Человек-контраст

У вас так бывало: смотришь на фото девушки: красивая, блондинка, и сразу штампы в голове — «кукла Барби», «фифа» и прочий набор? Узнаёшь, что в сфере телевидения работает, да ещё и продюсером, думаешь: «Точно с короной на голове…»

И как же приятно разочарование при личном знакомстве!

Позвольте представить: Лина Волчёнок,

— продюсер телеканала «Санкт-Петербург»,

— по образованию режиссёр кино и ТВ-программ (СПбГУКИТ),

— работала журналистом, режиссёром, фотографом,

— блогер (блог в Инстаграме lina_wolfsen),

— основатель нетворкинг-клуба Kovcheg,

— основатель продакшн-студии Lina_wolfsen production,

— ведущая эфиров на gorodplus.tv,

— продюсер интернет-проектов.

Беседовала Яна Кобелева
Фотографы Анна Рыбалкина, Наталья Балутутина
Визажист Женя Дербина
Лина, вот смотрю на тебя — обаятельная хрупкая девушка, как давно ты в сфере телевидения работаешь?
Больше 10 лет.
А телевизионным продюсером?
4 года.
С твоей фактурой прямой путь в телеведущие, у тебя очень обворожительный голос в добавок ко всему! Ты ведь Санкт-Петербургский университет кино и телевидения закончила? С чем связан выбор профессии в итоге? Почему именно продюсер? Мне кажется, это мужская профессия.
На самом деле, возможно, и мужская, но у нас на канале женская. Вообще, продюсеров не так
много, а меня жизнь в профессию привела.
Я начинала с того, что работала журналистом на интернет-телеканале «Искусство ТВ».
Он транслировал видеосюжеты о новостях театра, кино, музеев, музыки и искусства в целом.
В университете говорили, что будущее — за интернет телевидением, вот я и выбрала этот канал, так как мне искусство ближе. Я проводила интервью, делала фоторепортаж, была режиссёром монтажа. И так прошло несколько лет. При этом параллельно, в паре с подругой, занималась съёмкой концертов и фильмов, был свой мини-видеопродакшн.
А когда редактор «Искусство ТВ» ушла на канал «Санкт-Петербург», то позвала меня с собой.
Мне предложили работу продюсером, я изучила, чем занимается продюсер, меня это заинтересовало. Профессия показалась мне более интересной, чем журналистика, здесь нужно многое исследовать, креативить, формировать наполненность программы разными темами. Продюсер занимается поисками сюжетов и вместе с журналистами их прорабатывает: ищет помещения, договаривается, ищет героев, тоже договаривается. Я в этой роли уже 4 года, и сейчас, конечно, легче, многое приходит само, не так, как в начале.
В твоей профессии и в тебе самой какие есть противоположности, с которыми приходится бороться или мириться, или, может, какие-то полярности тебе помогают?
Какой сложный и одновременно интересный вопрос!
Полярности во мне — это то, что я очень люблю разнообразие, и профессия продюсера помогает в этом.
Мне часто говорят: «Ты как универсальный солдат», потому что я умею практически всё: снимать, фотографировать, монтировать. Я всегда разрываюсь между своими умениями, мне многое интересно. Сейчас я стала продюсером, но полярности во мне помогают сохранять любовь и интерес к разным ипостасям, я всё равно сочетаю продюсерство с журналистикой, делаю свои проекты.
Вот, создала свой нетворкинг клуб, где мы собираемся в узком кругу единомышленников, общаемся, проводим мастер-майнды. Это формат, когда коллективно обсуждается проблема конкретного человека, и ему накидываются различные варианты решения стоящей задачи. Некоторым членам клуба я, вместе с моей подругой и партнёром Алей Вербой, помогаю составлять контент-планы по продвижению в Инстаграме, она в этом хорошо разбирается. Я много изучала тему нетворкинга, ездила на профильные встречи в Москву, где, помимо крупных бизнесменов, собираются и медийные личности. Ты их видишь, и становится понятно: прокачка
личного бренда сейчас актуальна. И каждый может дать своему окружению что-то уникальное.
Плюс помогаю блогеру Олегу Аносову делать автоблог, это вообще отдельная история. Последнее, что мы сделали, — видео на тему выявления недобросовестных тенденций в сферы работы автообслуживания. Всё началось с того, что моих коллег с канала «Автосервис» «нагрели» на очень солидную сумму. Мы решили разобраться, сняли первый сюжет. Приехали туда под видом клиентов, нам насчитали лишнего, да ещё и сломали элементы. Этот материал
