Как быть с детскими мечтами?

МНЕНИЕ: НЯНИ, ПСИХОЛОГА, ХУДОЖНИКА, МУЗЫКАНТА, АКТЕРОВ

В вечных вопросах разбиралась Маргарита Казакова

Иллюстрации Ульяны Киселевой (Ultra Ula)

ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ СТАТЬ ТЕМ, КЕМ ХОТЕЛ В ДЕТСТВЕ?
В наше время популярна логическая игра «94%», построенная на статистике. Высвечивается вопрос, задача игрока — угадать самые популярные среди опрашиваемых варианты. На вопрос «Кем я хотел стать в детстве?» игра выдаёт следующие ответы: 36% — врач, 26% — космонавт, 12% — учитель, 7% — президент, 6% — певица, 4% — балерина и 3% — модель. Статистика профессий, конечно, иная: так, менее 1% работающих в России — врачи. Про космонавтов и говорить не будем. Что же происходит с детскими мечтами?
В поисках ответа мы провели мини-­опрос: задали всего два вопроса. И вот результаты:

— Кем Вы хотели стать в детстве?

— Почему не стали?

Светлана
— Криминалистом.
— Родители сказали, что это опасная профессия для девочки.

Ян
— Переводчиком.
— Тройка по английскому в школе отбила желание.

Ксения
— Начальником пенсионного фонда, как мама.
— Посмотрела на папу и решила стать тренером по горным лыжам.

Ярослава
— Актрисой.
— Мама отговорила из-­за низкой оплачиваемости профессии.

Вероника
— Богатой. Зарплата стоматолога устроила.
— Мама­-врач строго запретила.

Алексей
— Палеонтологом.
— Узнал, что получают они мало.

Елена
— Балериной.
— Перестаралась и получила травму.

Инна
— Археологом.
— Родители сказали больше не брать с собой в горы молоток.

Екатерина
— Ветеринаром.
— Математика давалась в школе лучше, чем биология.

Ульяна
— Учёным, который запускает ракеты.
— Поняла, что гуманитарные науки даются мне легче точных.

Пётр
— Журналистом.
— Мечта была не такая сильная, чтобы ради неё рискнуть.

Ольга
— Эквилибристом.
— Перестала ходить в цирк и забыла про мечту.

Руслан
— Египтологом.
— Понял, что рэпером быть круче.
Конечно, эти результаты нельзя назвать репрезентативными. Но задуматься они позволяют. Например, о том, а нужно ли непременно стремиться стать тем, кем хотел в детстве? Точно ли детские фантазии отражают склонности и таланты человека?

Можно ли открыть в детстве путь «на всю жизнь»? И как поступать современным родителям, чтобы открыть и развить в детях таланты? Мы попросили ответить няню, психолога, а также представителей творческих профессий, которые, как принято считать, чаще всего связаны с самореализацией: актеров, художника, музыканта.
НЯНЯ: «РОДИТЕЛИ ДУМАЮТ, ЧТО ЕЩЕ УСПЕЮТ»
— Сейчас я работаю с мальчиком, которому будет пять лет в феврале. Он гибкий, часто делает какие-то акробатические номера или же пытается их сделать. Я говорила родителям, что сейчас есть различные акробатические секции. Они отвечают, что сейчас рано, и они позже решат, куда отдать ребенка. Я не настаиваю.

Вот другой случай. Я работаю в семье, где девочке исполнилось 12 лет. У нее много свободного времени. Она иногда говорит, что ей очень нравится английский. Действительно, она легко и хорошо его учит и запоминает. Также девочка хорошо поет. Но ходит она только два раза в неделю по 45 минут в театральный кружок. Я говорила родителям, что пока ребенок не очень загружен, есть время, то ей необходимо брать дополнительные уроки английского или ходить на курсы. А так же было бы здорово записать ее на танцы или вокал. Родители говорили, что да, хорошо бы, НО не хочется ее загружать. Но все-таки после Нового года перевели ее в гимназию, где она будет больше заниматься английским и музыкой.

