#искусство не искусство или нео искусство

Журналист: ЮЛИЯ НИКОЛЬСКАЯ (vk.com/idnikolsnewt)

Каллиграффити, как направление в искусстве

«Новый герой России». При таком высказывании о человеке, сразу представляется образ знаменитой личности и нашумевшая фамилия. Арсений Пыженков. Вам знаком этот человек? Если нет, я расскажу вам чуточку подробнее о нём.

Арсений Пыженков или более известный под псевдонимом Покрас Лампас – амбасадор такого направления в искусстве, как каллиграффити. Его работы это особая «буквенная» философия, которая заставляет обозревателей его произведений замереть на месте и некоторое время с восторгом рассматривать каждую вырисованную деталь.

 

Будущий великий художник-каллиграф родился 19 сентября 1991 года в Королёве, в Подмосковье. Семья была бедная, поэтому детство было тяжелым, как говорил сам Арсений. В подростковом возрасте Покрас, как и многие стрит-арт художники, заинтересовался искусством «настенной живописи». Его вдохновляли мелькавшие пейзажи, архитектурные сооружения и граффити, видневшиеся каждый раз, когда он ездил из родного Королева в Москву в Технологический колледж. Там во время учебы, он познакомился с художником Андреем Анте, который и поделился с парнем секретами современного графического искусства. 

 

В тот период жизни Арсений понял, что графика — тяжелое ремесло, к которому нужно относиться как к виду искусства. И, чтобы понять свой дальнейший путь, ему нужно было выбрать с каким именно стилем он хотел бы связать свое творчество. Историческая каллиграфия делала упор на эскизы и линии, пренебрегая экспериментом, что отталкивало Покраса. Поэтому его выбор пал на авангарда, который позволял нарушать традиции и создавать что-то новое. 

 

«Он много рисовал на бумаге тушью или маркером, когда на электричке возвращался с учебы. Его задачей было научиться правильно выводить буквы без эскизов и линовки».

 

В основу его стиля легли кириллические и готические шрифты, где каждая буква была индивидуально выведена Покрасом, это стало его отличительной чертой.

Арсений, найдя свою страсть, с которой он свяжет свою жизнь, решает не оканчивать институт (перед этим он ушел из колледжа, закончил 11 классов и не доучился на менеджменте в Москве) и переехать жить в Петербург, который манил его «творческим духом». 

Там, чтобы себя как-то прокормить, он проводил мастер-классы по каллиграфии, занимался созданием логотипов для малого бизнеса и эскизов татуировок. Заработанных денег хватало на аренду квартиры и покупку инструментов. Также, чтобы пополнить свою аудиторию в социальных сетях, Покрас Лампас начал выкладывать свои работы и делился с читателями своими мыслями о каллиграфии в искусстве. Тем самым у него получилось привлечь новых подписчиков.

 

Проведя два года в таком образе жизни, постоянно разъезжая по разным городам и проводя мастер-классы, Покрас решил перейти со стен на холст, где он создавал картины с зашифрованными в каллиграфии цитатами Дали, Пикассо, Матисса, Малевича и Кандинского. Ведь именно этими художниками он восхищался. 

Так, проведя некоторое время в домашней мастерской, к нему пришла идея переосмысления первичной художественной формы. И в 2015 году Покрас запланировал грандиозный проект – огромное каллиграфическое изображение на крыше. Идеей загорелся и его друг, Сергей Валяев – режиссёр и продюсер компании Cameraptor production.  Оплатить все расходники и предоставить часть техники согласилась Panasonic — компания таким образом хотела прорекламировать свою новую камеру в коллаборации с молодыми, творческими людьми. Также должна была быть пометка с указанием, при чьей поддержке создан проект.

 

Но была одна трудность, с тем, кто выделит крышу для осуществления столь масштабного проекта. И вот через знакомых Покрас и Валяев вышли на более смелых управляющих: московского кластера «Красный Октябрь». Они согласились предоставить для арт-эксперимента крышу бывшей кондитерской фабрики. В 2015 году за несколько дней почти круглосуточной работы Покрас создал огромную работу – расположенные по кругу зашифрованные надписи, которые охватывают всю площадь крыши в площадью 1625 м².

 

Не менее популярной и помпезной работой Покраса Лампаса являлась граффити для фестиваля Stenograffia в Екатеринбурге (8 июля 2019 года), которая вызвала волну негодования у верующей части населения. Художник вписал «Супрематический крест» на площади Первой Пятилетки цитату из манифеста Казимира Малевича (площадь составила 6 686 м², работа над ним заняла 3 дня). Но не долго прожило это творение, коммунальные службы повредили работу, залив её гудроном. 

 

Спустя месяц было объявлено о восстановлении арт-объекта, но теперь, по требованию протоиерея Всеволода Чаплина, активизировались местные православные активисты. 26 августа 2019 года они устроили акцию против восстановления граффити. Активисты выстроились в линию в футболках с надписями, получилась фраза: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». Среди верующих нашелся особенно «любящий и милосердный», который прямо заявил: «Я измажу площадь кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию!». Но главная претензия оскорбившихся состояла в том, что люди будут «ходить ногами по символу христианства». Один из лидеров секты царебожников скандально известный схиигумен Сергий (Романов) опубликовал в Youtube свою проповедь против арт-объекта, назвав его «попранием святыни». Критик христианства публицист Александр Невзоров и оппозиционный политик Алексей Навальный раскритиковали эту проповедь и активистов. 

В сентябре было сообщено, что эскиз произведения был незначительно изменён автором «без потери эстетических качеств». 

 

«Было очень интересно видеть дискуссию о работе, и [не было] ни одной попытки декодировать текст — при том, что он попал во все СМИ крупным планом, и возможность его прочесть была целый год».