Какой период времени, по вашему мнению, необходим для качественного внедрения онлайн-обучения?
Я могу судить по тому опыту, что был у нас, как мы переходили на онлайн, и, честно говоря, это можно сделать и за неделю. Сейчас, к счастью, есть все необходимые для того инструменты: огромное количество онлайн-досок, платформ, через которые контактируют учитель и ученик, — и эти платформы соединяют в себе возможность демонстрировать материал, вместе выполнять упражнения, одновременно работать в PDF документе, смотреть разъясняющие ролики на YouTube. На самом деле — просто бери да делай, но если мы говорим об общеобразовательных школах, то здесь появляется огромное количество «но». Во-первых, отсутствуют ресурсы: прежде всего, необходимо снабдить школы достаточным количеством ноутбуков, скоростным интернетом. Во-вторых, нужны кадры — активные учителя, не боящиеся
пробовать что-то новое, прекрасно разбирающиеся в современных цифровых тенденциях и умеющие быстро переключаться с задания на задание. Конечно, должны быть и тренинги для тех, кому овладеть компьютером всё ещё достаточно сложно. И, в-третьих, нужно подготовить саму систему образования, я имею в виду обеспечение электронными учебниками. Мы все
пользуемся печатными книгами и наблюдаем отсутствие сайтов, куда можно было бы отправлять детей для того, чтобы они самостоятельно обучались. К примеру, сайт uchi.ru, ссылку на который преподаватели отправили детям, не справился с напором в первый же день. В итоге, кроме старого доброго YouTube, нет никаких платформ, где были бы собраны интересные лекции, материалы по школьной программе, где можно было бы в одном месте всё посмотреть, не выискивая часами нужный материал. Онлайн-обучение целесообразно тогда, когда оно равнозначно по своей эффективности оффлайн-обучению.
У нас уже, как я сказала ранее, имеются онлайн-платформы, передающие полное ощущение нахождения в аудитории вместе с одноклассниками. Есть учитель, который умеет переключаться, ведёт фронтальную, парную и групповую работу, но также должны присутствовать и инструменты ученика — онлайн-учебники, дополнительные материалы в цифровом виде для того, чтобы онлайн-сессия являла собою полноценный урок, сопоставимый с оффлайн-занятием.
Конечно, если бы все три условия были выполнены, то новый учебный год уже можно было начать в онлайн-формате. К сожалению, с нашей неповоротливой системой на это может уйти энное количество времени — от года до бесконечности. Скорее всего, мы сами немного не готовы к переменам морально.
А что касается детей, то они сейчас настолько окружены различными устройствами и подкованы с точки зрения компьютерной грамотности, что для них это, наверное, вопрос пары минут. Все производители онлайн-контента делают его «user friendly» (максимально удобным для пользователя). Дети интуитивно прекрасно понимают, куда нужно нажать, чтобы перейти к материалу. Зачастую даже самые маленькие делают это гораздо быстрее, чем их родители! Проблема на самом деле в нашей голове: мы воспринимаем онлайн-обучение как тяжелую работу, а дети — как развлечение и веселье.