Картина на миллион

«У парня кровь пошла из носа, и он просит тридцатку?!» (с) Дрисс Бассари

Рисовал абстракции Александр Савриков
Фотографии Кадушкина Дарья
Уверен, что многие из вас не раз задавались вопросом: почему ценители искусства порой
готовы отдать целое состояние за картину, представляющую из себя несколько разноцветных пятен и геометрических фигур. «Я тоже так могу!» — первое, что приходит на ум неискушенному зрителю.
На арт-вечере, прошедшем в крафтовом ресторане «Mad Max», Наталья Байбекова — художник и искусствовед прояснила столь сложный вопрос.
Она сравнила историю развития искусства с телевизором: представьте, что изначально все идеально, и изображение передает мелкие детали как можно тоньше и четче, краски соответствуют реальности, да и сюжеты достаточно понятны и просты (классические пейзажи, портреты, натюрморты). Постепенно картинка начинает размываться, появляются резкие штрихи, цвета же словно бросаются в глаза (например, картины Ван Гога). Так происходит до тех пор, пока «изображение» не разбивается на отдельные точки и фигуры, и, наконец, апогеем становится погасший экран — «Черный квадрат» Малевича. Именно Казимир Северинович был одной из центральных фигур в возникновении авангардизма (поиск новых, неизвестных,
средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций — прим.ред.). Художники-авангардисты считают предметы лишними на полотне, они отвлекают от настоящего искусства: мазки краски, сочетания цветов и игра с эмоциями зрителя. Однако у живописного языка Малевича уже был свой прецедент в истории — древний китайский
художественный алфавит «Богуа». В нем все произошло от союза неба и земли, причем у каждого из этих двух основных понятий есть свои определенные форма и цвет. Небо — круг, не имеющий начала и границ, как правило, синий (вода) или черный (концентрация всех световых
лучей). Земля же — квадрат, так как измеряема и имеет 4 стороны света, огненно-красного или желтого цвета. Также существует понятие «космос», оно не имеет формы, лишь цвет — белый. Именно эти фигуры и послужили основой для работ известного русского художника. Своим черным квадратом он «обнулил» искусство и запустил отсчет его времени заново.
Ключевая ценность абстрактных картин — способность вызвать сильные чувства у зрителя только за счет цветосочетаний, направления мазков и общей динамики экспозиции. Если хорошо разбираться в психологии цвета, то, просто изобразив белый квадрат на белом фоне, можно вызвать яркие эмоции у любого взглянувшего на полотно. Собственно, умение пробудить несметное количество химических реакций в мозгу человека, не прибегая к изображению конкретных физических объектов, и ценится так высоко в современных художниках- абстракционистах.
Но лекцией все не ограничилось! Также всем участникам предложили попробовать свои силы в изобразительном искусстве, по ходу дела давая советы о лучшем сочетании цветов или композиции на холсте в целом.
Должен признаться, было очень здорово держать в руках кисточку и изображать то, что чувствуется, не стараясь соблюсти перспективу, пропорции и вообще здравый смысл! Картины получились абсолютно разные, в какой-то степени каждый изобразил свой психопортрет — у кого-то вышло яркое и жизнерадостное полотно, другой нарисовал мрачные, но четкие линии, кто-то же и вовсе устроил абсолютный хаос.
Конечно, миллионы долларов за такое не выручить, но уверен, что каждый выделит почетное место на стене своему творению.