Ах, Винтаж!

— Но твое платье совсем слегка старомодно.

— Что? Это винтаж, если ты не в курсе!

— Я в курсе. Но то, что это винтаж, еще не значит, что это красиво.

“Воображаемая любовь”, 2010. Реж. Ксавье Долан.


Винтаж. Всегда ли он красив и почему столь популярен? Мы поговорили с владелицами четырех магазинов винтажной одежды и аксессуаров и узнали у них, почему они любят ретро, какой стиль былых времен они предпочитают и кто одевается в их магазинах.

Сегодня очень легко затеряться в толпе большого города. Даже если вы одеты ярко, необычно, модно, вам кажется, что вокруг множество людей, одетых точно так же, не так ли? В таких условиях хочется чего- то более личного, индивидуального, чего-то с душой и историей.
Французский социолог Жан Бодрийяр в своей работе “Общество потребления” писал: «Приближаясь к идеальному эталону, то есть будучи «поистине самим собой», вы лучше подчиняетесь коллективному императиву и становитесь похожими друг на друга. Это дьявольское коварство и диалектика массовой культуры». Если после этих слов вам не хочется сказать: «Бодрийяр, отвали», если вам кажется, что одежда из масс-маркетов — это симулякры, лишь создающие иллюзию индивидуальности, значит, вы согласны с критикой общества потребления. И мы так же, как и вы, ностальгируем по тем временам, в которых еще не было Бодрийяра, масскульта, масс-маркетов и одинаковой одежды на вешалках в каждом шкафу. Поэтому сейчас именно то время, именно та мода, которую сейчас мы называем “винтаж”, помогает избежать копий, помогает выделяться.
Где можно найти настоящие ретро- сокровища? Мы рассказываем истории четырех петербургских магазинов, в которых продаётся такой разный, но такой красивый винтаж.
КРУАССАН
Санкт-Петербург,
5-я линия В.О., д. 54
Серьёзные попытки писать начались уже в старших классах, в это время появляется любовь — несчастная или счастливая. Позже в театральной академии (—Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) это увлечение стало уже более профессионально выливаться, потому что мы переехали в Петербург. Я услышала, что в зоне Аничкова моста, где-то в радиусе километра, находится невероятная энергетическая зона, где талант и творчество человека проявляется максимально. И тут я начала писать без остановки. Но то, что я профессионал или как-то приближена к профессионалам, мне дал понять конкурс Poetfest. До этого я писала, и мне казалось, что все творческие люди вокруг, тем более актёры, однокурсники, однокурсницы, такие талантливые, такие невероятные, такие глубокие. Поэтому я думала: «Ну пишу и пишу». Потом меня по хэштегу в Инстаграме нашла Надежда Кашафутдинова, организатор Poetfestа, и пригласила прийти. Когда я шла на этот конкурс, то не имела понятия, одержу там победу, или нет. Словом, я не знала, куда иду. Чувствовала себя немного неловко, нервничала. Я прочла 3 стихотворения и сразу же получила высшую награду — жюри тут же дают мне первое место. Потом какое-то время я занимала и другие места. Так что, да, то, что я пишу профессионально, мне дал понять только Poetfest, потому что в жюри были члены Союза писателей. Меня тогда пригласил прийти на следующую встречу президент Poetfestа Евгений Всеволодович Макаров. Он пригласил меня к себе в поэтическую школу, привёл в Союз писателей. Не только меня, но и многих других молодых и талантливых поэтов, чтобы обновлялась кровь. Молодую кровь очень жаждут и ждут в Союзе писателей. Евгений Всеволодович познакомил меня с главным редактором журнала «Рог Борея», Геннадием Булиным. Геннадий рассказал мне нюансы о дурном и хорошем тоне в поэзии, какие-то чисто технические моменты, которые, как бы сильно сейчас меня ни крыла эмоция, как бы ни зашкаливали чувства, я всё равно теперь сторонним наблюдателем включаю в погоне рифм, подсчитываю слоги. Я совершенствуюсь благодаря тем учителям, которые меня окружили. Хотя, если сравнивать меня с моими коллегами, то, наверное, я пишу не так совершенно, но у меня есть хитрость — актёрское образование.
