Модная история

Анатоль Вовк — историк моды, лектор, эксперт на ТВ и

создатель необычного для России проекта «MODA 50+».

Тот случай, когда курсы по стилю переросли в проект, где

возраст не показатель для женщины, где они тоже могут

обучаться стилю, визажу, позированию, основам

подиумного шага и пробовать себя в роли модели. Поговорили

с Анатолем и узнали, что мода — явление уникальное,

почему так сложно избавиться от стереотипов и как же

прав в своих словах А.П. Чехов.

Общались Виктория Дмитриева, Наталья Печенюк
Фотографии из личного архива Анатоля Вовка
О СЕБЕ

Самое удивительное, что вы узнали благодаря своей профессии?
Мода — это ни в коем случае не просто «тряпки», мода — это явление, которое затрагивает
абсолютно любого человека, вне зависимости, интересуется он модой или нет. Поймите, мода,
подобно губке, впитывает в себя все процессы, происходящие в обществе: политику, экономику,
демографию и культуру. Человек, надевающий тренчкот, не задумывается, что некогда он был элементом военного гардероба, который разрабатывали специально для солдат во время
Первой мировой войны. Так мы можем видеть влияние войны на моду. И таких примеров можно привести много: брюки с лампасами, эполеты, высокие сапоги, бушлаты — всё это из военного гардероба перешло в повседневный гардероб как мужчин, так и женщин.
Вы, как историк моды, часто читаете лекции.
Как происходит процесс создания будущего выступления? Есть ли у вас любимая лекция изуже прочитанных?
Читать лекции — это моя работа. Я читаю лекции в городах России и Европы. Кто-то приходит
с детьми, а кто-то – даже целыми семьями, поскольку мои лекции наполнены интересными и захватывающими материалами. Каждая лекция — это большой пласт информации, который нужно подать доступно и при этом интересно. Поэтому подготовка серьёзная.
По поводу любимых лекций сказать сложно, но стоит отметить, что среди большого списка
особой популярностью пользуются: FASHION ЖЕРТВЫ, ШПИОНКИ HAUTE COUTURE, а также лекции об истории ювелирного дела.
Мода какого века вас больше всего вдохновляет и почему?
Меня прельщает эстетика эпохи ампира. Именно на эту тему я защитил свою научную работу.
Лёгкие хлопковые платья, в которых женщины походили на греческих богинь, аккуратные причёски без многоярусных конструкций из волос, элегантные украшения в неогреческом и
неороманском стилях. Мужчины, отказавшиеся от пудры на лице, румян на щеках и громоздких париков, — в мундирах и фраках. Это я называю элегантность.
Иконы стиля Анатоля Вовка — это?
Это те люди, которые формируют свой стиль самостоятельно. Да, есть немало людей, которые
скупают вещи haute couture, но при этом не имеют своего стиля как такового. Среди отечественных икон стиля мне хотелось бы выделить Эвелину Хромченко, Ренату Литвинову. Что касается иностранных икон стиля, то тут своё предпочтение я отдаю Айрис Апфель, Дафне Гинесс, Анне дело Руссо. Все перечисленные мною пять женщин сформировали свой узнаваемый характерный стиль самостоятельно, безукоризненно адаптируя к нему тенденции, которые предлагает fashion-индустрия.
О ПРОЕКТЕ