Из всего этого следует, что у всех родителей есть свое мнение, но некоторые прислушиваются к своим детям, делают правильные выводы и начинают действовать — для начала, узнавать, куда ребенка отдать. Другие же, из-за занятости или непонимания, что сейчас так изменилось время, поведение и интересы детей, совсем не торопятся разносторонне развивать личность ребенка. Думают, что еще успеют.
Лишь некоторые родители прислушиваются к своим детям, делают правильные выводы и начинают действовать.
— Няня с 12­-летним стажем
МУЗЫКАНТ: «ПУСТЬ ЛУЧШЕ ЭТО БУДЕТ ИГРА В МУЗЫКУ»
Таланты и способности есть у всех детей. Моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать музыкой, показать такие ее грани, о которых заурядный педагог даже не подумает. Я превращаю уроки в игровой процесс, где ребенок сам решает, что ему интересно, что нет, а я плавно направляю и показываю варианты и возможности.

Я твердо убеждена, что для гармоничного развития ребенка, очень важно его познакомить с миром музыки. Совершенно излишне нагружать маленьких детей сухой теорией, это лишь оттолкнет. Музыка — целый мир, волшебный, многогранный, бесконечно творческий, со своими правилами и историями. В этот мир лучше входить через сказки, игры, песенки и танцы.

Занятия музыкой — ваш ценный вклад в личность ребенка, в его творческий потенциал. Я прекрасно вижу, как меняется ребенок в процессе занятий, начинает петь, проявляет интерес к музыкальным инструментам (не обязательно показывать только фортепиано, есть множество интересных инструментов, в том числе и ударных, которые могут быть ребенку интересней пианино и приятней на слух), пытается что-то играть, даже сочинять произведения! Своим маленьким ученикам я даю максимум возможностей для познания музыки, поэтому наши уроки не похожи на стандартные 40-минутные занятия с преподавателем — у нас урок длиться может и 1,5 часа, и даже 2, и ребенок уходит не грустным и уставшим, а радостным и довольным, спрашивая маму, можно ли еще остаться ненадолго. Для меня это главный показатель того, что занятие прошло с пользой, и я знаю, что в следующий раз мы будем изучать новый материал, двигаться по музыкальной лесенке.

Даже если сейчас для ребенка это лишь одна из игр, пусть лучше это будет игра в музыку, чем трата драгоценного времени перед планшетом или компьютером.
Музыка — целый мир, волшебный, многогранный, бесконечно творческий, со своими правилами и историями. В этот мир лучше входить через сказки, игры, песенки и танцы.
— Динара Хаирова (Rita Stoun), певица, педагог
АКТЕРЫ: «СЕКРЕТ — ВЕРА В СЕБЯ»
— Как заметить в ребёнке творческий потенциал? Я думаю, его видно сразу! Внутренняя харизма, так сказать, «прёт» из человека чуть ли не с первых дней жизни. И я считаю,
что именно с детства нужен правильный подход к воспитанию творческого потенциала человека — это должно идти от школы и специальных молодёжных организаций. Во взрослой жизни такие люди сами кузнецы своего счастья: они либо переступают через социальные блага и желание жить красиво, добиваясь успеха только за счёт финансовых средств, либо живут не видя себя в тумане, как тот самый ёжик.

Стать актрисой — моя мечта с самого детства. После школы не поступила в Пермский государственный институт культуры, родители тогда выдохнули и, как говорится, «перекрестили левой пяткой». Мама всегда считала, что эта профессия не приносит дохода. Но у меня другое мнение. По желанию родителей я поступила в Петербург на социолога, закончила учёбу с красным дипломом, но никогда не работала по специальности — это совершенно не моё. Я никогда не была счастлива. И, наконец, когда у меня появилась возможность осуществить свою мечту, я стала получать просто неизгладимое удовольствие.