вызвал активный отклик в сетях, уже более полумиллиона просмотров набрал. И теперь нам люди дают наводки, кого проверить.
Но изначально моя специализация — искусство, и это до сих пор не отпустило, я продолжаю общение в творческих кругах.
Вот такие они, мои противоречия.
Какие программы на канале ты продюсируешь?
Сейчас я занимаюсь одной программой, она требует очень много времени, большого погружения и полной самоотдачи. Это программа «Хорошее утро». Она довольно динамичная, как своеобразный калейдоскоп. Там много сюжетов, и все они забирают колоссальный объём моего внимания.
Это серьёзная командная работа — редакторы, режиссёры, корреспонденты, есть отдельно продюсер по гостям, а я занимаюсь организацией и разработкой сюжетов и прямых включений.
Ещё большой опыт и радость для меня быть причастной к специальным проектам городского масштаба типа репортажей с праздничных мероприятий в честь дня ВМФ, Дня Победы, Нового года.
Как ты к «Хорошему утру» относишься? Ты программу как своё детище чувствуешь? Или просто творишь в рамках работы?
Это не моя личная программа, мы её делаем командой, и у меня есть коллега-продюсер второй
недели, у нас сменный график — неделя через неделю. Но всё равно я в работе постоянно, т.к. одну неделю готовлю материалы, другую ищу.
И, конечно, процесс затягивает, я не могу быть винтиком бездушным, тем более, что я довольно активна сама по себе. Я от своих идей не могу спать, мне нужно их воплощать в жизнь, я мучаюсь и иногда людей вокруг себя мучаю. А программа на канале — отличная возможность
реализации для большего числа наших задумок.
Есть ли для тебя кумиры в профессии? На кого бы ты хотела ориентироваться, равняться, кто для тебя безусловная звезда?
Вот не сотвори себе кумира, я бы сказала. Но именно в этом году я имела честь быть в жюри
музыкального Фестиваля «Территория успеха». Там познакомилась с продюсером проекта
«Голос» на Первом канале — Евгением Орловым. Мне этот проект близок, люблю музыку, сама
немного занималась вокалом. И вот не то чтобы он кумир, но когда узнаешь человека и видишь
в нём качества, необходимые тебе и понятные, и понимаешь, что его умение решать вопросы
созвучно твоему, хотя и на другом уровне…
Цепляет! Он рассказывал про силу продюсерской интуиции, например, как в 90х продвигал Агутина, и им приходилось работать на вечеринках тогдашних криминальных авторитетов. А те
не оценили творчество Леонида, но Евгений упорно двигал своего протеже, опираясь чисто на
интуицию.
У меня тоже срабатывает интуиция про перспективы некоторых людей. Бывает, встретились с человеком, чуть-чуть поработали с ним, и я вижу: он перспективен, сбалансирован, в меру амбициозен. «Чуйка» срабатывает, и потом, когда вижу его на федеральных каналах,
радуюсь. Просто таланта ведь не достаточно, должны быть ещё навыки коммуникации и понимание себя и своего места в жизни. Хотя оно даже не у всех больших артистов есть.
Но, тем не менее, многие вещи должны сложиться. И ещё есть продюсер телеканала «Пятница»
— Николай Картозия, он обладатель ТЭФИ. Я слушала его интервью, оказывается, он придумал очень много новых телевизионных форматов. И специальные агентства мирового уровня, которые покупают уникальные форматы для телеканалов, у него эти форматы купили. Вот это масштаб личности и профессионального таланта! И успех телеканала «Пятница» тоже уникален.
Есть такой показатель «total view», оценивает уровень просмотров каналов. Так вот, по всему миру у каналов просмотры падают, зрители уходят в интернет, а у «Пятницы» стабильно растут, и это говорит об успехе, правильном векторе развития и чутье продюсерском. А всё потому, что он сделал ставку на продвижение ведущих в соцсетях. И это новаторство! Каналы ведь обычно не любят самостоятельного роста сотрудников в «звёзды», считается, что это канал его вырастил. А Картозия в этом плане — новатор, он как раз делает ставку на раскрутку ведущих программ в соцсетях и превращении их в самостоятельных звёзд, в блогеров-миллионников, не препятствует им в создании личных брендов, и подписчики в сети становятся автоматически зрителями канала. Он чувствует тенденции времени!
