На верном пути

У каждого однажды возникало желание купить обучающий курс и стать

профессионалом в той или иной области, однако этот путь не так прост,

как кажется под впечатлением от реклам, обещающих безоговорочный успех.

О том, как выбрать обучение по макияжу и остаться не с сертификатом,

а с деньгами, рассказала Мария Рыжикова — визажист, мастер по причёскам,

преподаватель и создатель студии «Jojo Studio» в Красноярске.

Узнавала об особенностях профессии Анжелика Часовникова
Своим опытом делилась Мария Рыжикова
Фотографии из личного архива героини
Чем вы занимались до того, как стали мастером с кисточками в одной руке и лаком для волос в другой?
Я заканчивала 11 класс, ходила в модельную школу 2,5–3 года. Тогда я была худее, но рост у меня был очень маленький — 166 см, и мне писали на кастингах, что минимальный — 168 для того, чтобы была вероятность куда-нибудь поехать.

Выпускной, и у нас кастинг в модельном — мне выдают рабочий контракт в Индию на 4 месяца. Получилась такая мини-жизнь, которой гордишься, потому что было интересно, ты повзрослел, резко окунулся в жизнь без родителей, без института, сразу в работу.

Когда я приехала, уже пропустила обучение, родители это восприняли в штыки. Чтобы не сидеть у них на шее ещё год до поступления, пошла работать официанткой в кофейне, отпахала там месяц, скакала, как сайгак. Я не могла с клиентами лебезить, мне никто не оставлял чаевые, только пьяные, а в кофейнях их бывает немного.

Осенью, когда уже работала визажистом, поступила на заочное обучение на экономиста. Спустя два года бросила.
Как вы начали работать визажистом?
В декабре я решила, что мне скучно и пошла на курсы по макияжу. После Индии я привезла деньги: заработала немного, но мне хватило, чтобы оплатить базовый курс, кисти и буквально один тон, одни румяна, то есть по минимуму. Прошла курс и начала работать с января, в самый дурацкий месяц для визажистов, когда нет денег. Я звала всех своих знакомых и незнакомых, на тот момент у меня было тысячи две подписчиков, и я всем подряд писала: «Привет, я закончила курсы, я начинающий визажист и хочу наработать опыт».

Я работала дома первые 2–3 месяца, потом месяц в салоне — мало очень получила, плюс ездить было далеко, поэтому нашла арендное место на год. Потом арендовала помещение 35 квадратов, сейчас 55 и скоро уже будет 88.

В кофейне я отработала месяц и получила 14–13,5 тысяч, а тут за первый месяц примерно 17. В июне, через полгода, было уже 65–70 тысяч. Когда ты начинаешь зарабатывать больше своих родителей, понимаешь, что потолка-то и нет — сколько ты будешь работать, столько ты и получишь.
Вас привлекал неплохой заработок или всё-таки появилась любовь к профессии?
Я не творческий человек. Я не любитель бесплатных съёмок с перьями и зелёным макияжем. Конечно, я тоже работаю бесплатно: собираю моделей, если хочу попрактиковаться. Но больше, наверное, иду за деньгами, за коммерцией: работаю с невестами и на различных съёмках.

