Образы, скрытые символы, тайные смыслы наполняют наш мир. При помощи объектов на натюрмортах художники пытаются донести мысли и сообщения, связанные с эпохой написания произведения. Эти объекты олицетворяют символы, которые настраивают на определенный эмоциональный фон. Голландские художники натюрмортов XVII-XVIII веков расставляли цветы, фрукты, предметы быта, желая через композицию рассказать о благосостоянии своей родины.
Смотря на картины, мы восхищаемся мастерством художников, но нельзя забывать о символических смыслах, передаваемых автором. Один из самых ярких представителей голландского натюрморта — Ян ван Хейсум (Jan van Huysum), скрывавший от других художников методы своей работы. Возможно, именно благодаря своим тайным техникам он мог в совершенстве изобразить красоту цветов.
По полотну под названием «Цветы» видно, что создатель необычайно талантливый колорист
с прекрасным восприятием композиции.
Картина продумана автором до самых мелких деталей. Темный фон с едва уловимым сюжетом
подчеркивает выразительность цветочного натюрморта. На мраморной столешнице находится ваза с античным рельефом, а в ней роскошный букет цветов. Автор изобразил белые пионовидные розы с легким розовым оттенком в центре и на выступающей части, взор притягивает их воздушность и легкость. Второе название шаровидного цветка «английская роза», получило его благодаря своему создателю британскому селекционеру Дэвиду Остину. Символика белого цвета — чистота, таинственность, скромность, нежность, а сам цветок олицетворяет бесконечность жизни. На полотне рядом с английской розой расположен синий ирис с белыми прожилками. В народе цветок называется «Петушок», который символизирует сдержанность, чистоту благих намерений. Синий цвет представляет собой таинственность, магическое притяжение. Над величественным ирисом возвышается махровый цветок — мак с крупными листьями. Красному цвету всегда придавали особое значение. Он символизирует кровь, власть, а также жизнь. В Нидерландах цветок олицетворяет мистическое приведение. Маковые поля наводят страх на местных жителей. В христианстве цветущее растение означает страдания Иисуса Христа.
Также на полотне виднеются синие васильки и бабочка, которая вот-вот присядет на них.
Неприхотливые цветы растут среди ржаных и пшеничных полей. Символ святости и чистоты
пробивается в борьбе за жизнь. На холсте можно найти меленькие колокольчики, которые
прекрасно дополняют букет. Поскольку форма растения похожа на церковный колокол, то по полному праву можно считать, что он символизирует духовность мира. Порхающие бабочки рядом с колокольчиками — олицетворение бессмертной души.
Стоит обратить внимание на птичье гнездо с яйцами, окутанное красной настурцией ее
вьющимися стеблями. Цветок символизирует победу в борьбе, такое значение появилось
благодаря К. Линнею. Разглядывая бутон, он пришел к выводу, что листок похож на щит воина, а бархатистые цветы — кровь врага.
Изображая растение и гнездо, автор хотел подчеркнуть, что зарождение новой жизни невозможно без трудностей.
В целом, полотно художника Ян ван Хейсума передает идею противостояния жизни и смерти. XVIII век в Голландии был сложным периодом восстановления жизненного уклада после войны с Испанией и эпидемии чумы. Изображенный букет в вазе автор сравнивает с человеческой жизнью и нарушением природного мира.