ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ ДНЕЙ

Вы помните себя в детстве? Вероятнее всего, самые первые ваши воспоминания относятся к временам, когда вам было года три. Хотя бывает, что люди помнят себя в более раннем возрасте. И только наши родные знают, какими мы родились и как росли. Для родителей — это одни из самых теплых и радостных воспоминаний.


Последнее время всю большую популярность приобретают фотосессии новорожденных. Малышей фотографируют буквально на первой неделе их жизни. Фотограф Алена Олемская знает, как уловить и запечатлеть на века этот быстротечный и трогательный момент жизни крошечного и самого дорого человека.

Окуналась в детство Ирина Конвиссер
Фотографии: Алены Олемской
Портрет: Алёна Олемская, "Искусство детской фотографии"

Расскажи, как ты выбрала для себя такую узкую специализацию — съемку новорожденных.
— Я сразу начала снимать семьи и детей, никогда не занималась другой съемкой. Сначала снимала знакомых, их семьи и детей. Мне понравилось, втянулась. Постепенно количество заказчиков стало расти. И после трех лет, когда я снимала по 160 семей за три месяца, продолжая работать на основной работе, я поняла, что мне уже тяжело. Я не могла давать такой заряд позитивной энергии, так вкладываться в каждую съемку, как раньше. А ведь это неправильно! Если приходишь потухшим на работу, когда ни ребенка не можешь развеселить, ни папу растормошить, то и результата никакого не получишь. Поэтому я поняла, что надо уходить от этого, меняться. Я перешла на съемку новорожденных. Это совершенно другая сфера. Точно так же, надо вкладываться и отдавать. Но это совсем другая работа. Тут не надо прыгать и кого-то веселить. Только терпение и любовь: я очень люблю детей.
Как происходит процесс? Расскажи про особенности съемки новорожденных.
— Во-первых, съемка проходит в период, когда ребенку от 5 до 14 дней. Поэтому мы всегда просим родителей заранее подготовиться. Никто из мам не знает точно, когда они родят, но приблизительная дата родов известна, плюс-минус две недели. Ближе к дате мы созваниваемся и, как только мамочка родит, нужно ловить момент. В первые дни дети лучше спят, чаще всего их еще не мучают колики, и они имеют такую же гибкость, как в животе у мамы. После четырнадцати дней у деток уже укрепляется мышечный каркас, появляется больше тонуса — и меньше возможности для фотографа сделать такую красивую, «открыточную» позировку.
Но ведь чаще всего у матери нет опыта подобной съемки, а есть много страхов. Как ты работаешь с этим?
— Сейчас это направление достаточно развито и мамы довольно строго выбирают фотографа, не только по фотографиям, но и по отзывам на сайтах и от своих знакомых. Ведь ребенка — самое ценное — предстоит доверить незнакомому человеку. Особенно, когда малыш еще так
уязвим. Конечно, у мамы много страхов... Как и у папы, у бабушек и у остальных родственников. Мы работаем со страхами: рассказываем о процессе, о подготовке, предоставляем все необходимые медицинские справки и так далее.

Например, самый распространенный вопрос: почему мы не даем маме малыша во время съемки. Во-первых, мы знаем как спозировать малыша, как это сделать технически грамотно, а главное безопасно. Не каждая мама, а тем более папа, если это их первый ребенок, могут сами смело обращаться с ребенком. Бывает, что папы первый раз берут малыша как раз на съемке. Я показываю как это правильно делать. Во-вторых, ребенок чувствует, что рядом мама, ее молоко — он не будет спать. Я часто шучу: «представьте себя на его месте, что вы больше всего любите? Я вот люблю картошечку с грибами. И если меня положат спать, а рядом в соседней комнате поставят плитку и будут жарить, то если я даже трое суток не спала, я буду хотеть эту жаренную картошку».

Обычно мамы все понимают. К папам же особый подход: все объясняем, рассказываем. Сложнее с бабушками. Они старой закалки, и поэтому я особенно тщательно выясняю, насколько бабушка адекватно относится к съемке. Ведь условия тяжелые: мы нагреваем комнату до тридцати градусов, это очень жарко для взрослого человека. Бабушки, чувствуя такую жару, сразу пытаются что-то предпринять. Но это комфортная температура для ребеночка. Ведь у мамы в животе температура была около 37 градусов. Это необходимое условие для того, чтобы раздетый ребенок хорошо спал и не замерзал. Кожа ребенка не держит температуру так, как кожа взрослого, нет жировой прослойки — это объяснимо с медицинской точки зрения. После завершения съемки я рассказываю, как нужно выходить из этого процесса правильно, так, чтобы ребенок не простыл. Нужно, чтобы как можно скорее восстановился в комнате свежий воздух.
Какие правила безопасности важны при работе с детьми?
— Во-первых, я делаю флюорографию раз в полгода. Это обязательное условие для всех, кто работает с детьми. Во-вторых, никогда не езжу в больном состоянии к ребенку. Даже если я чувствую, что у меня чуть-чуть стало першить в горле, я переношу съемку. Либо, если понимаю, что я не смогу поправиться в необходимые сроки, передам съемку коллеге. Это вынужденная мера, но безопасность прежде всего. Того же я прошу и от своих заказчиков. Накануне съемки я подтверждаю, что я здорова и уточняю, здоровы ли все в семье.
Потому что если там болеет старший брат жены, или бабушка в соседней комнате закашляла, то я не поеду к ребенку. Потому что сегодня я у Машеньки, а завтра поеду к Петеньке. Можно самой не заболеть, но вот перенести заразу опасно.

