Будущее онлайн

В этом году онлайн-обучение достигло пика популярности. Мы решили

осветить данную тему с двух сторон: с точки зрения обучения детей

и взрослых. Анна Шуртина, одна из наших героинь, является исполнительным

продюсером в команде онлайн-школы дизайна «Contented», а начинала свой

путь в «SkillFactory» — компании, занимающейся курсами по программированию.



Анна поделилась своим мнением о том, как сделать уроки для взрослых

максимально эффективными. Дарья Тихонова, основатель школы иностранных

языков TELLmeMORE, осветила в интервью тему обучения детей и подростков

с помощью онлайн-ресурсов, озвучила сложности и раскрыла секреты их

преодоления.

Узнавали об онлайн-обучении: Дарья Грунина и Ксения Медведева
Рассказывали о возможностях образования: Анна Шуртина и Дарья Тихонова
Фотографии из личных архивов героев
Какой период времени, по вашему мнению, необходим для качественного внедрения онлайн-обучения?
Я могу судить по тому опыту, что был у нас, как мы переходили на онлайн, и, честно говоря, это можно сделать и за неделю. Сейчас, к счастью, есть все необходимые для того инструменты: огромное количество онлайн-досок, платформ, через которые контактируют учитель и ученик, — и эти платформы соединяют в себе возможность демонстрировать материал, вместе выполнять упражнения, одновременно работать в PDF документе, смотреть разъясняющие ролики на YouTube. На самом деле — просто бери да делай, но если мы говорим об общеобразовательных школах, то здесь появляется огромное количество «но». Во-первых, отсутствуют ресурсы: прежде всего, необходимо снабдить школы достаточным количеством ноутбуков, скоростным интернетом. Во-вторых, нужны кадры — активные учителя, не боящиеся
пробовать что-то новое, прекрасно разбирающиеся в современных цифровых тенденциях и умеющие быстро переключаться с задания на задание. Конечно, должны быть и тренинги для тех, кому овладеть компьютером всё ещё достаточно сложно. И, в-третьих, нужно подготовить саму систему образования, я имею в виду обеспечение электронными учебниками. Мы все
пользуемся печатными книгами и наблюдаем отсутствие сайтов, куда можно было бы отправлять детей для того, чтобы они самостоятельно обучались. К примеру, сайт uchi.ru, ссылку на который преподаватели отправили детям, не справился с напором в первый же день. В итоге, кроме старого доброго YouTube, нет никаких платформ, где были бы собраны интересные лекции, материалы по школьной программе, где можно было бы в одном месте всё посмотреть, не выискивая часами нужный материал. Онлайн-обучение целесообразно тогда, когда оно равнозначно по своей эффективности оффлайн-обучению.

У нас уже, как я сказала ранее, имеются онлайн-платформы, передающие полное ощущение нахождения в аудитории вместе с одноклассниками. Есть учитель, который умеет переключаться, ведёт фронтальную, парную и групповую работу, но также должны присутствовать и инструменты ученика — онлайн-учебники, дополнительные материалы в цифровом виде для того, чтобы онлайн-сессия являла собою полноценный урок, сопоставимый с оффлайн-занятием.

Конечно, если бы все три условия были выполнены, то новый учебный год уже можно было начать в онлайн-формате. К сожалению, с нашей неповоротливой системой на это может уйти энное количество времени — от года до бесконечности. Скорее всего, мы сами немного не готовы к переменам морально.

