#людиизпрошлого

Журналист: АЛИНА НОСОВА (@alina_koves)

Художник: ЕКАТЕРИНА ТРУШАКОВА (@etrushakova)

Айзек Азимов. Он всех роботов начальник и науки командир

1923 год. Маленький мальчик из поселка Петровичи Смоленской губернии наблюдает за тем, как его родители работают на мельнице. Дома он говорит на редком, практически вымирающем языке — идише. А два года назад, когда ему был год, он переболел пневмонией и остался единственным выжившим ребенком на всё село. Остальные 15 детей не выжили. Он сидит на крыльце родительского бедного дома и еще не подозревает, где и кем он станет. Его имя — Айзек Азимов.

 

Полюбить литературу в Америке

Семья маленького Исаака, именно так звали писателя в России, переехала в Америку в 1923 году. Уже тогда началась путаница с возрастом будущего гения. Его мать очень хотела, чтобы Айзек выучился грамоте как можно раньше, поэтому подделала документы и приписала сыну лишние два года. Так Айзек пошел в первый класс в 5 лет, а в 15 уже был первокурсником колледжа. Датой рождения писателя принято считать 2 января 1920 года, но даже сам писатель в этом уверен не был.

Чтобы как-то выживать, родители Айзека открывают маленький магазин, в котором торговали бакалеей, кондитерскими изделиями и комиксами.

Его прыткий ум начинает воспроизводить прочитанные произведения, дополняя их своими фантазиями и сюжетами. Так, уже в 11 лет, имея в качестве читателей лишь своих одноклассников, он начинает писать. Дети приняли его рассказы с большим энтузиазмом и даже становились в очередь за возможностью прочесть рассказы талантливого одноклассника.

 

Ученый—писатель или как рационально относиться к отказам

Образование в области химии и отсутствие знакомств в писательской среде не давало Айзеку никакого преимущества в распространении своих произведений перед своими коллегами и конкурентами. Но оно давало преимущество в том, как он писал свои произведения. Его научные знания, рациональный ум и исследовательский подход, в сочетании с воображением и феноменальной памятью, позволили Айзеку пронести свою любовь к писательству сквозь года, не растеряв уверенности и страсти за время обучения в университете. Он все писал рассказы, надеясь на то, что когда-нибудь ему удастся опубликовать хотя бы один из них.

Рассказом, на который он сделал ставку, стал «В плену у Весты», который претерпел 6 отказов в публикации и ожидал своего выхода в свет почти два года. Долгожданный дебют, опубликованный в журнале Amazing Stories в 1939 году, не дал Айзеку молниеносного взлета писательской карьеры, но дал первый гонорар за писательство. Маленькая победа дала Азимову уверенность в собственных произведениях и юный фантаст с новой силой принялся писать.

Начиная с сорокового года, Айзек без устали пишет все новые рассказы, продавая их в журналы. Молодой Азимов понял, главное в писательском деле — писать. Много, хорошо, быстро. И продавать. Отказы — это неминуемая реальность, с которой приходится сталкиваться и которую надо преодолевать. Рационализм и научный подход даже в этом вопросе позволили писателю скоро развить свои навыки. Его быстрорастущий список произведений и публикаций обеспечил его большим доходом. Поэтому в 1958 году, получив известие о том, что университет, в котором он прошел путь от аспиранта до профессора, больше не может оплачивать его услуги, он не уволился. Айзек предпочел не расставаться с работой преподавателя окончательно, оставив звание профессора за собой, но отказавшись от заработной платы. Ведь его деятельность в научной среде позволила ему размышлять на такие сложные темы, как религия, астрономия, химия, гуманизм, физика, биология и социология.

Просыпаюсь — пишу — засыпаю

Освободившееся время Айзек посвятил ведению колонки в научном журнале и углубился в авторство. Зная, как тяжело бывает начинающим авторам без влиятельных связей, он помогал писательским проектам, в том числе и своей второй жене — детской писательнице.

Айзек стал самым первым писателем, узнаваемым в медиа. Он участвовал в ток-шоу и рекламных роликах, продвигал идею гуманизма и ядерного разоружения, которые обличал в свои рассказы, такие как «Адский огонь». В интервью на шоу Леттермана в 1980 году, Айзек не только поделился своим знаменитым режимом дня «просыпаюсь — пишу — засыпаю», но и высказал несколько предположений по поводу развития человечества. Фантаст не сомневался в космическом будущем нашего вида и предсказал не только смартфоны, но и генную инженерию, которая стала реальностью совсем недавно.

Его произведения получали награды за наградой, начиная с 1963 года. Ежегодная премия «Хьюго» награждала писателя 6 раз, а всего у писателя было более 25 наград, которыми Айзек гордился так же, как и количеством произведений. За всю жизнь им было написано более 500 произведений, некоторые из которых впоследствии стали основой для киноадаптаций.

Влияние на робототехнику

Рассказы Айзека пестрят теориями, размышлениями о будущем, научными концепциями, загадками и сильными героями. Вселенная его произведений объединена мечтами о светлом будущем, где роботы и люди сосуществуют в мире. Так, постепенно, от произведения к произведению, Айзеком были сформированы три, а если углубиться в исследования произведений, то четыре, закона робототехники.

Они были призваны успокоить разум человечества и вселить доверие к машинам. Айзек считал, что роботы, также как и другие бытовые приборы, могут приносить пользу. Эти законы позволили Айзеку стать не просто автором, но и популяризатором целой науки — робототехники. В университетах России и мира изучают дисциплину, в которой за основу взяты его законы и умозаключения. Студентов просят читать его книги и в целом серьезно относиться к его произведениям — не как к развлекательной литературе, но как к руководству.

Фантазия Айзека не давала ему покоя и в 1976 году на свет появляется повесть «Двухсотлетний человек». Произведение стало началом гуманистического подхода к феномену роботов. Писатель предложил читателю погрузиться в размышления о жизни и смерти, рабстве и свободе, о том что такое человек и где эта грань между искусственным интеллектом и разумом? Айзек задается вопросом и заставляет задуматься: где находится душа?

Произведение «Двухсотлетний человек» не только получило награды Хьюго, Локус и Небьюла как лучшая фантастическая повесть, но и становится представителем философской концепции трансгуманизма, попутно размышляя на извечную тему смертности.

Всю свою жизнь Айзек провел за печатной машинкой, почти не путешествуя и не пользуясь своими привилегиями как популярного писателя. Выходец из бедной семьи, считал тщательность, пунктуальность и трудолюбие — важными факторами успеха. Начиная как студент-химик, без единого знакомства и с вереницей отказов, к середине жизни Айзек стал востребованным и богатым писателем, который прожил жизнь в квартире на 33-ем этаже в Нью-Йорке. Он горел своим делом, занимался наукой и писательством, вел колонки в журналах, не пропуская ни одного месяца, преподавал в университете, посещал лекции в качестве оратора и продвигал идею всемирного равенства и дружбы.