«BALLARE» ЗНАЧИТ — «ТАНЦЕВАТЬ»

Учился танцевать Александр Савриков

Как много мы знаем о балетном искусстве? Для меня, как и для многих друзей и знакомых, слово «балет» зачастую ассоциируется исключительно с балеринами в пачках. Но оказывается, в переводе с итальянского «ballare» — танцевать. И любой танец, даже русский народный, условно, можно назвать балетом. Но значит ли это, что дверь в балет открыта людям в любом возрасте? За ответом я обратился к Дилором Ахмедовой — артистке балета, балетмейстеру, руководителю авторской школы­-студии.

Дилором, как вы оказались в балете? Что вас привело в балет?
Одна из моих бабушек — народная артистка Советского Союза, артистка театра и кино. Моя мама когда-­то танцевала, по её словам, мне это передалось, потому что я танцую с трёх лет. Позднее меня привели в балетную школу. Далее, по рекомендациям моего педагога, я поступила в училище искусств на хореографическое отделение.


Ранее советский балет являлся лучшим в мире. Как ситуация обстоит сейчас? Успешен ли он, ходят ли люди в театры?
Было время, когда мы были лучшими. Но уровень упал. Раньше существовало понятие «амплуа», каждый артист работал в соответствии с ним. К тому же в хореографические учебные заведения старались брать исключительно талантливых детей, сейчас набор иногда происходит по знакомству, где ­то даже за деньги. Но люди ходят, безусловно.

 

Такая проблема только в России?
Это проблема мировая. Но, по сравнению с остальным миром, мы всё равно на уровень выше. За границей труппы содержатся на деньги спонсоров, у нас в большинстве своём поддержка государственная. Что самое интересное, за границей, если спонсоры богатые, то стараются приглашать артистов — выпускников бывшего СССР. Ведь, в отличие от других стран, наша балетная школа ещё сохранилась, причём во всех 15 республиках.

 

Скажите, что больше в балете — спорта или искусства? Ведь если артисту драматического театра можно быть немного «в теле», то артисту балета такое не позволительно, он тренируется, словно настоящий спортсмен-­олимпиец.
Конечно, это искусство. Представленная выставка, называющаяся «Балет сегодня, завтра и всегда», как раз несёт цель показать ту «балетную кухню», которую не видит зритель. Наш ежедневный труд, работу над собой, так как артист балета должен быть всегда в хорошей форме.

 

Как проходят будни артистов балета?
Рабочий день начинается с класса. Классом мы называем час, в течение которого артисты разогреваются у станка и на середине (полный комплекс различных танцевальных движений — прим. ред.), готовятся к дальнейшим нагрузкам. Дальше уходят артисты на репетиции.

Вы хотите сказать, что занятия проходят каждый день?
Да, ежедневно, кроме одного дня. Один день в неделю выходной.

 

Наверняка артисты вынуждены сидеть на диетах, чтобы поддерживать себя в форме?
Организм у всех разный: кому-­то приходится сидеть на диете, а кто-то может позволить себе любую пищу, жирную или сладкую, даже на ночь, и не набирать при этом вес.

 

В интернете можно найти фотографии ног балерин, разбитые в кровь, пальцев в ужасном состоянии. Это не преувеличение, на деле всё обстоит так же?

Нагрузки достаточно большие, да. Однако, ноги будут находиться в ужасном состоянии, если им не уделять должного внимания: массажи и ванночки, например. Также совершенствуется технология изготовления пуантов (специальных балетных туфель с твёрдыми носками — прим. ред.).

 

Для достижения высот в балете нужен врождённый талант, или можно прийти в школу и стать прекрасным артистом? Чем, помимо прекрасной физической формы, должен обладать артист для попадания в труппу?
Бывает, что артист со средними данными благодаря своему трудолюбию добивается высоких результатов. Но и очень­-очень одарённого человека мы можем никогда не увидеть на большой сцене. Великая Галина Уланова, народная артистка СССР: «Талант — это 1% успеха, а 99% — это упорный труд». А вообще, обязательные условия для артиста: музыкальность, артистизм, чувство ритма и стиля, да и ещё много чего.

 

Поговорим о вашей балетной школе. Когда была создана? Какие танцевальные направления у вас преподаются? Проводите ли, помимо текущих, занятий мастер-­классы, семинары?

