БИБЛИОТЕКА ≠ ТИШИНА

Попасть на бесплатный курс к топовым мастерам по сценаристике, режиссуре,

дизайну?

Бесплатно читать книги на ЛитРес?

Бесплатно шить, лепить, изучать

языки, каллиграфию, скульптуру?..

Да после этого интервью с Юлией я сразу же

пошла и оформила себе читательский и подписалась на инстаграм библиотеки.

Проявляла интерес Даря Белая
Рассказывала Юлия Коваленко
Библиотека «Лиговская» — не совсем типичная. Когда я впервые здесь оказалась, я обалдела. Это такое удивительное пространство, где разворачивается активный движ, развиваются молодые инициативы. К чему вообще стремятся современные библиотеки?
Библиотека «Лиговская» — один из филиалов МЦБС им. М.Ю. Лермонтова. Мы находимся в центре Петербурга в пяти минутах ходьбы от метро «Лиговский проспект». Очень удобное месторасположение для такого пространства. Многие библиотеки сейчас ориентированы на создание пространства для работы: бесплатный вайфай, читальный зал. Для этого нужно просто иметь читательский билет. Его оформление занимает буквально пять минут — заполнить анкету
и показать паспорт.

Также библиотека предоставляет доступ к«ЛитРес». С читательским билетом можно сделать аккаунт и бесплатно читать онлайн книги, которые есть в фонде.

«Открытые мастерские» — сектор библиотеки «Лиговская», руководитель которого
Анастасия Емельянова. Это пространство образовалось в 2013 году. Постепенно стало
местом, где люди могут друг с другом свободно взаимодействовать и учиться новому. Здесь художники и мастера бесплатно проводят мастер-классы по керамике, шелкографии, тай-дай, каллиграфии, шитью, кожевенному делу, графике и др. Для участия в любом из этих курсов не требуется специальных навыков или денег – обучение проводится бесплатно и ориентировано на то, чтобы познакомить наших гостей с тем или иным художественным ремеслом, которым они прежде не занимались. Также мы регулярно организовываем лекции и выставки современного искусства.
Кстати, о выставочном пространстве! Там ведь недавно проходила ваша выставка?
Да, это вышло почти случайно. Так совпало, что выставочный план в «Открытых Мастерских» был прописан до ноября. А декабрь оказался пустым. Я, как сотрудник библиотеки, начала искать художников. Но в декабре у всех было либо множество своих проектов, либо уже не было сил. И тогда я решила создать свою экспозицию. Время на подготовку — 2 недели. Благо, у меня уже была в голове сформирована концепция и даже какие-то наработки. Я хотела создать такой «дзен-сад» — место, где можно будет расслабиться. Где много камней, зелени, фотографий, и будет возможность с ними как-то взаимодействовать.

Подумала, что одна я не справлюсь, поэтому предложила своей подруге Дарье Суворовой, с которой мы вместе учились в
Институте культуры. Она фотограф и часто путешествует. Особенно красивые пейзажи ей удается снимать на Камчатке. Это её любимое место. В какой-то момент к нашей выставке присоединилась Ольга Быстрова. Она печатала силуэты камнем с помощью линогравюры. У нас совпали представления о камнях, как о личной «практике».
Почему именно камни?
Для меня камни уже давно обрели сакральный смысл. Интересно наблюдать за собой, когда идёшь по горе и несёшь камень. Причём ты не можешь забрать с собой все, даже если они очень красивые. Необходимо сделать выбор среди множества камней, ибо вес большой, а в долгих пеших походах даже лишнюю вилку положить — такое себе удовольствие.

И во время походов эти пирамидки из камней выстраивают не только для красоты, но и чтобы люди видели маршрут. Когда мы последний раз ходили в Хибины, там был перевал, где тропы вообще не видно, и опытные люди обозначали тропу пирамидками.
Когда я загорелась идеей делать пирамидки в городе, долго думала, где продают камни.
Оказалось, недалеко от дома на Парнасе есть склад камней, где просто тонны разных пород — чтобы облагораживать участки, строить дома. Но и в розницу камни продают. На меня там все смотрели очень заинтересованно, когда я бегала между мешков и выбирала по одному камешку.

В итоге при монтаже выставки не возникло сложностей: мы точно знали, как должна выглядеть композиция, и подвесили камни за пять дней. На открытии мы приглушили свет и добавили небольшую подсветку для камней и растений на тросах. Всё вместе это получилось садом, где можно взаимодействовать с камнями. Мы не старались навязать посетителям выставки наше видение того, что они должны были там найти. Главное — почувствовать. Каждый мог
увидеть что-то своё.

Были отдельные зоны, где прямо написано «пожалуйста, сделайте пирамидку». А самое прикольное было, когда пришло много детей, и они без разъяснения сами поняли, что нужно делать, и сразу из всех камней начали собирать пирамидки — родители не могли их оттуда оттащить.
Камни в своей сущности — это большая история земли, с геологической точки зрения, а каждый отдельно взятый камень может стать историей одного человека с его мыслями. Мне хотелось, чтобы люди, которые пришли на выставку, могли просто расслабиться и прикоснуться к условной вечности.

Мы рассматривали разные варианты названия выставки, одним из них было «Тишина». Когда я перебираю камни, то сразу погружаюсь в себя — будто мысленный поток останавливается в голове, и ты просто испытываешь большое наслаждение от формы, от тактильности. Это странное состояние, которое отделяет меня от всего происходящего, от суеты вокруг. Это похо-
же на медитацию.

И, кстати, документальная фотография, которой я занимаюсь, —особый вид съёмки, когда ты не вторгаешься в происходящие вокруг процессы. Наблюдение. Тебе нельзя взаимодействовать с происходящим. Пирамидки из камней и наблюдение через камеру — для меня одно и то же:
мозг переходит на какую-то другую ступень. Многие, кто занимается медитацией, описывают этот процесс как погружение в «наблюдение», «созерцание». В итоге мы назвали выставку «Дхьяна» — это индуистский термин для практики, направленной на созерцание. Сердечная чакра, которая помогает открываться всему новому и пропускать его через себя.
Если ты понимаешь, о чём говоришь, если ты сам себе веришь, то как тебе могут не поверить?