Поговорим о проекте «MODA 50+». Что натолкнуло вас на создание такого уникального проекта?
Проект был создан абсолютно случайно. Мне предложили прочитать курсы по стилю в одной из
школ для тех, кому за 50. На мой курс записались 47 женщин, при условии, что максимальный набор составлял 20 человек. После проведенных занятий мне пришла в голову идея помочь женщинам после 50 обрести свой стиль и уверенность в себе. Я открыл проект «MODA 50+», в котором могла принять участие абсолютно любая женщина после 50 лет. На тот момент в Санкт-Петербурге таких курсов не было. После того, как мой проект получил широкую известность на просторах интернета, нам стали предлагать различные съёмки для печатных изданий. Курс расширялся, и мои ученицы начали сниматься в кино. Нам начали поступать предложения от престижных иностранных конкурсов.
Кто они — женщины из «MODA 50+»?
Это женщины, которые не хотят быть бабушками в привычном понимании этого слова. Они не носят платочков и не вяжут носки своим внукам. Они посещают модные показы, они следят за тем, что диктует мода, и всем своим видом показывают, что важно не количество прожитых лет, а состояние души.
Как вы думаете, почему у нас в стране так сильно развит стереотип о том, что женщина за 50 — это обязательно бабушка в платочке? Если взглянуть на европейских дам, то заметно, что они не стеснены возрастными рамками и продолжают чувствовать себя молодыми и привлекательными. И как же убедить прекрасную половину России, что не стоит идти на поводу у стереотипов и загонять себя в угол?
В крестьянских семьях женщина после 45 лет не играла практически никакой социальной роли.
Её одежда не была яркой. Она вела тихую жизнь, выполняя различные дела по хозяйству. И если
быть честными, у нас нет традиций равноправного отношения к пожилым людям. Как люди смотрят на пожилую женщину, которая пришла в кино или которая пришла выпить чашку кофе в ресторане, или даже слушающую музыку на планшете через наушники? Правильно, в лучшем случае, непонятное удивление, в противном случае, просто покрутят у виска. Хотя не стоит забывать, что те, кто сегодня находятся в преклонном возрасте, когда-то тоже ходили в клубы, ездили за границу, носили молодёжную для их времени одежду.
До тех пор, пока люди будут так мыслить, стереотип о бабушке в платочке, которая не разбирается в современной технике и моде, никуда не денется.
Самые неординарные и смелые эксперименты, которые вы совершали за время существования проекта с участницами?
За время создания проекта их было много. Например, были неповторимые съёмки в стиле
ню, в которых участницы проекта показывали эстетику без ретуши. При этом не стоит думать,
что на фотографиях можно было увидеть непристойные позы или что-то подобное. Это были красиво снятые фотографии, на которых демонстрировалось женское тело без фотошопа. Были смелые съёмки для бренда свадебной одежды. Да, наша модель в 60 лет стала первой моделью, которая прорекламировала свадебные платья.
В одном из интервью вы рассказали, что вам написал муж одной из моделей со словами: «Спасибо, что вернули мою жену на 20 лет назад. Мы решили обвенчаться в церкви спустя 30 лет совместной жизни». Такие моменты убеждают в том, что всё не зря?
Такие моменты убеждают в том, что каждый человек по-своему красив и имеет полное право быть стильным в любом возрасте. Такие моменты убеждают в том, что правильно подобранная одежда важна в любых жизненных обстоятельствах.
А как развивался ваш проект?
Из фотосъёмок мой проект перерос в нечто большое. Нас стали приглашать принимать
участие в показах. Нет, это не было в духе: «и вот Люба надела каблуки и пошла». Это были
недели тренировок с хореографами, которые учили правильно ходить. Именно правильно, а не
так, как захочется модели. Если что-то делать, то делать это качественно.
И вдруг многие поняли, что это может быть выгодной бизнес-идеей. Стали открываться
курсы фотопозирования, курсы стиля, курсы преображения, проекты со схожими названиями.
Возрастных женщин стали выводить на подиум, при этом делая из них посмешище. Их красили как участниц карнавала, делали причёски «прощай молодость». И эти женщины шли по подиуму как хотели, без осанки, без правильной походки. Да, кто-то скажет, если они хотят, то пусть ходят. Нет, скажу я, в любом деле важен профессионализм. Некоторые даже не стеснялись копировать мою программу обучения и занижать цены, считая, что демпинг переманит моих учениц. И если на моих курсах мы раскрывали индивидуальность каждой женщины, то другие начали штамповку. Как историк моды, я скажу, что тенденция на возрастных моделей медленно сходит на нет. Ведь нет ни одной долгоиграющей тенденции. Мои курсы по-прежнему предлагают индивидуальный подход, а не конвейерное производство.
О МОДЕ

