Дело в любви

Работы петербургского фотографа Карины Савиной переносят нас в

пространство любви, тепла и искренности. Окутанные дымкой тумана, а

где-то подсвеченные лучами закатного солнца они создают параллельную

реальность. Спокойные пастельные тона добавляют атмосферности и

глубины, так присущих жанру свадебной фотографии.

В ходе беседы Карина рассказала редакции журнала о своих первых шагах в

этой индустрии и поделилась советами о том, как правильно подготовиться к фотосессии в один из главных дней нашей жизни.

Вдохновлялась историями Ксения Медведева
Фотографии из личного архива Карины Савиной
Карина, вы по образованию юрист. Как получилось, что стали фотографом?
Так или иначе моя жизнь была связана с фотографией. Изначально это было просто дело, которое меня очень увлекало. Я с детства обожала режиссировать съёмки: придумывала образы сестре и подругам, красила, наряжала и фотографировала их на плёночную мыльницу. Вела школьную фотохронику, была ответственной за создание выпускного альбома. Во время учёбы в университете я приобрела первую зеркальную фотокамеру и закончила курсы фотографии. После этого стала ещё больше снимать, изучать, экспериментировать. Я снимала всех, таскала камеру в университет и делилась снимками на своей странице во «Вконтакте». Позже стали поступать первые коммерческие предложения, тогда же я стала фотографировать на
первых свадьбах. В те времена я ещё воспринимала себя как юриста. Однажды ко мне обратились очень красивые и незаурядные ребята — Юля и Паша. Съёмка прошла на одном
дыхании, буквально за 40 минут, в Таврическом саду. Я до сих пор помню свой восторг и увлечённость процессом, мы даже за пределы одной поляны не вышли. Фотографии получились живыми, эмоции неподдельными и искренними, они и стали путёвкой в эту
потрясающую профессию. Как-то серию репостнул один крупный паблик, о чём я даже не догадывалась. Так обо мне узнал более широкий круг людей, моими работами стали интересоваться и приглашать меня фотографом на свои свадьбы. Тогда я и поняла, что профессия нашла меня сама.
А что говорили окружающие о резкой смене деятельности? Приходилось ли бороться за право называться фотографом?
Это нельзя было назвать резкой сменой деятельности, потому что фотография к концу обучения захватила всю меня. Юриспруденция в моей жизни существовала лишь формально. Друзья и знакомые пророчили мне реализацию в творческой сфере, ведь я фотографировала, рисовала, шила, лепила. В самом начале случалось, что дома заводились разговоры про пенсию, трудовую книжку и про необходимость работать в коллективе: «Это ведь стабильность, это твои друзья до
глубокой старости и опыт общения на постоянной основе!»
Эти слова всегда меня удивляли, так как считаю, что один из главных драйвов фотографа, — это возможность окунуться на день в атмосферу семьи, большого круга близких и друзей,
прочувствовать, вынести из этой свадьбы целую историю. Среди моих молодожёнов были люди с редкими профессиями, иностранцы и просто очень интересные и неординарные люди. Я не знаю, где бы ещё так расширялся мой круг общения.
А что родственники говорят сейчас, по прошествии лет?
Сейчас родители с гордостью говорят, что их дочь — фотограф. Как только я стала «пропадать» на свадьбах, тратить все свободные деньги на технику, проводить ночи за обработкой фото,
вопросы и сомнения сами собой отпали. Это не может не считаться работой, если ты посвящаешь данному делу всё своё время и силы. К тому же, конечно, им очень нравится, что я делаю.
Расскажите, к вам часто обращаются будущие молодожёны с необычными идеями?
Пары приходят с разнообразными, иногда с очень нестандартными запросами, и моя задача — воплотить их пожелания в самой эстетичной форме. Я стараюсь поймать баланс: найти то, что
будет подчёркивать индивидуальность пары, но при этом не ударяться в крайность «оригинальность ради оригинальности». Этим летом я снимала свадьбу очень открытой и жизнерадостной пары — Анны и Вениамина. Ребята много путешествуют и увлекаются активным отдыхом. Изначально они пришли ко мне с желанием устроить фотосессию на роликовых коньках в парке. Мне понравилось их желание отойти от стереотипов, и я предложила более, как мне кажется, подходящую концепцию: съёмка в фургончике на колесах. И это было в точку, это было про них!