Я больше увлечена работой с причёсками, чем с макияжем. Мне кажется, у меня неплохо получается, плюс у нас мало хороших мастеров, их можно по пальцам руки пересчитать: красить могут научиться многие, а вот причёски понимают не все. Даже на курсах ты никогда не объяснишь на 100%, как работать с волосами, это приходит с опытом. Можно дать направление человеку, показать всё, но он должен попробовать сам на разных волосах и сделать свои выводы.
Сейчас мы находимся в вашей собственной студии. Чем вас не устраивали места, где работали ранее?
Я люблю компании, веселье, но работать могу именно один на один с клиентом. Мне не нравится, когда вокруг меня шум, гул, всё вверх дном. Когда я работала в студии более весёлой, безбашенной, я уходила в маленькое помещение и работала там. Мне так было комфортно. И когда у меня был выбор: прийти в час пик вечером или с утра, я предпочитала проснуться пораньше, поработать, когда нет особо шума, и уехать. Я не асоциальный человек, я люблю общение, но за пределами работы. Отработал — пожалуйста, тусуйся.
В какой момент стало понятно, что у вас достаточно опыта для запуска собственных курсов?
Одна девочка написала мне: «Маша, у тебя такие крутые макияжи, я хочу у тебя учиться.» Я испугалась, думаю, ещё сама ведь мало знаю. Я не сильно приветствую то, когда через полгода работы ведут занятия, но раз к людям идут, то почему нет. Я понимаю, что нужно побольше времени, но если есть спрос — есть и предложение. У меня спросила девочка — тут же образовался курс.

Я очень боялась вести курс, потому что вокруг были визажисты, которые работают раза в 2–3 дольше, чем я. Они вроде ничего и не говорили, но была нотка презрения в виде фраз: «Маша, ты что уже курсы ведёшь?».
Вам нравится сам процесс преподавания?
Да, очень сильно. Я люблю, когда слушают, когда я в центре внимания, и все взоры направлены на меня. Я с детства хотела быть учителем, и когда так получилось, было здорово.

С некоторыми ученицами у нас даже продолжаются отношения: мы можем общаться, дружить, а с кем-то расходимся.
Какие трудности возникают во время преподавания?
Есть люди на разной волне. Я такой человек, что могу сматериться, где-то объяснить по-простому, опустить теоретическую базу, которую нужно правильными словами рассказывать. При этом я поясняю человеку, как нужно делать, он понимает, ему не надо всё расшифровывать. Но бывает такое, что меня не воспринимают всерьёз: какая-то двадцатидвухлетняя малолетка
что-то тут рассказывает, ещё и матерится.

Не всегда я могу правильно подать информацию. Сложность не в том, что я не знаю, а в том, что я не могу сформулировать — не всегда моя речь правильно поставлена, её тоже надо отрабатывать.
Наверняка бывает такое, что кому-то не даётся техника. Как вы поступаете в таких случаях?
Бывает, поэтому дорабатываем: ученики мне потом пишут, я рассказываю, как нужно сделать. Они потом проходят ещё обучение.

Главная ошибка человека — он отучился, 25 тысяч отдал и думает, что теперь всё знает. Нет, ты должен постоянно обучаться. Да не береги ты деньги, они как раз-таки придут, когда ты будешь на коне, а на нём ты будешь, когда пройдёшь миллион разных обучений и повышений.
В чём, на ваш взгляд, заключается грамотный подход к преподаванию?
Сделать так, чтобы человек понял. Банально, но правда. Ты можешь объяснять, как суперстарая школа, можешь заумными фразами, а можешь по-простому, как я, объяснять. Самое главное, чтобы человеку было комфортно и чтобы до него дошло — неважно, какая будет подача.
Какие у вас были неприятные ситуации с учениками?
Была ситуация с девушкой: она прошла большую часть курса, заплатила половину. Оставалось только два занятия — она не объявилась, меня заблокировала, везде удалила, сказала, что ей не понравилось и всё. При этом человек продолжает делать мои жгутики, мои хвостики, как я обучала — до этого она даже не работала с волосами. Я отходчивый человек, думаю, всё вернётся.

Ещё у меня была клиентка в первый год работы, которая не заплатила, потом отдала деньги лишь через какое-то время. Было очень неприятно: я тогда не хотела продолжать, плакала очень долго.

У меня не хватает брони, я воспринимаю всё очень истерично, когда не приходит, например, клиент. Он скинул предоплату и просит её вернуть, а я теряю возможность заработать или взять другого человека.