Обычно мы за 2-3 месяца начинаем общаться, я рассказываю о том, как проходит съемка, что я привожу все гиппоалергенное и безопасное для малыша. За некоторое время до родов, я уточняю, все ли в порядке. Мама чувствует, что я рядом, я помню о ней, для меня важна съемка, важны вопросы здоровья и безопасности. И когда я приезжаю, то обычно доверие уже стопроцентное с первой минуты. Если все еще есть сомнения, то после 15-ти минут они улетучиваются: я беру малыша, укачиваю его, ребенок успокаивается. И прошу маму успокоиться, ведь спокойная мама — это залог спокойствия ребенка, детки всегда всё чувствуют.
Существуют ли у тебя свои приемы, как успокоить плачущего ребенка?
— Хотя мы и проводим съемки детей в возрасте от 5 до 14 дней и говорим, что это самый благоприятный период, но всегда есть исключения. Все дети очень индивидуальны: у кого-то колики начались еще в роддоме, кто-то совсем не спит, кто-то не наедается, так как молоко еще не стало таким питательным. Мама совсем не виновата, и часто даже не понимает еще,
что происходит. Всегда есть множество нюансов. Например, осенью в Питере: темно, всевозможные погодные изменения температуры, давления — взрослые чувствуют и дети тоже. Они могут стать более капризными, неспокойными. А кто-то, наоборот, спит все время без задних ног! Конечно, есть определенные приемчики, но повторюсь, все дети индивидуальны и укачивать их надо по-разному. Кого-то надо боком качать, кого-то передом, с кем-то надо приседать. В первые полчаса это понимаешь, попробовав разные варианты.
Часто фотографы работают с ассистентом, ведь нужна помощь в подготовке, кто-то должен держать фон, отражатель. Ты тоже прибегаешь к помощи ассистента?
— Я работаю с ассистентом, когда снимаю двойню. Осенью 2016 года у меня было много таких заказов и даже один раз снимала тройню. Получаются некоторые сложно спозированные кадры. Мы в этом плане творческие и амбициозные люди: в дополнение к списку традиционных поз хотим сделать что-то красивое, интересное, необычное. Конечно, обычно и родители в восторге от результата. Но желание воплотить какую-нибудь творческую идею всегда на последнем месте, главное — комфорт и безопасность ребенка. Детки какие-то позы принимают, а какие-то нет, мы главным образом ориентируемся на особенности каждого.

Важно, чтобы опытный человек, который разбирается в процессе съемки, осуществлял страховку — держал руки буквально на расстоянии двадцати сантиметров от
ребенка. Я стаю дальше с фотоаппаратом. Если я снимаю одного, то буквально при малейшем шевелении ручкой, я уже тут — держу ребенка свободной рукой. Если снимаем двоих — нужно страховать обоих. Если это сложная поза, я стаю спереди, одна рука наготове, а ассистент стоит сбоку. Мамам эту задачу не поручаем, так как у кого-то нет сил буквально после родов находится в жаре, держать фон, у кого-то еще все-таки не такая реакция, как у профессионального ассистента с опытом. Когда мамы видят, что два профессионала работают и все в порядке, они спокойны и могут в это время отдыхать.
Как бы ты охарактеризовала свой стиль в фотографии?
— Поиск своего стиля — длительный и трудный процесс. Некоторое время назад в моде были более декорированные съемки: костюмчики различных персонажей, предметы декора. Лет пять лет назад я тоже снимала детишек в костюмчике божьей коровки (улыбается). Сейчас заказчики могут выбрать и быть приверженцами того или иного стиля. Лично мне более близка лаконичная манера съемки, без обилия декора. Я люблю создавать сказочные образы, но как раз не добавляя в кадр излишнего декора, а так, чтобы это было в контексте места. Допустим, если я хочу снять ребенка на качелях, то я не буду снимать отдельно качели в лесу, а отдельно — ребенка в студии, а потом фотошопить. Я люблю реальность. Это могут быть корзинки, веночки, цветы, игрушки. Мне близка сказка, но чтобы это было натурально.