Балетная школа­-студия была создана в 1995 году. Её основными направлениями являются классический и народно — характерные танцы. Учебный процесс организован на основе методик и программ хореографических училищ с учётом возрастных особенностей детей и взрослых. Регулярно проводим мастер-­классы по классическому (классы и дуэтный танец), народно-­характерному танцам.

 

Мастер­-классы ведут педагоги вашей школы-­студии?
Мастер­-классы по классическому танцу ведёт наш педагог, солист Михайловского театра Владимир Цал, а мастер-­классы по народно­-характерному танцу веду я.
 

Каких возрастов в основном к вам приходят ученики, и как рано ребёнка нужно отдавать, чтобы он смог добиться каких-­либо успехов?
Балетная школа для любителей. Мы набираем детей с трёх лет и старше и взрослых любого возраста. Обычно, детей отдают в возрасте 5­6 лет.
 

Значит, я могу прийти к вам в свои 20 лет, и даже в 30? Или же на балете можно «ставить крест», если не пошёл на него с детства?
А также в 40, 50 и даже 60. Не надо думать, что в 30 лет поздно начать заниматься. Я знаю людей, которые прекрасно садились на шпагат, вставали в мостик в этом возрасте спустя некоторое время тренировок. Опять же, здесь всё зависит от индивидуальных особенностей человека. Начинать заниматься никогда не поздно. Однако важно какая у вас цель: если профессионально — это одно, если для себя — совсем другое.

 

Часто ли к вам приходят взрослые? Что ими движет? Они готовы к тяжёлым упражнениям? Ходить на цыпочках, например?
Постоянно приходят. Для желающих заниматься классическим и народно-­характерным танцами после 18 лет разработана специальная программа «Балет для взрослых», особенность которой в постепенном увеличении физической нагрузки. Для некоторых балет — мечта детства. Кто­-то приходит привести себя в форму. Некоторые занимаются «для души». Но у всех общее сходство — любовь к танцу. На пальцы мы ставим только по желанию. Программа занятий подбирается индивидуально, если человеку что­-либо физически сложно, то мы разрешаем этого не делать. Программа является более упрощённой, адаптированной для любителей.
 

Люди, которые приходят к вам заниматься исключительно в своё удовольствие, имеют возможность где-либо выступить?
Да, конечно! Мы участвуем в различных фестивалях, конкурсах именно для любителей. Но участие на концертах, фестивалях, конкурсах — только по вашему решению. В профессиональный балет уходят только те дети, которые изначально планируют идти в какую­-либо академию. Таких деток специально готовим к поступлению.


Влияет ли танец на личность человека, на его характер?
Приобщение к искусству танца позволяет постичь не только эстетику движения, но, прежде всего, помогает стать духовно богатым, творческим человеком. Для того, чтобы чего-­либо добиться в танцевальном искусстве, необходимо очень много трудиться, и благодаря этому развивается трудолюбие, усидчивость, терпение. Развиваются образное мышление, музыкальность, чувство ритма, память, улучшается осанка, координация и многое другое.
 

Жива ли ещё в людях тяга к «высокому»? Сейчас часто можно встретить людей, которые лучше сходят на очередную премьеру блокбастера, нежели в театр.

Помимо любителей кино, существует также и большое количество любителей театра, причём не только среди взрослых, но также среди детей и молодёжи. Спектакли ставятся с расчетом на публику разного возраста, есть постановки, рассчитанные в основном на детей, и наоборот.

 

Где можно увидеть балет в Петербурге?
Мариинский театр, Михайловский театр, театр балета им. Л. Якобсона, театр балета Бориса Эйфмана. Первые три являются театром классического балета, последний — современного.
 

Если бы не балет, то куда бы вы пошли?
Скорее всего, драматический театр. Из­-за влияния бабушки. Но в детстве я также хотела стать стюардессой. Мама с папой узнали, сказали: «Нет уж, лучше тогда балет».
 

Последний вопрос, расскажите о своём «месте силы», где вы восстанавливаете духовное равновесие, получаете удовольствие и наслаждение, просто находясь там.
Пожалуй, для меня это загородная прогулка с друзьями в горы, лес. Посидеть у костра или возле речки, озера, моря. Помимо этого, я очень люблю парки и дворцы Петербурга и его окрестностей, гулять в любое время года. Такие прогулки меня вдохновляют, обязательно придумываю что-­то новое.