Вообще, интернет с телевидением должны прекратить конкурировать, должны объединиться и стать огромной информационной и движущей силой, но пока существует некое противостояние.
Вот твоя профессия – априори быть за кадром, и даже если у тебя есть амбициозная цель, и ты её достигнешь, твоё лицо вряд ли станет широко узнаваемым. Как ты к этому относишься?
Я ещё когда в институте училась, мои мастера заложили во мне такую основу: учили не лезть в кадр просто так, это считалось признаком дурного тона в профессии, появление корреспондента в кадре должно быть обосновано. Вот если позади тебя разорвалась бомба, и ты вещаешь с места события здесь и сейчас, когда это уместно. И для себя я изначально определила, что мне важнее содержание, чем моё личное присутствие в кадре. И требования к самой себе высоки.
Но сейчас ситуация поменялась, и людям важно видеть «героя» в лицо, и, выбирая с кем работать, прежде всего выбирают человека и личность, а не безликий бренд. Поэтому я завела свой блог в Инстаграме и прокачиваю личный бренд. Здесь срабатывает закон единства и борьбы противоположностей: на канале ты продюсер и ты за кадром, в соцсетях ты блогер и ты в кадре. Баланс. Круто!
А кто из известных личностей произвёл на тебя наиболее сильное и положительное впечатление в человеческом плане? Кто соответствует статусу звезды как Человек?
Прямо потрясения не было ни от кого, это было бы неправдой, если бы я сейчас начала списком
их перечислять. А большинство просто имеет право быть собой за кадром. Это абсолютно такие же люди, со своими достоинствами и недостатками, пороками и слабостями, несмотря на величину их известности и популярности. И ничто человеческое им не чуждо. Но от каждого есть что полезного взять, и благодаря встречам с ними моя «копилка» наполняется потихоньку.
А ты личную миссию для себя определила?
В плане работы на канале — делать то, что я делаю, с максимальной отдачей, как бы я это делала, будь это целиком моим делом; а в жизни мне хочется помогать людям находить друг друга, быть полезными, не чувствовать себя одинокими. Со стороны ведь всё гладенько и хорошо, а когда узнаёшь, что за этим стоит, понимаешь путь, жизнь, общность проблем, возможность посоветовать со стороны. И чем больше узнаёшь о сложностях у других, тем легче становится тебе, ты понимаешь, что путь через проблемы — путь многих. Вот в этом я бы и хотела развиваться, помогать людям делать их любимое дело. Тем более опыт большой, знаю, какие подводные камни могут быть в теме шоу-бизнеса.
А по какому принципу ты собираешь людей на мастер-майнды в нетворкинг-клубе?
Начала с ближнего круга знакомых, постепенно подтягиваются те, с кем сталкиваюсь так
или иначе. Основной принцип — это люди, не равнодушные к своему делу, настоящие эксперты.
Есть какая-то тема, которая «зудит», но не поддаётся раскрытию в эфире?
Меня будоражит психология и социология, то, как мы живём, мир будущего, футурология, куда мы движемся, но такие темы довольно сложные. И их не раскрыть в рамках сложившихся на канале программ и пятиминутных сюжетов. А мне хочется глобальное исследование провести, вплоть до документального фильма. Как люди ведут себя в той или иной ситуации, почему под
влиянием мнения толпы человек готов признать чёрную чашку белой, например. Мне интересно психологические моменты исследовать. И глобальные темы: эволюция человечества,
вселенная, зачем вообще мы живём.
У тебя есть своя задумка программы или фильма?
На данный момент работаю над тем, чтобы сделать видеоблог о своей продюсерской работе. Своего рода «Фабрика звёзд», только не в формате студийного шоу, а в формате частных историй с разными героями, где в фокусе — перипетии, которые обычно остаются за кадром. Со всеми сложностями пути становления героя в профессиональном плане и с моей продюсерской работой, полезными советами и решением трудных задач. А ещё я обожаю жанр интервью, хотелось бы делать интервью с экспертами в разных областях об их пути, о взлётах и падениях (особенно), Потому что именно падения дают возможность подняться на новую высоту.
А в чём твой личный хайп?
Я никогда не стремилась создавать личный хайп, ведь это «быть на волне». И, если это что-то
мимолётное, сиюминутное, это не моя история. Если это касается гребня волны, когда ты здесь