Потихоньку реализую свой проект «Сказочные сны», но это непростой процесс. Ведь нужно подготовиться и подгадать момент, когда совпадут разные условия: природные, погодные и так далее. Идея должна зреть и это творческий процесс. Тем не менее, главный акцент все же на ребенке, а не на костюмчиках и декорациях.
Сколько лет, получается, ты занимаешься именно съемкой новорожденных?
— Я прошла обучение три с половиной года назад. Снимать стала не сразу, а постепенно. Потому что это довольно дорогостоящий вид съемки для самого фотографа. Нужно обзавестись необходимым реквизитом, фонами, одеждой для малыша, украшениями, чтобы был выбор для фотографа и для мамы. У меня скопился довольно большой ассортимент, который я привожу на съемки. В этом плане, конечно, удобнее было бы снимать в собственной студии.
Что предпочтительнее для тебя, как для фотографа — работа в студии или на дому? Что более комфортно для мам и их малышей?
— Все заказчики разные. И в том или ином способе съемки есть свои плюсы и минусы. Съемка дома — это, прежде всего, комфорт для мамы: можно отдохнуть на своем диване, поесть на своей кухне и так далее. Минус в том, что хотя фотографу важен только свет и свободное пространство, мамы все равно перед приходом постороннего человека чаще всего убирают квартиру сверху до низу. В пятый день после родов, конечно, это совсем не нужно делать.

Кроме того, съемка дома для фотографа не очень удобна: как правило, нет достаточных условий освещения. Я снимаю только с естественным светом от окна. Если нет большого окна и в квартире темно — это очень неудобно, особенно осенью или зимой, когда короткий световой день.

Съемка в студии для фотографа, естественно, удобна тем, что можно не возить туда-сюда огромные баулы с реквизитом, каждый раз загружая их в машину и поднимая на этаж в квартиру (совсем не женская работа, согласитесь). Можно заранее подготовить все локации, можно использовать весь ассортимент реквизита.

Для мамы плюс съемки в студии в том, что температура такая, какая нужна, есть увлажнители воздуха, где-то даже проводится кварцевание. Родители могут отдать ребенка на съемку, а сами расслабиться, попить чай в комфорте.

И все же, хотя, вроде бы, в студии удобнее, многие предпочитают съемку на дому, так как выезжать куда-то с ребенком представляется затруднительным. Ко мне чаще всего обращаются те, кто знает, что я выезжаю на дом.
Расскажи, подробнее про свои мастер-классы. Для кого они предназначены?
— Мастер-классы у меня проходят в два дня. Первый день теоретический. Я рассказываю о различных психологических аспектах работы с родителями, показываю интересные обмоточки. Говорим про реквизит. Я показываю позировку и обязательно говорю про технику безопасности (в каждой позе есть свои особые моменты). Разбираем, как укачивать, как передавать родителям и так далее.

Во второй день мы едем к малышу, и я еще раз рассказываю и показываю уже в реальности. Сама позирую ребенка, ученик смотрит и фотографирует вместе со мной. Еще я провожу однодневные воркшопы по своим сказочным образам: либо на улице, либо в студии. Также есть воркшопы по съемки двойни — там есть свои нюансы. На них приходят профессиональные фотографы, уже подготовленные, им не нужно рассказывать, как снимать малыша, с какого ракурса. Я сама позирую двойню и рассказываю только отдельные конкретные особенности этой съемки, и все фотографируют.

Для родителей, согласных участвовать в воркшопах или мастер-классах, съемки бесплатны. Мы обязательно договариваемся с ними, я предупреждаю о формате. Родители обязательно должны быть согласны на условия съемки, на присутствие учеников и на публикацию этих снимков.
Кстати, не могу не задать щепетильный вопрос о публикации детских фотографий. Каких принципов ты придерживаешься?
— В конце съемки, когда мамы видят результат на экране фотоаппарата и уже доверяют мне, я спрашиваю о публикации фотографий. Если мне ответили «да», я поблагодарю и опубликую фото. Если же сказали «нет, мы не публичные люди», то тогда эти фотографии не будут опубликованы. Если же сначала мама согласилась, а потом, допустим, папа увидел фотографии в интернете и попросил удалить — я удалю без вопросов. Все общение строится на взаимном доверии и согласии. При публикации я никогда не даю ссылки ни на ребенка, ни на его родителей, не пишу фамилию и других данных. Все что я указываю, это только имя ребенка и количество дней на момент съемки. Иногда меня просят не указывать даже имя, я соглашаюсь.
Часто ли ты сталкиваешься с суевериями, связанными с фотографиями детей, беременности и так далее?
— Да, довольно часто. Беременные просят либо не публиковать фотографии до родов, либо вообще не публиковать. Очень много примет: не показывать ребенка до сорока дней, не фотографировать спящего (а как иначе?!) и так далее. Все это идет, конечно, от бабушек. И их нельзя винить: они так привыкли и из поколения в поколение слышали эти рассказы. Но если ты владеешь информацией, всегда можно ответить на любые возражения.