А.П. Чехов утверждал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как рассматривать эту фразу с точки зрения моды?
Это абсолютно верно. Выбор одежды формируется несколькими факторами: финансовое положение, модные тенденции и культура человека. Эти три фактора неразрывно связаны друг с другом и не могут существовать раздельно. Одежда, являясь маркёром, показывает внутренний мир человека. Представьте себе аристократку в фамильных бриллиантах, утончённом платье и ругающуюся матом. Такого не может быть, ведь сразу между внешним видом и внутренним миром человека возникает большой диссонанс. Мода — это то, что мы носим, какую музыку мы слушаем, какие театры посещаем, какие слова используем в разговоре с окружающими, какие книги читаем.
В одной из передач вы упомянули, что иногда покупаете одежду в second hand. Предпочитаете ли вы такого рода магазины тем, которые называются mass market, и если да, то почему?
Вопрос непростой. Ни в коем случае нельзя сравнивать эти два сегмента рынка. И second
hand и mass market рассчитаны на свою целевую аудиторию. Я не знаю ни одного адекватного
человека, который бы купил нижнее бельё или носки в second hand. Для этого и есть mass mar
ket, где за небольшие деньги можно приобрести необходимые абсолютно всем вещи. Тогда как в second hand можно смело отправляться на поиски брендовых винтажных вещей.
На ваш взгляд, по какой прИчИне многИе страны утратИлИ своЮ самобытность, выраженнуЮ в нацИональном костЮме? И возможно лИ воссозданИе той ИсторИческой моды, которая являлась олИцетворенИем традИцИй своей родИны?
На дворе XXI век, век глобализации, которая охватывает экономику большинства стран, а
вместе с этим и культуру. В Азии люди делают операции по изменению цвета зрачка, меняя его с тёмного на голубой. Люди по всему миру покрывают своё тело сплошными татуировками без рисунка, тем самым меняя цвет кожи. То же самое и в моде. Сомневаюсь, что сегодня найдётся
человек, который будет ходить в большой меховой шапке, косоворотке, душегрее, епанче или кокошнике?* Таких смельчаков найдётся не много. А зря. Ведь национальный костюм представляет собой широкий пласт нашей истории, которую нужно знать. Ведь русская тематика всегда вдохновляла и вдохновляет дизайнеров со всего мира. Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Ив Сен Лоран, Жан Поль Готье, Карл Лагерфельд — все они адаптировали элементы русского костюма для высокой моды. А ведь всё это можно сочетать с таким явлением как street style. Обратите внимание на Южную Корею, где элементы национального женского костюма ханбок (состоит из чогори, блузки, рубашки или жакета, и чхима, длинной юбки. Прим. ред.) соседствуют с одеждой известных марок.
Надо просто понять, что кокошник на свадьбу порой лучше, чем фата. Понять, что летом сарафан является идеальным решением. Понять, что косоворотка с джинсами будет смотреться весьма стильно и нетривиально.
Как вы оцениваете развитие модной индустрии в нашей стране?
В нашей стране есть много хороших дизайнеров, которые делают достойную одежду. Однако о
них мало кто знает. И связано это с тем, что не у каждого из них имеются дополнительные средства на продвижение бренда. Быть дизайнером — это огромный труд. Одно дело шить для кукол, другое создавать одежду, которую будут носить люди. Сегодня есть хорошая тенденция на улучшение состояния отечественной моды. И я уверен в том, что эта тенденция будет и дальше развиваться при условии, если каждый из нас по возможности будет покупать одежду у российских дизайнеров. У них есть свои аккаунты в соцсетях, их одежда представлена в различных магазинах и бутиках. И если мы будем покупать их одежду и осуществлять
поддержку, то хороших, качественных, а главное, пригодных для носки вещей отечественного
производства будет больше.
Почему все так истерически гонятся за модными брендами, которые будут не актуальны уже как минимум в следующем сезоне? Не разумнее ли выбрать вещь вне времени?
Люди гоняются за тенденциями. Бренды сами по себе являются классикой. Это своего рода
инвестиция в гардероб. Примером может послужить сумка Birkin Hermès, костюм Chanel, чемодан Louis Vuitton, туфли Manolo Blahnik. Вот пример того, что модные бренды могут быть классикой. Что касается тенденций, то это феномен с тысячелетней историей. Людям свойственно быть на поводу у моды.
Может ли быть такое, что у человека нет своего собственного стиля? Или у каждого он есть?
Стиль — понятие врождённое. Это как музыкальный слух — он есть у многих, но его следует развивать. Это не просто, но если родители смогут привить своему ребёнку привычку наслаждаться искусством, слушать классическую музыку, подбирать одежду, то это поможет ребёнку сформировать свой собственный вкус.
Если же у человека не было такой возможности в детстве, то при желании можно попытаться развить вкус посредством «насматривания». Можно насматривать модные журналы, картины, профили хорошо одевающихся людей в соцсетях.
Что вы считаете важным в современной моде?
Быть личностью и развивать свой собственный стиль.
Главный совет, который вы даёте всем, кто так или иначе хочет выглядеть хорошо?
Не бояться экспериментировать. Не бояться быть замеченными другими. Ведь если соседка тётя
Люся сказала, что вам этот стиль не идёт, то это не значит, что нужно её слушать. Не принимайте во внимание мнение тех, кто не является образчиком хорошего стиля, кто не может подобрать одежду себе. Поначалу даже можно копировать образы из модных журналов. Тем самым, вы сможете понять, что вам подходит, а что нет.
О ПЕТЕРБУРГЕ

Петербург — модный город?
Скорее всего, стильный, со своим особенным стилем. Модный город диктует моду на весь мир. К таким городам относятся Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк. Именно в этих городах проходят мировые недели моды.
Назовите три любимых места в городе, которые стоит посетить?
У всех свои культовые места. Однако, для меня это, несомненно, культурные пространства.
К ним относится Эрмитаж, его я поставил бы на первое место. Ведь в нём история нашей страны, нашего города, история Египта, Греции, Азии, Западной Европы. Это невероятная
коллекция шедевров. Второе место я отдал бы Русскому Музею с его величайшими полотнами
русских художников. Третье место – это, безусловно, Мариинский Театр. Это атмосфера одного из лучших театров мира, это одни из лучших музыкантов, артистов балета и оперных исполнителей.