Ещё вспоминаются очень яркие ребята, с кинематографичной внешностью — Полина и Валентин. У невесты был свадебный наряд с ретро элементами, а жених был облачён в морской китель. Ребята не рассматривали классические свадебные сценарии. Их образы требовали создания определённой атмосферы, ведь при неудачном выборе локации терялся весь шарм.
И идеальным решением для пары стала фотосъёмка на крыше дома в историческом центре.
Здорово, когда все элементы пазла сходятся. Но в конечном итоге самое важное в кадре — ваши эмоции. Тенденции и мода проходят, а искренность и естественность — вне времени.
Мужчины или женщины чаще зажимаются на съёмке?
Конечно, мужчины. Помните, что им легче расслабиться, если они уже знакомы с фотографом. Жених на предварительной встрече может и не участвовать активно в обсуждении концепции, но присутствие его важно. Должно быть расположение друг к другу, приятный первый контакт.
Ещё на этапе знакомства и в течение свадебного дня я наблюдаю, насколько эмоциональна пара по отношению друг к другу, и уже во время съёмки стараюсь не выжимать из них тех эмоций, которые им не свойственны.
Также прошу не брать с собой на время прогулки друзей. Мужчины могут кардинально меняться в присутствии посторонних людей, не должно быть лишних глаз!
Женихи боятся выглядеть как-то нелепо в кадре. Поэтому я обязательно показываю то, что получается в ходе работы. Они видят, что выглядят трогательно и красиво, а не вульгарно и
смешно, и расслабляются.
Иногда я просто наблюдаю и ловлю трогательные моменты, иногда провоцирую на эмоции. Но всегда подсказываю и не выключаюсь из процесса позирования, работаю с парой. Это тоже снижает волнение и чувство неловкости. Часто бывало, что к концу прогулки женихи входили во вкус и уже получали удовольствие от процесса.
Во время съёмки портретов я использую одну хитрость: прошу, чтобы человек в этот момент смотрел не в камеру, не на меня, а на своего партнёра. Это действительно работает, и особенно с мужчинами, ведь перед ним дорогая, любимая, очень красивая женщина.
А бывает так, что вы предлагаете съёмку за некоторый период до свадьбы?
Да, это очень классно, когда свадебная церемония в один день, а съёмка — в другой. Это потрясающая идея, ведь можно воплотить в жизнь все фантазии, особенно когда нас не сковывает световой день. Бывает, что я сама предлагаю предсвадебную историю, чувствую, что мне хочется поработать с ребятами. А иногда пары просто сами желают потренироваться, чтобы
чувствовать себя уверенней перед камерой.
С какими техническими сложностями сталкиваетесь в процессе работы?
Есть один важный и волнующий момент. Для меня, конечно, проблема презентации прямо остро стоит. Одно дело, когда ты получаешь флешку с папкой с сотнями фотографий, и совсем другое дело, когда ты видишь яркие моменты в хорошей композиции при определённом ритме меняющихся кадров. Я сейчас делаю фотогалереи для пар на одном известном хостинге, но нахожусь в поиске интернет-ресурса, который больше бы устраивал меня как режиссёра своих работ. В любом случае такими ссылками парам удобно делиться с родственниками, ведь не всегда всё хочется выкладывать в социальные сети.
Карина, поделитесь, о чём обычно волнуются невесты перед фотосессией?
Конечно, самое главное переживание — отсутствие опыта позирования. Есть такой трогательный момент: страх за то, что испачкается платье. Его не избежать и самый лучший вариант — просто не думать об этом. Также переживают, что пойдёт дождь. Поэтому всегда нужно прорабатывать вместе с фотографом «plan B» в случае, если день будет дождливым.
Невесты часто переживают за женихов, что они будут скованы и не смогут расслабиться. Также боятся за слишком яркий макияж. Те девушки, что в повседневной жизни используют мало
косметики, бывает, потом себя на фото не узнают. Нужно обязательно поэкспериментировать с макияжем заранее.
В день съёмки часто присутствует страх опоздания на регистрацию из-за пробок, например.
Всегда есть вероятность, что что-то пойдет не по плану. Тут главное — понимать, что любая неурядица поправима и спустя годы будет восприниматься как приключение, а иногда даже изюминка торжества.