Мне 30 лет и я целенаправленно занимаюсь в студии и совершенно точно планирую поступать в СПБГАТИ. Правда, уже на режиссёра — в силу возраста, опыта и точного осознания собственных целей, желаний и возможностей. Самое главное — это желание творить, развиваться и находиться в окружении себе подобных людей, черпать новое, погружаться в этот необычный мир «с головой». Сейчас я реально счастлива. Мой секрет — это просто вера в себя, несмотря ни на что и ни на кого.
Наталия Лежнина, студентка театральной мастерской «Образ» с 2015 года, по совместительству управляющая:
Главное, зачем пришёл человек на эту планету — это стать счастливым, потому что несчастный человек — опасный человек. Для общества и для себя самого. Поэтому человек должен идти сам туда, куда действительно хочет. Если желание просто пафос, то оно само вскоре пройдёт, а если это искреннее желание, то оно зажжёт ещё одну звезду на небе — ещё одного человека, который сделает пространство вокруг себя прекрасным, ярким. Просто почаще спрашивайте свою душу: чего я действительно хочу? Я, например, уже в первом классе устраивала кукольный театр — и делала это абсолютно искренне. Пусть некоторые смеялись, кто-то шушукался — на это я просто брала и показывала ещё один спектакль.

Распознать у ребенка актерский талант трудно, ведь даже будучи активным и артистичным, он может абсолютно не иметь желания развивать эти качества в театральной студии, а иногда тихий и скромный малыш неожиданно может открыть в себе актерский дар. Но пробовать однозначно стоит! Актёрское мастерство развивает смелость, коммуникабельность, фантазию, воображение, концентрацию внимания и эмпатию. Отдайте ребёнка в театральную студию, и вас поразит то, как со временем он раскроется совершенно в ином свете.
Главное, зачем пришёл человек на эту планету — это стать счастливым, потому что несчастный человек — опасный человек. Для общества и для себя самого.
— Юлия Жданова, педагог театральной мастерской «Образ» с 2013 года
Как вы думаете, кому было проще переживать карантин? Тому, кто был один или тому, кому пришлось жить с семьёй?
«Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Эти слова И. В. Гете созвучны для меня со знаменитым выражением художника Сальвадора Дали: «Художник — это не тот, у кого есть вдохновение, а тот, кто способен вдохновить других». Знания и умения, полученные от мастеров во время многолетней учебы, несомненно бесценны, но главным источником вдохновения служат несколько творческих импульсов, полученных в самом начале учебного пути.

Когда я училась в художественном училище, у нас вел предметы молодой преподаватель. Он мало говорил, редко правил работы. Но его отношение к процессу преподавания, окружающему миру и искусству вдохновляют меня до сих пор. И в голове всплывают именно его советы, а не более взрослых и опытных преподавателей. Почему? Да потому что только он не ставил нам рамки, не заставлял следовать определенной программе обучения. В то время, как другие группы не первый год писали этюды с парафиновыми фруктами, он ставил нам натюрморт с живыми персиками или разломленными гранатами, и с настоящим вином в хрустальных фужерах. И только он рассказывал, как писали такие натюрморты в старину великие голландские художники, начиная с техники гризайли и заканчивая многочисленными лессировками. Его подход к преподаванию послужил источником вдохновения для многих из нас. Как важно увидеть у учителя творческое восприятие жизни, образное неординарное мышление, свободу в самовыражении.

А как насчет детей? Что можем им дать мы, взрослые, которым самим нужно еще многому учиться в жизни? Мой папа преподавал в детской художественной школе более 40 лет, вел занятия в детских студиях, школьных кружках, колледжах. И однажды его попросили провести занятие по ИЗО в детском саду. Молодые воспитатели волновались, что детям будет неинтересно и скучно или они испугаются незнакомого человека. Они были крайне удивлены, заглянув тайком в зал. Счастливые дети танцевали паровозиком, во главе с моим папой. Вот что нужно детям — любовь, внимание и общение, а всё остальное приложится.

Я думаю, самое главное — развивать в них чувство вдохновения, давать свободу в творчестве, стараться увидеть в каждом ребенке личность. Родители — самые первые педагоги. Часто, при обучении, детей загоняют в рамки сами того не желая. Я осмелюсь дать совет родителям: когда ребенок задаст вопрос из раздела «Что и почему», не давать сразу исчерпывающий ответ, стоит задать встречный вопрос: «А как ты сам думаешь?».

