эстетика слова

Окуналась в поэзию ВИКТОРИЯ КОРОТКОВА (vk.com/crazyrussian111)

Делилась поэтической философией АЛИСА ЗИМИНА (vk.com/rhythms_of_the_soul_poems, facebook.com, @rhythm_of_thesoul_poe)

Фотографии НИНА ЦЫБОК (vk.com/melena_harber)

Красота живёт не только в музеях и галереях, её можно найти не только в скульптурах и на полотнах. Она таится в каждой фразе, мимолётно услышанной, но глубоко прочувствованной. Эстетика слова нужна сейчас как никогда, чтобы не потерять великолепие и изящество родного языка во время иностранного наступления. И кто как не поэты лучше всего справляются с защитой культурных богатств и традиций. О силе стихов и важности каждого слова расскажет Алиса Зимина, поэтесса и автор проекта «Ритмы души».

Когда в вас проснулась поэтесса?

В 5-м классе. Правда, это были детские смешливые стишки, но тем не менее. После волна стихов накрыла меня в 2007 году. Это был год поступления в университет и время своего рода неопределённости. Появилось очень много драматичной лирики с акцентом на неизбежность бытия. Стихи, как осознанное движение, появились в моей жизни в 2013-2014 годах, а осенью 2014-го вышел мой первый поэтический сборник «Ритмы Души».

 

Как вы решились выйти со своими стихами к людям? Или страха не было?

Был и очень серьёзный. Раньше я не могла и двух слов связать перед публикой. А когда поняла, что хочу стать полноценным автором и выступать на сцене, начала работать над собой по принципу «глаза боятся, а руки делают».

Со стеклянным взглядом, искусственно уверенной походкой, выходила и читала. Сначала по бумаге. Потом поняла, что это невероятно мешает общению со зрителем, и начала учить наизусть. Тут-то и пошло развитие меня как чтеца. Раз за разом я становилась увереннее, чувствовала, как каждый стих обрастает своей манерой. А позже даже стала получать по поводу этого похвалу от зрителей и коллег.

 

Для вас самой, что значат стихи?

Стих – это философское рассуждение, оформленное в отчётливую рифму, в поисках которой, проведён не один год. Поэзия в моей жизни занимает очень много. Это и постоянное вдохновение, и вера в себя. Тёплая связь с теми, кого уже не обнять и одновременно светлое мировосприятие и познание себя. Что и говорить, были периоды, когда стихи – единственное, что пробуждало по утрам.

Благодаря стихам я меняюсь, изучаю мир, и постоянно открываю для себя что-то новое. Но что самое главное – это радость от осознания того, что я несу какую-то светлую идею и делюсь ею с читателями.

Почему такой долгий процесс? Вы пишете только с вдохновением и откладываете, если оно ушло?

Это не вопрос вдохновения, а, скорее, качества слога. Вдохновение – это причина появления стиха, а его форма – результат долгого и упорного труда. Как только я понимаю, что слог стал проще, сразу откладываю лист, или, если чувствую, что есть намерение подумать, стараюсь подобрать ещё рифму. У меня порядка ста недописанных стихов на данный момент. Где-то это пара строк, где-то четверостишие, но в основном одно слово. Это отражено и в моей философии: «Важно каждое слово». Пока я не нахожу то самое слово, стих остаётся недописанным. Сразу дописать стих мне удавалось всего несколько раз.

Для меня это принципиально, ведь это влияет на качество текста. Люди часто прощают тебе то, как ты говоришь, если ты что-то очень классно делаешь. Я решила пойти от обратного. Моим ремеслом стало слово, и моя задача была в том, чтобы показать, что я лучшая в том, как надо рифмовать. Отсюда и такие требования к себе, как к автору.

Со мной также и в жизни: я очень люблю ощущение завершённости во всем, поэтому требовательна к себе и к другим. В жизни всё как с рифмой в стихе. Можно поставить ту, которая кажется возможной сейчас, а можно отложить стих и подождать. Рифма станет интереснее, необычнее, а стих станет более законченным, особенным, твоим.

Как рождаются строки?

Начинается всегда со слова или фразы, которая выражает волнующую меня мысль. О наболевшем, о сокровенном, о чём-то очень личном, но, как оказывается потом, о чём-то, что хорошо знакомо всем. Подобно молнии эта фраза озаряет сознание. Это может быть наблюдение, подмеченное ранее, ситуация, которая задела за живое, мнение о неком явлении.

