Наталья Андреева
Финляндия
В январе 2018 года, я поехала в университет города Турку по программе студенческого обмена по направлению лечебное дело от медицинского факультета СПбГУ. Я решила поехать туда для того, чтобы получить новый опыт с практической точки зрения в медицине. Благодаря глобальной сети не так сложно прочитать те же статьи, которые читают доктора во всём мире или купить те же учебники, но ценным является то, что можно посмотреть на устройство больницы и оказание медицинской помощи изнутри.
И посмотреть изнутри оказалось интересным не только на систему здравоохранения, но и на систему образования. Самым сложным для меня оказалось осзнать свою ответственность, когда тебе предоставляют свободу. Российское образование довольно строгое, жёсткое по своей структуре студентам выдают какое-то расписание, и в течение семестра мы ему следуем. Когда я приехала в Турку, всё было совершенно наоборот. Я предварительно выбрала ряд дисциплин, которые хочу изучить за семестр, причём это моя работа — проследить, чтобы это количество дисциплин соответствовало количеству учебных единиц, которые мне нужны. И я же должна была составить своё расписание. Поначалу это повергло меня в шок. То есть я должна была определить последовательность, в которой идут дисциплины, в каком объёме я их хочу изучать и когда я буду этим заниматься. Конечно, были семинары, лекции, которые стояли в определённое время в сетке расписания, но в большей части случаев даже они обговаривались с самими студентами. Для меня сначала было сложно принять эту мысль, что мне никто не собирается давать расписание, а я сама должна его себе составить. Над этим пришлось потрудиться, продумать свои планы на несколько месяцев вперёд. Это был очень интересный опыт.
Также контраст для меня составил и общий подход к преподаванию дисциплин. Он был более живой, более актуальный, я бы сказала. В российской системе образования присутствует косность, когда есть чрезвычайно уважаемая профессура — они почти что небожители и на их лекциях сидят затаив дыхание и боясь пошевелиться. В университете Турку нет такой иерархичности и пропасти между студентом и профессором, и в принципе все преподаватели, какие бы учёные степени они не имели, старались донести до студентов наиболее актуальную и свежую информацию наравне с фундаментальной. Когда я приехала учиться, это был 5 курс моего обучения, больший акцент делался уже на практическое применение медицинских знаний. Больше было клинической медицины, а всю фундаментальную часть я получила в России и от этого, наверное, усилилось впечатление актуальности и живости материала, который нам преподносили. Всё, что я слышала в аудитории, на лекции — на следующий день я шла на практику и видела применение этих принципов в жизни.
В итоге обучение дало мне в первую очередь новый опыт и новый взгляд со стороны. Я уже знала, как работает медицинское образование и здравоохранение в России, я посмотрела, как оно работает в Евросоюзе на примере Финляндии и могла сравнить две системы и сделать для себя какие-то выводы, почерпнуть какие-то новые практические аспекты. Это, наверное, было самым ценным — получить новый практический опыт и сравнить его с уже имеющимся. «Большое видится на расстоянии», — как говорил Есенин и это был хороший способ отойти и взглянуть со стороны. Мои взгляды на образование и на профессию немного поменялись, и я думаю, что в лучшую сторону.