Часто так бывает, что приходишь в дом, там бабушка, вроде бы согласная на съемки, но подходит и так осторожненько замечает: « а ведь раньше...». А я спрашиваю, а почему нельзя до сорока дней показывать ребенка? Иногда оппонент теряется: знает примету, но не знает ее происхождения. А потому что раньше сорокового дня не крестили ребенка, а сейчас многое уже по-другому. А вот выкладывать или не выкладывать фотографии — это действительно право каждой семьи.
И я очень уважаю принципы и у меня нет цели всех переубеждать. Просто объясняю, почему мы снимаем именно сейчас. Обычно конструктивный диалог успокаивает даже суеверных бабушек.

Бывали ли случаи, когда дети постарше вспоминали тебя и свой опыт фотографии?
— Да. Например, недавно пришла ко мне семья с девочкой, которой почти три года. А до этого мы снимались год назад. Она меня узнала! Когда ей сказали, пойдем к тете Алене фотографироваться, она ответила: «ага, с кем в листочках фотографировались». А другие не помнят и все как в первый раз. Все детки разные.
Помню по своему опыту съемок в советских фотоателье: я еще ничего, а брат плакал и не хотел сидеть в машинке и фотографироваться. Как сейчас обстоят дела? Проще ли фотографировать подросших детишек? Можно ли вступить в диалог, или нет?
— В разном возрасте по-разному. Как воспитывать, так и снимать. Проще с детками до года, но уже не новорожденными. Они сидят, могут ползти, но далеко не убегут. Они могут расстроиться из-за какого-то слишком громкого привлечения к себе внимания со стороны фотографа. Но надо дать к себе привыкнуть и быть внимательным и осторожным. Их отвлекают родители, звенят погремушками, дадут печеньку. Сложный возраст — с года до трех. Ребенок уже сообразительный, что хочет, то и делает — сложно бывает договориться. Тут есть один момент. Раньше ребенок во что бы то ни стало должен был сидеть в этой машинке, так как выбор реквизита в ателье был небольшой, а фотографы подчас не умели обращаться с детьми.
Сейчас другая ситуация. Сейчас снимают не постановочные фото, а историю семьи. Фотограф ловит эмоции, объятия, улыбки, движения — все должно быть естественно.
И в таком случае, если ребенок не хочет сниматься, да и пожалуйста! Пускай пойдет погуляет, мы пока поснимаем других членов семьи. Он потом сам придет, ему станет интересно, что же это без него там происходит.

А еще можно увлечь. Я хрюкаю. Это профессиональная фишка (смеется). Ребенок уже может прийти в следующий раз и знает, что тетя Алена хрюкает. Если это не вызывает у него такой эмоции, то я начинаю лаять, мяукать.

Но зато папы очень веселятся! Папы у нас часто такие деловые и строгие, как скала: «всё, я не снимаюсь, я только на десять минут, а потом у меня футбол». Я начинаю хрюкать, развлекая ребенка, но расслабляются папы. Нахохотавшись вдоволь, он уже и на ребенка больше внимание обращает и не старается «сделать лицо». Фотографии получаются живыми.

Любой творческий процесс требует энергетических затрат, а особенно при взаимодействии с людьми. Как ты восстанавливаешься?
— Мне часто мамы задают этот вопрос. Я вот сижу с их ребенком, укачиваю, укачиваю. Мои силы как раз от детей! Это такой потрясающий заряд эмоциями. В день съемки я очень выматываюсь, почти ничего не ем, только пью, потому что жарко. Конечно, очень устаю и после съемки много сплю — так физически восстанавливаюсь.

А эмоционально мне не надо никакой дополнительной подзарядки. Я выхожу со съемки с улыбкой на лице, совершенно счастливая. А потом вторая волна счастья: когда выгружаю фотографии и обрабатываю их.

У тебя есть место силы в Петербурге?
— Скорее не в Петербурге, а в Зеленогорске — база отдыха СПбГУ. Не знаю места, куда бы меня тянуло так сильно. До сих пор я туда езжу периодически, чаще летом. Просто пройдусь по лесу, прогуляюсь по озерам, схожу на карьер. Меня очень напитывают эти места. Если говорить про Петербург, то всё, что связано с Финским заливом. Вода меня успокаивает.