А что касается детей, то они сейчас настолько окружены различными устройствами и подкованы с точки зрения компьютерной грамотности, что для них это, наверное, вопрос пары минут. Все производители онлайн-контента делают его «user friendly» (максимально удобным для пользователя). Дети интуитивно прекрасно понимают, куда нужно нажать, чтобы перейти к материалу. Зачастую даже самые маленькие делают это гораздо быстрее, чем их родители! Проблема на самом деле в нашей голове: мы воспринимаем онлайн-обучение как тяжелую работу, а дети — как развлечение и веселье.
А как полноценно проверить качество знаний учащегося, используя онлайн-платформы?
Финальная задача в нашей профессии — научить использовать определённую конструкцию в нужной ситуации. Мы ведь не учим ставить глагол в правильную форму или филигранно раскрывать скобки. Процесс коммуникации должен быть эффективным, и, если, изучив, например, условный залог, ты в итоге умеешь рассказывать о гипотетических ситуациях, и
для тебя это совсем не составляет труда, значит задача выполнена. В качестве средства достижения цели мы используем тесты, но это не является оценочной системой, это всего лишь средство. Главный и единственный возможный вариант реальной проверки знаний — это разговор, живое общение.

В этом году мы внедрили независимое тестирование от Оксфордского Университета. По коду учащийся заходит на платформу и проходит тест, при этом минимизируется возможность списать: тест не привязан ни к какому учебнику. Идёт проверка общего уровня знаний, приобретённых навыков. Крупнейшие Университеты Оксфорда и Кембриджа годами продумывают тестовые системы, над которыми работает целая команда специалистов для того, чтобы тест был объективным, психологически комфортным, адаптивным. Что значит адаптивным? В зависимости от того, как ты отвечаешь, идёт автоматический подбор следующего вопроса. Если два раза дать неправильный ответ, то третий вопрос будет уже попроще, для уровня послабее. Затем тот же вопрос появляется уже в другом контексте, и если ты и со второй попытки отвечаешь неправильно, то это указывает на отсутствие знаний по данной теме. То есть у каждого учащегося свой собственный ряд вопросов. Ну а если отвечать на все вопросы правильно, то последующие будут уже повышенной сложности. Можно прямо в деталях вычислить как слабые, так и сильные стороны кандидата на должность, если это собеседование, или качество знаний учащегося в условиях сдачи экзамена.
А какие ещё методы и ресурсы вы использовали в своей работе в процессе адаптации к онлайн-обучению?
Здесь мы, наверное, пошли по самому простому пути и задействовали всё, что уже есть: сначала Skype, потом опробовали Zoom, онлайн-доски, дополнили процесс играми и интерактивными упражнениями для тренировки лексики и грамматики. Мы продолжали использовать наши привычные учебники — основную программу. В общем, всё оказалось не так сложно, нужно было только привыкнуть к новой реальности. Когда ты привыкаешь и уже понимаешь, как вещи функционируют, у тебя возникает необходимость немного это всё додумать, амплифицировать.
И вот чего нам не хватало, так это правильной проверки домашней работы. Делать упражнения в рабочей тетради и скидывать фотографии учителю было, наверное, единственным способом, но ведь совсем неудобно проверять всё с экрана. Поэтому и возникла необходимость внедрить новый ресурс, используя который, дети могли бы выполнить задания, а мы, учителя, отслеживать их прогресс.
Решение пришло само собой, мы нашли платформу, позволяющую создать свой собственный курс: загрузить необходимые упражнения, полностью выбрать контент. Учащиеся там могут даже оставить голосовые сообщения. Например, глядя на картинку или просмотрев мультфильм, ученик описывает комнату героя. Ребёнок выполняет задание, совсем не переживая, что его в этот момент оценивают, но на самом деле после записи происходит анализ его способностей, большая закадровая работа. Я всё слушаю, отмечаю ошибки, сообщаю о них преподавателю, и затем мы вместе на последующих занятиях тщательно работаем над устранением тех выявленных ошибок, совсем не указывая на них ученику.