Большинство стихов я написала именно ночью, в период, когда безмолвие города располагает к внутреннему монологу. Абсолютное спокойствие и гармония, – то, что помогает прислушаться к своему внутреннему «я», понять его правильно.

Однако стих может ждать своего часа очень долго. Столько, сколько потребуется для того, чтобы поймать вдохновение. Для каждого стиха это время разное. Бывает, что стих пишется на одном дыхании, а бывает, сидишь часами, выкраивая удачные строки, и слышишь, как танцует по кругу секундная стрелка.

Я не выкладываю стих до тех пор, пока не найду таковые. Но и, конечно же, они должны идеально подходить ко всем предыдущим. И дело не только в перфекционизме –

всему своё время. Кто знает, как изменятся уготованные нам возможности, если немного подождать.

Но есть что-то притягательное в этой сиюмоментной невозможности.

 

Есть самые любимые или важные для вас стихи? Есть ли стих, занимающий особое место в сердце? Или стих, который написан, но никогда не будет озвучен?

Важные – все, любимые – нет. Некоторых стыжусь до сих пор, а какие-то могу перечитывать по нескольку раз. Но так, наверное, у всех. Объективное отношение к своему творчеству – очень ценный помощник.

 

Что несут ваши стихи: только ли чувства и мысли? Или есть назидательные строки, чтобы читатели задумались, взяли в пример, сделали правильный выбор?

Почти все из них назидательные, своего рода стихи-советы, или истории о переосмыслении себя и своего пути. Так уж вышло, что какое-то время меня окружали люди, сильно недовольные своей жизнью и постоянно спрашивающие меня, чему я всё время так радуюсь. И я решила ответить им – в стихах.

 

Стихи может писать каждый или это состояние души?

Сложный вопрос. Я ещё не встречала ни одного качественного текста у человека, который пишет просто, чтобы писать. Скорее, это долгий процесс осмысления себя и окружающей действительности, выраженный в определённой форме. В основном, авторы с высоким уровнем слога это уже сложившиеся поэты, для которых это если и не единственный вид деятельности, то один из.

 

Какие поэты или писатели повлияли на ваше желание писать, на ваше мастерство, на ваш стиль?

Раньше я читала очень много классической английской литературы и очень радовалась, если находила интересные метафоры. К тому же почти вся английская литература наполнена глубоким смыслом и скрытыми подтекстами, которые я очень люблю. К примеру «Ярмарка Тщеславия» Теккерея заставила серьёзно задуматься на тему становления личности в обществе, а «Издержки Хорошего воспитания» Фицджеральда помогли по-новому взглянуть на мир вокруг себя. Ну и, конечно, лексика. То, что художественная литература изрядно пополняет словарных запас и делает речь богаче, это уже давно доказанный научный факт.

Расскажите, пожалуйста, о ваших музыкально-поэтических вечерах.

Сейчас я выступаю с программой «Рассвет». Концепция этого вечера разрабатывалась два года. Это был период внутренней трансформации и самопознания. Всё это время я была похожа на затворника в келье, писала и писала, пока основная волна творческого порыва не прошла. Было приятно осознавать, что в программе накопилось уже так много стихов. За эти два года я изменилась как поэт: изменился слог, подача, форма. Только одно осталось неизменным – танец мыслей внутри стиха.

Каждый стих – история, которая всегда начинается с конца. Уже вначале слушатель понимает, что произошло. Однако самое интересное я оставляю напоследок: заключительная фраза всегда раскрывает тайный смысл стиха, как такового. Это либо довод, либо поменявшееся с течением времени мнение, либо открытый вопрос, на который автор ещё пока не нашёл ответа.

 

Почему именно Рассвет?

Идея о названии появилась ещё в 2015 году, когда я поняла, что накопилось достаточно много стихов с похожей тематикой: света, солнца, тепла, чего-то тёплого, чего-то, что побуждает стать совсем другим, новым. Бесстрашным, сильным, собой. Это чувство уверенности, которое появляется и нарастает с каждым днём, чувство, что ты на своём

месте. У каждого из нас своя дорога, по-своему сложная, но эти сложности оказываются развивающими шагами на пути достижения поставленной цели, когда мы обретаем себя.