На своих уроках я часто стараюсь погрузить ребят в атмосферу сказочного мира. Например, на занятиях по лепке иногда звучит живая музыка, насвистывают глиняные свистульки и заливаются звонкие настоящие гусли. На уроке рисования мы открываем маленький театр или вовсе выключаем свет и рассматриваем загадочные тени, в поисках будущих персонажей картин юных художников. В процессе общения с родителями, учителями или с коллективом может раскрыться талант будущего мастера. Дарите им эти незабываемые сказочные моменты родительской близости, они остаются в памяти навсегда.
Вот что нужно детям — любовь, внимание и общение, а всё остальное приложится.
— Виталия Кожевникова, выпускник Академии Художеств, педагог
ПСИХОЛОГ: «НИКОГДА НЕ ПОЗДНО СОЗДАТЬ СЕБЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО»
«Все мы родом из детства» — наверняка, каждый слышал эту фразу хотя бы раз. Детство — это действительно очень важный период в жизни каждого человека, так как там все закладывается, формируется, и там же рождаются наши мечты.

Ребенок до 5 лет — чистая душа, которая знает себя, находится в контакте с собой и не сомневается в том, что это знание — истина. Он знает, что он хочет, понимает свой интерес
и делает именно то, что ему нравится, что органично его природе. Кто-то активный и стремительный, любит движение и подвижность. Здорово, когда мудрые родители видят такие особенности своего малыша и создают условия, в которых эта потребность в движении реализуется. Возможно, он станет мечтать о будущем спортсмена или иной деятельности, которая его активной душе будет в радость. А другой малыш спокойный, он может долго сидеть с каким-то одним делом, увлеченно и с интересом в чем-то разбираться. Если в его детстве будет чуткий родитель, который воспримет эту его особенность как прекрасную концентрацию, сосредоточенность, а не «заторможенность», то это станет при определенных условиях его сильными сторонами, и, возможно, он будет мечтать о профессии требующей именно таких качеств. А кто-то с невероятным артистизмом еще в детстве читал стихи, стоя на табурете, пел в расческу перед зеркалом или назначал штору занавесом и радовал домочадцев своими выступлениями, стихотворными декламациями или кукольным театром, изображая героев пьесы разными голосами. И тут очень важно — внимательное отношение мамы и папы к таким детским «шалостям» и «несерьезным концертам», а так же поддержка мечты этого малыша стать великим артистом, актером или сценаристом.

Знаете, есть хорошее изречение — «За каждым маленьким ребенком, который верит в себя, стоит взрослый, который поверил первым» (Мэтью Якобсон). Я вижу в этом много мудрости и честности. Вера родителей, в первую очередь, в самих себя, вера в своего ребенка, в его уникальность, в его индивидуальность, внимание к его личности, чуткость к его душе, желание позволить своему чаду стать тем, кто он есть, делать то, зачем он в этот мир пришел, — это важнейшие воспитательные задачи родителей. Ведь это та основа, тот плацдарм, на котором можно пробовать быть собой, проверять различные варианты, ошибаться, искать и находить. А когда это можно, то не страшно и мечтать, не страшно отказаться от мечты, которая вдруг стала чужой, не страшно отправиться на поиски новой и идти к ней, какой бы странной она не показалась чужому мнению.

Но если даже кому-то не посчастливилось иметь безоблачное детство, если палок в колеса кареты с мечтами наставлено изрядно, то и это не повод отказываться от счастья быть собой! Никогда не поздно, во-первых, создать себе счастливое детство, а во-вторых, самому себе стать тем здоровым взрослым, тем любящим родителем, и позволить себе помечтать и даже осмелиться пойти к своей мечте и сделать ее реальной. Просто верьте в себя, будьте честны с собой, слушайте свое чистое сердце и попробуйте шагнуть навстречу к своим мечтам. Уверяю, у Вас получится.
Вера родителей, в первую очередь, в самих себя, вера в своего ребенка, в его уникальность, в его индивидуальность, внимание к его личности, чуткость к его душе, желание позволить своему чаду стать тем, кто он есть, делать то, зачем он в этот мир пришел, — это важнейшие воспитательные задачи родителей.
— Ирина Аладько, психолог, сказкотерапевт­практик
Made on
Tilda