Фабрика авангарда

Многие знают знаменитую работу Казимира Малевича «Чёрный квадрат», да и сама фамилия на слуху. Чего не скажешь об остальных членах «Бубнового валета» —родоначальников русского авангарда, направления искусства, постепенно забываемого. В Красную книгу вносят лишь исчезающие виды животных, растений и грибов, русский авангард в неё не вписать. Но одна молодая семья предметных дизайнеров не согласна сдаваться так легко — Александр Браулов и Анастасия Коптева

создали целую фабрику по сохранению культурного наследия.

Интересовался дизайном Александр Савриков
Фотографии из архива 52 Factory
Александр, как вы пришли к предметному дизайну?
Предметный дизайн увлёк нас лишь четыре года назад. Произошло это скорее случайно и оттого, что мы всегда придумывали себе разные совместные занятия. Сначала активно
занимались мэйл-артом, сделали две выставки: в 2013 г. в лофт-проекте «Этажи» и в 2014 г. в
шоу-руме «Моментография». Показали кое-что из работ в галерее в Вене. Уже потом нас
заинтересовал предметный дизайн, и мы придумали себе воображаемую фабрику — «52
Factory». На ней мы начали создавать предметы для организации пространства — то, чего не
хватало нам самим.
Был ли предварительный этап графического дизайна?
Мы никогда не работали как графические дизайнеры, а сейчас графический дизайн интересует нас только в контексте подачи наших предметов, но не сам по себе. Для своего дела нам приятно этим заниматься самостоятельно — буклеты, элементы упаковки, графическая подача на сайте, фотографии/скетчи и всё остальное сделано нами, Насей в первую очередь.
Кроме, разве что, логотипа фабрики. Нася занимается и коммерческой иллюстрацией, параллельно с фабрикой, но это совсем другая история.
Вы закончили факультет менеджмента. Когда как вы поняли, что следует изменить ход течения своей жизни и направить его в творческое русло?
Честно говоря, творчество было всегда в нашей жизни, несмотря на то, что у нас вполне мирское (и почему-то, по мнению многих, лишённое творческой составляющей) маркетинговое
образование. Но предметный дизайн не завладел нами полностью — я продолжаю работать
аналитиком в крупной нефтяной компании, Нася какое-то время совмещала свои иллюстраторские проекты с работой в сфере digital-маркетинга. И при этом у нас есть «52 Factory», где мы придумываем всякие штуки.
Помогли ли вам экономические и управленческие навыки?
Маркетинговое образование, безусловно, помогает, особенно в работе с крупными
заказчиками. Оно позволяет услышать людей из бизнес-среды — им не нужно объяснять многие
вещи про позиционирование, сегменты, целевую аудиторию. Это сильно экономит силы и время всех участников, помогает нам предложить что- то интересное достаточно быстро.
Расцветом русского авангарда считается начало XX века, а к его середине направление начинает терять популярность. Почему вы решили работать именно в этом стиле? Как вы поняли, что это ваше?
Мы не то чтобы работаем в этом стиле, но архитектурное и графическое наследие русского
авангарда — одно из самых трепетно любимых и вдохновляющих для нас ещё со времен, когда мы даже не думали заниматься предметным дизайном. Это то, к чему мы не утрачиваем
интерес на протяжении многих лет, о чём важно говорить, особенно на фоне недооценённости,
исчезновения этого наследия и постепенной утраты шедевров архитектуры 20–30-х. Но круг
наших интересов не замыкается только на этом периоде. Сейчас, к примеру, мы работаем над
новым предметом, который охватывает более ранние периоды нашей истории.
Среди ваших проектов на сайте указаны различные бытовые вещи: календари, органайзеры и т.д.
Планируете ли вы заняться более габаритными предметами?
Мы действительно создаём небольшие вещи. Но это не отменяет того, что нам интересны и
мебельные проекты, и малая архитектура. Всё это, наверное, вопрос времени.
У вас есть своя мастерская, где вы собственноручно изготовляете дизайнерские вещи, или вы создаёте только проект, а воплощает его уже кто-то другой?
Собственного оборудования у нас нет. Большая часть предметов изготавливается в
дружественных мастерских, а дом, как правило, остаётся местом для разработки, прототипирования и финишных работ.
Вы неоднократно участвовали в различных дизайнерских конкурсах и выставках. Расскажите о них поподробнее: что вам даёт участие в них, какой опыт вы получаете?
В 2015 г. мы дебютировали на SaloneSatellite WorldWide Moscow с канцелярским набором
«Русский авангард», первым нашим предметом, созданным под вдохновением от советской
архитектуры 20–30-х годов XX века. По решению международного жюри заняли 4-е место. В следующем году ещё один проект, посвящённый русскому авангарду (настенный органайзер-конструктор из акрилового стекла «Невидимый авангард»), занял 2-е место на SaloneSatellite WorldWide Moscow и позволил нам представить свои работы в Милане на выставке Salone del Mobile (SaloneSatellite’17)
Насколько вообще это важно для молодых дизайнеров?
Участие в конкурсах принесло нам много интересных предложений, над несколькими мы
до сих пор трудимся. Кроме того, это отличная возможность получить оценку и совет
действительно компетентных-профессиональных и авторитетных людей из области дизайна,
практиков, владельцев фабрик, журналистов, критиков. А также проверить свой предмет на
прочность, почувствовать, насколько твои идеи актуальны (или нет), определить точки роста. А
ещё на сателлите мы познакомились с людьми, чьей дружбой мы очень дорожим. И, возможно,
это важнее всего вышеперечисленного.
На вашей странице во «ВКонтакте» опубликованы интересные вышивки зданий города Иваново. Что вас привлекло в вышивке? Ведь это довольно нетипичное занятие для мужчины.
Вышивка мне нравится с детских лет. Серия #вышивайархитектуруавангарда — творческий
проект, посвящённый архитектуре авангарда, попытка привлечь внимание к проблеме
исчезновения культурного наследия. Иваново славится своими самобытными зданиями
20–30-х годов. Работы со зданиями «Красного Манчестера» также связаны с подготовкой к
фестивалю «Первая фабрика авангарда», который пройдёт в Питере осенью.
Как вы считаете, семейный бизнес и увлечение одним делом укрепляют отношения или есть всё- таки минусы, незаметные на первый взгляд?
Предметный дизайн стал для нас прекрасным поводом вместе изучать и узнавать что-то новое.
Это совершенно универсальный язык и дивная возможность говорить о важном для нас обоих
— можно сказать, это наша любимая совместная игра, а «52 factory» — любимое дело.