Это история о пробуждении. О начале чего-то нового в глобальном смысле этого слова. О начале нового человека. Он счастлив, занимается любимым делом, оставил все страхи и прошлые обиды, встал на путь поиска своей цели и исполнения мечты. Новый день незаметно подкрадывается и стирает всё, что мешало, пугало, останавливало. Просто просыпаешься и делаешь то, что всегда хотелось.

Проснуться! Прислушаться к себе и понять, чего же вы желаете больше всего, – первый важный этап. Именно с этого начинается самое важное путешествие – путешествие по становлению себя как личности, а значит, счастливого и полноценного человека, – в процессе которого вы чувствуете, что можете обнять весь мир.

 

С вами так было?

Да. Ты вдруг просыпаешься и понимаешь, что что-то изменилось внутри. Что ты совсем другой, нежели раньше. Все тревоги ушли. И всё плохое закончилось. И кажется, что вчера уже так далеко, а сегодня не похоже на другие дни. Оно такое тёплое, бодрящее. Ты полон идей, сильный и уверенный. Ты проснулся по-настоящему.

Такие пробуждения не происходят просто так. Поводом к ним всегда является что-то, что ранило нас в самое сердце. Но именно это даёт нам невероятный толчок.

Важно понимать, что всё в наших руках. И даже после самой тяжёлой ночи обязательно придёт новое, прекрасное утро.

Ведь идея не в самой мечте, а в её реализации. Попрощавшись со всем, что сковывает, не даёт развиваться, с многочисленными «зачем тебе это нужно?» и всевозможными стереотипами, с прошлым собой и всем известными «не смогу» и «не получится», каждый из нас, в конце концов, обретает чувство уверенности в своих силах сделать что-то большее.

Интересно, что почти каждую мечту можно представить в виде желаемой цели и разбить на множество маленьких последовательных шагов, тем самым получив неплохой результат. Обернувшись, к примеру, через год, можно будет широко улыбнуться над тем, прошлым собой, таким сомневающимся и нерешительным. Главное – не сдаваться и никого не слушать. Особенно тех, кто без умолку твердит, что мечты не сбываются.

Сбываются. Они просто становятся частью нашей жизни и чем-то само собой разумеющимся. Но в этом и прелесть – ведь появляются новые. А то, что они такие разные и уникальные, свидетельствует о том, что мир продолжает развиваться, даря нам уникальные открытия и интересных людей.

И как кто-то может утверждать, что мечты не сбываются, если мечта для каждого своя?

 

На поэтических вечерах ваши стихи звучат под музыку. Как вы познакомились с композитором?

Блуждая по просторам интернета, в поисках качественной музыки для вдохновения, я набрела на группу одного современного композитора Станислава Артемьева и была настолько впечатлена, что написала под его треки несколько своих произведений. На тот момент я как раз искала тот самый следующий шаг для развития моего творческого проекта. «А что если?..» – подумала я и предложила ему творческий тандем.

Получился он настолько успешным, что меньше чем за год мы записали целый альбом, что помогло вывести моё творчество на совершенно новый уровень. Этот невероятно

талантливый композитор из замечательного города Томска. Он потрясающе тонко чувствует, с ним очень приятно работать. Процесс захватывает с головой, а новый результат радует всё больше и больше.

Сейчас мы со Стасом в процессе записи уже третьего музыкально-поэтического альбома.

Особенную изюминку вашим вечерам придаёт современный балет. Как пришла эта идея?

Помимо стихотворного искусства мне близко танцевальное. Я обожаю танец во всех его проявлениях и балет не исключение, да к тому же современный. Я постоянно мысленно сравнивала слово и шаг в танце. Так и появилось название моего ритма стихов «танцующее слово». А потом я вдруг поняла, что всю жизнь живу танцем, тогда почему до сих пор его нет на моих вечерах?!

Это озарение пришло ко мне во время спектакля «Времена года» театра «Балет Москва». Я была настолько впечатлена, что желание познакомиться с артистами поближе пришло незамедлительно. Уже после следующего выступления я стояла и ждала, когда же выйдут танцоры. Ждать пришлось долго, но я была настроена решительно. Не знаю, почему мой взгляд остановился именно на Александре и Михаиле Киршиных, но я была уверена, что танцевать должны именно они.