А что действительно, по вашему мнению, может негативно сказаться на съёмке?
Чрезмерный контроль, жёсткий тайминг. Иногда стоит просто плыть по течению. Это эмоциональный момент, который не требует спешки и контроля. Нужно находиться в нём, проживать его.
Лучше избежать большого количество локаций. Три локации в одной фотосессии — идеальный вариант. Очень длинная съёмка утомляет, никому не будет в радость, так как сказывается усталость.
Вы могли бы вспомнить момент, когда, казалось, всё пошло не так, но в конце концов получилось здорово?
Да, таких историй много, особенно запомнилась та, которая произошла в старом ЗАГСе Петергофа. Молодожёны уже прошли предварительную процедуру не для публики, как говорится, за кулисами. Работники ЗАГСа только успели распечатать свидетельство о заключении брака, как вдруг отключается электричество. А ведь далее должна была начаться торжественная церемония для гостей. Нам предложили перенести церемонию на другой день или ждать, но никто не знал, как долго не будет света. Как спасти ситуацию? В итоге, принимаем решение: все гости включают мобильные телефоны, а кто-то из гостей включает на телефоне романтичную песню Джо Дассена «Et Si Tu N'Existais Pas» («Если б не было тебя»). И так, не под марш Мендельсона, а под песню Дассена, при подсветке многочисленных фонариков прошла эта свадебная церемония. И, что интересно, получились хорошие, оригинальные фотографии.
Молодожёнам есть что вспомнить, и мне, как фотографу, необычный опыт в свою копилку.
Вторая история была в загородном коттеджном поселке на берегу озера в трёх часах езды от Петербурга. Молодожёны арендовали дом и своими руками создавали и декорировали арку
для выездной церемонии, украшали дом. Было много гостей, вещей и много задач, которые были запланированы. Всё начиналось хорошо, ничего не предвещало беды, как говорится. Невеста уже была накрашена и уложена свадебным стилистом, осталось только облачиться в свадебный наряд. И тут оказалось, что платье невесты просто забыли дома. За платьем ехать некогда, далеко. К счастью, на одной из подруг был белый сарафан, который она пожертвовала невесте. Повезло, что и размер совпал. И здесь всё закончилось хорошо.
Поделитесь, пожалуйста, некоторыми лайфхаками с парами, что готовятся к свадебной фотосессии?
Во-первых, самый главный совет во время съёмки — выдохнуть и просто расслабиться. Но иногда выполнить самое простое бывает сложно.
Накануне свадьбы все пытаются себе сделать маски, патчи, чтобы убрать отёки. Этого делать категорически не советую. Нужно подготовку распределить по дням, а то и неделям, хорошо бы
дня за два исключить солёные продукты.
Если у невесты платье, например, с открытой спиной или есть какие-то открытые части тела, то
нужно заранее снять белье, так как следы от лямок и ремешков проходят часа через два-четыре.
С собой на съёмку необходимо взять матирующие салфетки, бутылочку воды. Мужчинам желательно иметь на руках маникюр, чтоб у рук был ухоженный вид. А что касается женского маникюра, то он должен быть максимально простым. Не нужно, чтобы что-то отвлекало от образа в целом, всё должно играть в одной тональности.
А какие советы вы могли бы дать тем, кто уже участвовал в фотосессии и знает, что зачастую это достаточно энергозатратный процесс?
Позирование — это действительно утомительный процесс.
В первую очередь я рекомендую минимизировать внешние раздражители: отключить телефон и мессенджеры на время съёмки. Если вам проще работать с музыкой, то продумайте плей-лист
заранее, это поможет создать нужное настроение. Во-вторых, возьмите с собой чистую воду, пейте больше. Могу сказать точно, если будете пить небольшими глотками и часто, то усталость вы почувствуете намного позже.
И самое важное: расслабиться и довериться своему фотографу. Женщины, как правило, оценивают фотографию по принципу «нравлюсь я себе на этом фото или нет». То есть это очень субъективная оценка, и порой даже такой момент, как знание своей «рабочей стороны», очень сковывает пластику и мимику. Самоконтроль заметен в микронапряжении шеи, принуждённой позе, сосредоточенности взгляда. Мне интересно показать человека таким, каким он себя ещё не видел. Доверьтесь, получайте удовольствие от процесса, от момента, от игры.