В 90-х годах современный танец пришёл в Россию — появились танцевальные компании. За эти 30 лет что изменилось в современном танце в России, и в Петербурге в частности, на ваш взгляд? Что он приобрел, а что — потерял?
Кукин: Конечно, развитие есть. В 90-х годах начинали мы, после появилась первая школа «Каннон Данс» Вадима, а затем стали появляться другие. Преподавание современного танца есть сейчас в детских школах искусств, в высших учебных заведениях. До 97-го года этого ничего не было, и танцоры не могли подрабатывать. Теперь же всё изменилось — появились люди, которых можно учить современному танцу. Также важно появление международного крупного фестиваля «Open Look» и других — к примеру, «Слово и тело». Конечно, хотелось бы больше фестивалей и воркшопов. Понятное дело, что мы не дотягиваем до уровня Европы и Америки, но чтобы направление современного танца развивалось нужно финансировать профессиональные труппы и поддерживать их.
Каспаров: Если брать экономический вопрос, то содержание негосударственного театра более выгодно, чем содержание государственного театра. Поэтому во многих странах мира, количество государственных театров очень маленькое. Если государственный театр в той же самой Германии — это репертуарный театр, который используется в основном как точка для показа спектаклей своей небольшой труппой.
У нас просто сохранили советскую систему. Тогда была цель изменить человека с помощью идеологии. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Но, к сожалению, российская система не дает возможности всходить другим театрам. Если у нас есть 50 государственных театров, то что делать с новым поколением? Отдать в существующие театры? А зачем нам это делать, если у нас уже сложился коллектив со своим режиссером? Я надеюсь, что ситуация исправится в ближайшее время.
Мы пытаемся сейчас найти способ, как помогать творцам, которые ищут себя в современном танце. У нашего Дома танца есть такая концепция: предоставление незадействованного пространства в нашем здании в определенное время для реализации проектов начинающих хореографов. Самое важное — у хореографов есть возможность созидать. Но систему всё-таки надо придумать, потому что она нужна в первую очередь приходящему поколению. Молодым ребятам сложнее всего. Для них мы делаем фестивали «Open Look» и «Пятилетку», чтобы они могли заявить о себе.
Кукин: Как я вижу, что должно быть у нас: есть предложение и должен быть определённый менеджмент. Я, например, предлагаю сделать этот проект, менеджер меня поддерживает, находит деньги для проекта. Прессе нужно это как-то осветить в медиа. Если менеджер видит, что всё идет хорошо, он инициирует создание труппы. Для этого проекту требуется определённая сумма и финансирование на постоянной основе. Это известная практика, и надо, чтобы у нас так создавались труппы. Силы для танца есть.
Каспаров: Современный танец — это часть нашей будущей культуры. Когда-то современный хореограф Петипа работал с современным композитором Чайковским. Они не считали себя классиками, это мы их сделали такими. А кто будет классиками через сто лет? Сегодняшний творческий продукт ничем не хуже того, что создавалось 100 лет назад. Отрицание этого под предлогом современности — за гранью моего понимания, потому что это часть нашей жизни сейчас и то, что перейдёт в будущее.