очень часто такое бывает, что слышу в реальной жизни какие-то мысли, идеи, которые мне нравятся. Впоследствии рифмую их, превращаю в тексты песен.

Да, клип снимался на Гоа, один из персонажей видео — известный гуру по медитациям, йоге.
По-моему, он из Голландии и в то время находился в Индии. А мальчик — из семьи местных туристов из Португалии, если не ошибаюсь. Мы, кстати, там же в Индии сняли и клип на песню «Ни черта».
В вашей совместной работе с Владимиром Шахриным «Линии» лейтмотивом идёт тема ВИЧ. Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваш дуэт и клип.
Это изначально было задумано как целостный проект с участием ВИЧ сообщества. Мы долго к нему готовились. Песня и клип вышли одновременно. Я написала текст, предложила Владимиру Шахрину поучаствовать в этом проекте, зная о его неравнодушном отношении к социальным темам. Ему понравился текст и в целом идея, и он записал с нами эту песню, приехал сразу после «Нашествия» на съёмки клипа. Мы всё собрали воедино и презентовали большим концертом. Как сейчас помню, пришло максимальное количество людей. Концерт проходил в клубе «Джаггер», который сейчас закрылся, к сожалению.
В какие из закрывшихся культовых роковых мест в Питере захаживали? И какие из актуальных привлекают вас?
Я везде была, но любимого какого-то определённого нет. Из современных мест, думаю, клуб «Грибоедов» можно отметить. Часть клуба они адаптировали под достаточно презентабельное лаундж-пространство, а другую, подземную, так и оставили андеграундной.
Очень хотелось узнать, в какой части города находится лавка, появившаяся в клипе на песню «Осенью»?
Она стоит на территории автомойки во Всеволожске, недалеко от моего дома. Мы с режиссёром клипа как раз ездили-искали реквизит. Я подошла к хозяину и попросила её взять на время, он согласился. Заказали в итоге грузовую машину, привезли в центр, отсняли клип у Светы во дворе и вернули обратно.
Вас, наверное, сравнивали когда-нибудь с Дианой Арбениной, главным образом потому, что вышел дуэт со Светланой Сургановой. И если так было, то при каких обстоятельствах? Как вы сама к этому относитесь?
Я не помню уже точно, как сравнивали, но постоянно это делают. Причём не только с ней, и ещё до нашего дуэта со Светой. Наверное, с того момента, как я активно взялась за творчество. Сравнивали с Земфирой, Еленой Погребижской, Марой. Всеми женщинами с гитарами по мне проехались! Конечно, Дианой Арбениной больше проехались как раз потом уже из-за дуэтов с Сургановой.
Вы слушали намеренно кого-то из женщин- представительниц русского рока? Кто вам
импонировал? В чём принципиальное отличие вашего творчества?
Я увлекалась долгое время Жанной Агузаровой. Это были самые первые её альбомы. Настю Полеву слушала, были и «Ночные Снайперы» в глубокой юности. Когда я только поступила, они приезжали к нам в университет выступать таким полуакустическим составом.

У меня никогда не было задачи чем-то отличаться, и такого анализа я не проводила. Знаю, что не зацикливаюсь на каких-то внутренних переживаниях, личных историях, не переношу их в тексты, скорее, раскрываю несколько другие темы. Другая философия и иной стиль изложения. Я люблю игру слов в тексте и иногда приношу это в жертву музыке.
А как появилась эта традиция — читать записки из зала?
Это наша древняя традиция. Сейчас в связи с активным развитием соцсетей общение с залом посредством записок стало не так востребовано. Раньше мы делали такие вот перерывы между песнями, зрители складывали в коробку записки, и мы в какой-то юмористической форме отвечали. Это очень разряжало атмосферу. Бывало, во времена работы с Артёмом Комиссаровым, Димой Чешейко, Димой Пивнем мы всегда что-то вместе придумывали, импровизировали. Далее состав менялся несколько раз, и ребята, наверное, были чуть более закрытыми, и потом это всё ушло на задний план. А сейчас у нас есть Миша, гитарист, такой экстравертный, инициативный. Может быть, с его помощью возобновим традицию.
Есть планы сделать проекты с кем-то ещё из музыкантов в ближайшем будущем или
представить свои песни в альтернативном звучании?
Главное, чтобы писались тексты и музыка, и не иссякал этот творческий источник, а как оформить песню, какую аранжировку сделать — это уже второе, хотя и очень важное дело.