Наша платформа — это отличный инструмент для занятий, но дополнительный, мы ни в коем случае не собираемся уходить от оффлайн-уроков. «Blended learning» (комбинированное обучение) — вот та золотая середина. В языке особенно важна живая коммуникация, и онлайн-обучение не может закладывать знания настолько глубоко, насколько это происходит в аудитории, ведь даже в самых лучших университетах мира, получая образование дистанционно, нам всё равно нужно посещать курсы, знакомиться с преподавателями лично. Школа не только обучает детей, но и воспитывает их, организует, и для многих учащихся паттерн «учитель пришёл и направил» (уговорил, очаровал, заставил — каждый выбирает свой стиль работы) выходит на первый план. Здесь важен физический контакт, нужно порой подойти и показать
конкретное слово, указать на определённую страницу, если учащийся в растерянности и не понимает, что от него требуется. Я всё же за общение «глаза в глаза», за возможность ощущать энергетику человека, с которым работаю!
На ваш взгляд, какие профессии сейчас наиболее востребованы в онлайн-обучении?
У меня здесь предвзятое мнение, потому что я работаю в команде, которая занимается определёнными направлениями и, глядя на стремительное развитие компании, у меня создаётся ощущение, что наши направления — одни из самых востребованных. Например, анализ данных. Сейчас очень много вакансий и очень мало людей, которые на эти вакансии проходят. Я думаю, это связано с тем, что в университетах у нас ещё не успели этому научить,
а онлайн-школы только начали развиваться. Те редкие эксперты, кто действительно уже работает в этой предметной области — ребята из крупных IT-компаний, только-только начинают делиться своим опытом, и люди только-только начинают его перенимать. При этом у нас годовые программы, то есть невозможно стать таким специалистом пройдя двух-трёх месячный,
даже полугодовой курс — это большая работа. Мне кажется, что это действительно сейчас самая актуальная тема, потому что таких людей не хватает и пока что очень мало тех, кто может научить действительно хорошо.
В чём состоит основное удобство такого вида обучения?
Оно однозначно дешевле, чем платное обучение в университете. Оно более концетрированное, потому что в онлайн-курсе сосредоточенно именно то, что приведёт тебя к конкретной профессии, а в университете нас учат всему понемножку. Это работа на результат. В нашей школе это идея фикс — ни одна программа не разрабатывается, пока не сформулирован чёткий конкретный результат этой программы. Карта компетенции, через которую студент будет проходить, и вообще вся работа у нас начинается от результата. Если мы, например, видим, что какие-то темы на рынке онлайн-обучения вдруг выходят в топ, то мы в первую очередь задаёмся вопросом: «А что конкретно человек должен сделать? Чему конкретно он должен научиться?». Если мы не можем этого сформулировать, если не можем понять, что конкретно нужно нашей целевой аудитории, то такой курс в общем-то никогда и не появится на свет, несмотря на тренды и «хайп».

Спецификой онлайн-обучения в нашей школе является перенятие опыта ведущих экспертов в изучаемой области. Не всегда преподаватель в Вузе — это практикующий специалист. В ведущих онлайн-школах в качестве экспертов всегда привлекаются люди, которые работают в ведущих компаниях, кто точно на практике знает, что в тренде, что нужно, чтобы тебя приняли на работу, что нужно, чтобы из тебя с нуля сделали специалиста. И это, конечно, огромный плюс.
А как насчёт сложностей онлайн-обучения?
Думаю, что это в большинстве своём индивидуально. Для кого-то в этом есть только плюсы, для кого-то онлайн-обучение вообще неприемлемо, потому что постоянно требуется живой контакт. Абсолютно точно минусом является отсутствие живого контакта — ты не можешь в аудитории
посидеть, с кем-то поговорить вживую. Не все готовы приходить в Zoom или в Skype с большой компанией студентов и пытаться ворваться со своим вопросом. Очень многие чувствуют фрустрацию на эту тему. Почти всё общение проходит в каком-то публичном пространстве. Это либо звонки в Skype или в Zoom с наставниками, когда проходят вебинары. Либо пространство для каждой группы студентов в мессенджере, в Slack, например, где можно писать, задавать вопросы. У нас есть группа наставников, которые на эти вопросы отвечают, и мы замечали уже не раз, что студенты поначалу не очень активны там, где мы эту активность ожидали. Казалось
бы, когда ты учишься в университете, то не стесняешься подойти к преподавателю или одногруппнику и что-то спросить у него после пары или во время занятия. А в Slack бывает очень мало активности, иногда потому, что студенты боятся почувствовать себя глупо. Они знают, что напишут вопрос и в этом же Slack могут обитать люди из разных аудиторий. Может быть, кто-то уже довольно опытный в этой теме, кому-то вопрос покажется глупым, и человеку не хочется глупым показаться. Он сидит, молчит и, возможно, иногда не добирает даже чего-то. Не спрашивает, не получает ответы и остаётся пробел. Такое бывает, но это специфика конкретных людей.