Я буквально налетела на них, чем вызвала небольшой испуг и удивление. Особой коммуникабельностью я тогда ещё не отличалась, но мне всë-таки удалось договориться с ними о встрече. Это стало одним из интереснейших частей подготовки вечера – наблюдать, как они танцуют под мои стихи и невероятную музыку Стаса.

Такой вот бесценный опыт терпения и работы над собой.

Всегда перебарывайте свои внутренние страхи и будете счастливы. Всё приходит вовремя для тех, кто умеет ждать.

Как происходит организация поэтических вечеров? Насколько это популярно в городе? Сами бывали на таких мероприятиях?

Это один из моих самых любимых процессов. Обожаю всё: от подбора площадки до курирования подрядчиков на ней. Правда, это не даёт до конца сосредоточиться на особом внутреннем ощущении перед сценой, поэтому в будущем планирую искать себе помощника.

Если говорить о формате, то сейчас очень популярны поэтические вечера, где может высказаться каждый. В основном это открытый микрофон или некая очередность, – я начинала с таких. А потом пришло осознание, что я готова делать что-то своё. Это и был мой Рассвет. Но мне нравится иногда выбираться на вечера, организовываемые коллегами, особенно на те, что с по-настоящему интересной концепцией.

 

Что бы вы пожелали нашим читателям?

Улыбнитесь новому дню, и он наполнит вас попутным ветром для достижения своей цели. Боритесь за неё и никогда не сдавайтесь, ведь именно наши мечты делают нас живыми.

 

Стихи

 

Возвращаясь к себе,

Оставляй маяки огнями.

Не суши якоря

И дрейфуя разбег таи.

Не меняй отправные,

Баллады о днях роняя,

Где-то брошенных в трюм

И оставленных не своим.

Рулевым на корме

Или ласкар на реях,

Мерить небо крылом

Или лежать на дне.

Выбирая пути,

Оставляй только те, что греют.

Только ты знаешь дорогу,

Держись ровней.

 

***

Я прорастаю в скале непреклонными корневыми,

Волевыми ручьями, гордостью редких мхов.

Сколы берут на себя чередой штрихов

Прутья тугие, преграды храня живыми.

Я объявляю цели, что я иду,

Овевая все прихоти и вплетая.

Всё, что питает – растёт; угнетает – тает,

Нужные дороги вперёд ведут.

Чётко выверяю размер шагов,

Подбираю слова, выбираю взгляды.

Слабости послушно остались рядом,

Мерить оскал опрокинутых берегов.

Вкрадчиво выбрать новое и простить,

Распознав все бреши, приняв кривые.

Время подняться снова. И расцвести.

Я прорастаю в скале непреклонными корневыми.

 

***

Ночь разливала, прятала в рукава,

Падала тенью, стараясь не отставать,

Снова вставала и гордость с собой

Звала.

Нежность и счастье путала с пеленой,

Верностью талых звёзд устилая дно,

Мягкая, но терпкая как

Вино.

Долго не хотела своё искать,

Полного берега, диких прибрежных скал,

В море смотрела зорко,

Исподтишка.

Шла и делила поступью на слова,

Всех, кого не сумела и не смогла,

Чтобы потом того самого

Целовать.

 

***

Стой, я прошу тебя, подожди.

Знаю, твоё время давно ушло.

Мне сказали, на острове ты один,

Помнишь, как весло в бурю руку жгло.

Видишь, берег – краем морским спасён?

Там, высоко на опушке есть старый дом.

Вывезти ветхое встало больших трудов –

Может быть, и вывезли, да не всё.

Там, в уголке за комодом, моя мечта,

Я, бросив всё к ней, иду уже много лет.

Нет у меня награды тебе под стать.

Я бы и отдал, ведь у тебя билет.

Мне бы дотронуться, знаю, она ответит,

Ливнем в пустыню, хаосом в пустоту.

Как объяснить? Понимаешь, в пустыне ветер,

А у меня обесточенный ветродув.

Мелко здесь, да в том не моя вина,

Бриг вконец заржавел и насквозь прогнил.

Вспоминай.

Я прошу тебя,

Вспоминай:

Старый маяк просит снова зажечь огни.