и сейчас и анализируешь, что происходит, это мне интересно. Поэтому я слежу за трендами, хожу на форумы, смотрю в сети злободневные материалы. И когда моя «чуйка» сработала, и я поймала кайф от того, насколько актуальны мои действия, в этот момент у меня хайп.
Поверхностным человеком тебя нельзя назвать. Мне кажется, ты достаточно глубокая личность, так?
Я всегда иду в глубину, чтобы раскопать до сути, я для этого и психологию изучала.
Но здесь тоже палка о двух концах: пока копаешься, можно увлечься и упустить момент…
А вот для этого есть сетка программная, она очень организует продюсера. И, если написано, что
сюжет должен выйти завтра, значит, он выйдет завтра. Я эту сетку перед глазами вижу уже четыре года, она вросла в мой ДНК!
Ты себе какие-то цели ставила на ближайшие пять лет? Кем ты себя видишь в дальнейшем?
Ты меня спросила, и в ответ я о совершенно новом проекте расскажу. Я с этого года начала
вести мастер-классы о том, как попасть на телевидение. Кем нужно быть, какой личностью, как преподносить материал о себе, чтобы тебя звали не за деньги, а благодаря твоей ценности,
экспертности, контенту.
Я бы хотела делать это массово, через вебинары, и сейчас мы с коллегой готовим к запуску вебинар «Личный бренд: Из Инстаграма на ТВ».
Так это же может быть онлайн школа!
Да, мне бы хотелось именно в сетевом направлении развиться.
А есть какой-то материал, которым ты особенно гордишься?
Ну, это не то чтобы гордость, скорее, мой важный опыт, к которому я очень трепетно отношусь — фильм «Другой Мравинский» (youtu.be/ofvS6O_p7Kk). Это фильм про дирижёра Евгения Александровича Мравинского, он был показан на разных фестивалях. Так вот коллеги Мравинского сказали, что смотрели его на одном дыхании. А вдова Мравинского отметила, что мой фильм лучший из всех, даже на центральных каналах выходивших.
Но, вообще, я горжусь не столько материалами,
сколько людьми, с которыми знакомлюсь. С кем общаешься на старте их профессионального
пути, а потом они становятся звёздами или супер профи, например, Саша Жданов. Начинал как
фотограф, сейчас стал блогером, фотографом- путешественником, раньше фотографировал
Билана, Виагру и прочих. Сейчас вместе с другом они попали в книгу рекордов Гиннеса как самые молодые путешественники, и этот формат про путешествия зародился в «Хорошем утре». После этих эфиров он стал себя позиционировать как профессиональный путешественник и за три года вот так вырос.
Вот этим я горжусь!
Или есть сюжеты особенные, в успех которых мало верилось, а они выстрелили. Вот, например,
в «Утре» есть формат прямых включений, на одно из которых к шести утра нам удалось собрать
около 20 человек в парке Сосновка. И благодаря этому сюжету люди пожилого возраста узнали,
что можно к компании активных пенсионеров присоединиться и поиграть в бадминтон или
скандинавской ходьбой позаниматься. И это каждодневная работа — искать активных людей, интересных героев.
А ещё бывают форс-мажоры, если герой заболел, и нужно оперативно найти сюжет на замену по
теме программы в целом.
Или со звёздами: не всегда просто договориться на интервью, есть более контактные, как
Татьяна Буланова, Максим Леонидов или Иван Ожогин, а некоторым просто лень. И вот ты с ними разговариваешь, уговариваешь, тебе отвечают: «Ну, я бы не пришёл, но ты так классно пошутила, что мне стало интересно на себя вживую посмотреть, что за девушка с таким
дерзким чувством юмора.»
Или вот Михаил Веллер не хотел в утренней рубрике сниматься, это не его формат, ему нужно
что-то глубокое, и он отказывался. Я не теряла надежду: «Да в вашей голове наверняка много
экспромта родится!» Взяла на слабо. Он говорит: «У вас отличный дар убеждения.» И согласился!
Ещё перед общением обязательно нужно навести справки о человеке: как общается, на что может негативно среагировать, на что вспылить. И когда ты про это знаешь, то чутко откликаешься на ситуацию и понимаешь: вот здесь дожимать не
стоит, нужно просто замолчать и слушать, или просто молчать в ответ, ждать, пока он будет готов выйти в кадр.
И тогда всё успешно получается, а я радуюсь.
Да, круто, тонкая у тебя работа! Ты зарядила позитивом через диалог, у меня в какие-то моменты даже мурашки по спине бегали! Желаю тебе удачи и прорыва всех твоих проектов!