Мы понимаем, что не всем студентам легко вот так прийти в онлайн и задать вопрос, особенно при всех. И над этим тоже ведётся работа — как научить студентов учиться онлайн. У нас в некоторых больших профессиях есть модули в самом начале курсов, посвящённые тому, как именно учиться онлайн, как строить расписание, задавать вопросы, заниматься самодисциплиной, организацией и так далее. Не все студенты это умеют, но это не минус, а скорее особенность онлайн-обучения.

В наших реалиях минусом ещё является непризнание в некоторых компаниях статуса сертификата, полученного после онлайн-обучения. Я думаю, что это временная проблема и рано или поздно она решится, потому что сейчас онлайн-курсы действительно везде и многие корпорации, ведущие компании, поддерживают онлайн-обучение, становятся партнёрами,
чтобы обозначить, что если человек закончил этот курс, то он действительно профессионал.
Расскажите, как сделать онлайн-обучение максимально эффективным?
Очень важно, чтобы в команде, которая разрабатывает онлайн-курсы, занимались методологией и педагогическим дизайном. То есть, действительно ли этот материал усвоится, действительно ли он приведёт к результату. Какие механики нужны, чтобы к этому результату привести, какие практические задания, тренажёры и так далее. Сейчас методическая база нарастает, и, мне кажется, что методисты сейчас самые востребованные люди на рынке онлайн-образования. Это самая главная история с точки зрения эффективности — должна быть методология, нужно понимать, как добиться конкретного результата.

Любая программа обучения должна строиться от результата и никак иначе, никакая трендовая тематика не может быть триггером, чтобы создать онлайн-курс, мы должны чётко понимать — зачем мы это делаем.

Очень важна обратная связь, которую студенты получают. Наставники, которые у нас в школе работают, проверяют домашние работы студентов, общаются со студентами, тоже должны быть на высоком уровне.

Ну и, конечно, работа с обратной связью студентов. У нас в компании всё построено на аналитике — мы смотрим, когда студент последний раз заходил на платформу, какое задание он последний раз решал, с какого задания он ушёл, как он оценивает каждый из модулей, которые
проходит. У нас в конце каждого модуля есть форма обратной связи, и ежедневно собирается статистика со всех модулей, со всех курсов, со всех профессий по удовлетворённости, понятности, интересности, по времени прохождения этих модулей. Это такой как бы градусник состояния студентов в моменте и, как следствие, эффективности их обучения.
Как изменилось отношение к онлайн-обучению с начала этого года?
Я знаю в спросе, как оно изменилось. Не знаю, коррелирует ли это с отношением, но онлайн-обучение действительно стало очень популярно. Я надеюсь, что отношение стало лучше. Многие столкнулись с этим впервые, из-за условий, с которыми мы встретились в начале года, и возможно у кого-то было недоверие к этому формату. Я надеюсь, что это недоверие начинает нивелироваться, пропадать, люди понимают, что это действительно работает, что это интересно, удобно.
Анна поделилась с нами ссылками на несколько образовательных платформ, которые она рекомендует для получения онлайн-образования:

https://openedu.ru/ — бесплатные курсы от ведущих вузов России
https://www.edx.org/ — бесплатные курсы от ведущих вузов мира
https://contented.ru/ — платные курсы по дизайну, компания в которой я работаю и горжусь качеством
https://skillfactory.ru/ — платные курсы от ведущих экспертов в области по анализу данных, по одной из самых востребованных профессий на мой взгляд сегодня