Когда клиенты сидят на макияже у меня или у любого другого визажиста, и им не нравится, они расстраиваются, переживают — визажисты расстраиваются в 10 раз больше. Ужасно, если ты не угодил клиенту, ты понимаешь, что тобой недовольны до конца, по мнению людей, ты не выполнил работу на 100%. Мы все разные — я, например, не буду выполнять свою работу на 60% из-за плохого настроения. Ты делаешь свою работу так, как видишь, но бывает, ты не совпадаешь с человеком. Мы не можем всем нравиться, как и наши работы.
Можно ли после пройденного курса сказать: «Я визажист»?
Нет, конечно. Учитывая, что у меня заниженная самооценка, я до сих пор не считаю, что я визажист, у которого всё отлично. У нас крутых визажистов очень мало, их пара штук.

Я смотрю на своих учениц и понимаю, что они красят лучше, чем я, когда обучалась. Почему мне многие говорят, что у меня свой стиль: сияние, блёстки? Да потому, что после обучения я вышла с одним макияжем, не запомнила особо, не записывала — я вышла и потерялась. Но за счет того, что я упёртый человек, который вложил деньги и хочет, чтобы всё окупилось, я начала работать.

Большинству дали деньги — у них нет стимула заработать. Некоторым уже многое
дано в жизни, поэтому они не стремятся развиваться. У меня есть девочка, работает тут, она пришла месяц назад, в марте, окончила курс, потом была пандемия. Казалось бы, она столько пропустила времени, но она трудится с утра до ночи и постоянно берёт моделей бесплатно и платно, она заработала себе и на аренду квартиры и помещения, и на новую косметику люксовую. Человек задался целью заработать денег.

Почему у нас так много учениц, но не так уж и много визажистов, которые пробились? Да потому, что люди останавливаются на полпути и думают: «Ну всё, уже много визажистов, меня там не ждут». Ну да, в Москве тоже много людей, однако едут же туда. Так что тут мотивация, желание хорошо жить, желание работать.
Как найти хорошего мастера для обучения?
Хорошие мастера — это те, которые развиваются, каждые полгода проходят мастер-классы, обучения, повышения, ездят куда-то. Те мастера, которые остановились и дальше не хотят вкладывать силы и деньги — у них ничего не получается, вот и всё. Они просто остаются на том же уровне.

Важно выбирать преподавателя с той направленностью, которая тебе нужна. Сейчас достаточно посмотреть в инстаграме истории — либо тебя бесит человек, либо не бесит, либо ты его слушаешь и понимаешь, либо пролистываешь.
Можно ли научиться самостоятельно по различным видео на ютубе и статьям?
Если у тебя есть запал, супер серьёзное желание и ты целеустремлённый человек, то, наверное, да.

Есть люди, которые хорошо красят и без курсов себя или подружек, но какие-то знания всё равно лучше потом добавить — пройти повышение. Ты можешь начать сам, но всю теорию в интернете и книжках не найдёшь.

Вот мы делали сейчас тетради по теории, в них всё по крупицам собрано: из книжек, из интернета, с прошлых обучений, с онлайн-занятий. Ты собираешь что-то своё по частям мелким. Плюс постановка руки тоже имеет значение. Даже вот ко мне приходили ученицы левши, а я кручу правой рукой, и мы подстраивали всё под них. Сейчас можно вести курсы для всех рук.
Какой совет вы можете дать начинающим?
Усердно работать. Всё просто. Вот ты закончил курс, осел дома и потерялся: всё забыл, а потом будешь винить преподавателя, а не себя за то, что не пошёл отрабатывать. Человек дал тебе информацию — либо ты её взял, либо нет, либо ты её применяешь, либо нет.

Есть ученицы, которые постоянно работают и добиваются, а бывает и наоборот. У каждого преподавателя в любой профессии так. Ты можешь хоть что закончить, но это не значит, что все будут зарабатывать по 500 тыс. Один человек будет зарабатывать 500 тысяч — 10 будут зарабатывать по 30. И кто будет с заработком в 500, зависит только от тебя.