KISSA
MARKET
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., д. 74, лофт-проект «Этажи».
В этом году премию Emmy в номинации «лучший телефильм» получил эпизод сериала «Черное зеркало» — «Сан Джуниперо». В нем две девушки, Келли и Йорки, встречаются в пляжном городе Сан Джуниперо в 87-м году. Этот эпизод и его атмосфера вернули нам ностальгию по 80-м и Белинду Карлайл.
Яркая Келли из Сан Джуниперо воплощает в себе 80-е, полные блесток, подплечников, яркого макияжа, химической завивки и начесов. А застенчивая Йорки — это романтичные 80-е: пастельные свитера и рубашки, естественный макияж, кашемир, кружево, гипюр, шифон, шелк. Такие 80-е прячутся не только на пляжах и в клубах Сан Джуниперо, но и в магазине «KISSA MARKET» в «Этажах».
Основательница «киссы», Саша Каролик, считает, что в России существует неправильное мнение о том, что такое винтаж. Часто такие вещи воспринимают как секонд-хенд, который у многих ассоциируется с советским прошлым, нищетой и старостью. Но только в определенных
кругах молодые люди хотят отличаться, они романтизируют стиль своих бабушек и дедушек, которые, конечно, не танцевали на Вудстоке, но носили одежду, способную сегодня выделить из толпы.
«Стиль нашей одежды — ностальгический, кукольный, женственно- мечтательный: блузки с рюшами и кружевами, бархатные платья, пастельные свитера, юбки с принтами, романтичные ночные рубашки и пеньюары, старинные свадебные платья, много розового, нежных оттенков, белого, денима», — говорит владелица магазина «KISSA MARKET».
Сама Саша любит одежду прошлых лет за ее оригинальность и то, что она — наглядное отражение того, как менялась мода. А в работе самого магазина Саше нравится процесс «охоты», то есть поиск красивых старых вещей по хорошей цене. По ее словам, это приносит море удовольствия и ощущение сбывшегося чуда.
Сначала Саша занималась только реселлингом винтажных и просто секонд-хенд вещей во ВКонтакте: создала группу, где люди с похожим вкусом помогают друг другу найти одежду и аксессуары, которых нет в обычных магазинах. Каждый, кто хочет продать какую-то вещь, может выложить фото в группу. Но только это не просто секонд онлайн, с помощью него не получится избавиться от надоевшей футболки из H&M. Каждая вещь на фото должна отвечать определенному стилю — от викторианских и эдвардианских мотивов до денима из девяностых.
Главное — это оригинальные сочетания или необычный крой. За ассортиментом следят модераторы группы и удаляют фото скучных или слишком масс-маркетовых вещей.
Затем Саше показалось логичным открыть собственный магазин, который бы сохранил ту же стилевую политику, но позволял ей быть не просто посредником. «KISSA MARKET» существует уже полтора года и значительно расширил свой ассортимент — кроме различных винтажных марок здесь можно найти и просто актуальные современные вещи секонд-хенд. Это помогает магазину сохранить свой стиль, но при этом быть более универсальным. В основном «кисса» предлагает одежду 70-х и 80-х годов — от стиля Изабеллы Росселлини в “Синем бархате” до школьных королев бала из “Керри” и Вайноны Райдер в “Смертельном влечении”.
Если описывать клиентку «киссы», то по представлениям владелицы магазина, — это студентка в тёмной одежде, длинном пальто, в укорочённых брюках, а на голове — берет.
OLD-BABY
Санкт-Петербург,
ул. Чайковского, 81Б
Владелица магазина «Old-baby» Анна Вас с детства воспитывалась в условиях соблюдения Рижского этикета, некоторой чопорности и старомодности. Сейчас ей удается совмещать старину и современность. По мнению Анны, винтаж отвечает требованиям женственности, и за это он ей нравится. Когда Анна была маленькой, то ее мама и бабушка шили одежду. А когда Анна выросла, то она стала продавать эту одежду, что оказалось интересно не только покупательницам, но и ей самой. И тогда Анна начала искать винтаж в разных городах и на разных рынках — так и появился магазин «Old-baby».
«Я занимаюсь этим пять лет. Мы начинали с домашнего магазинчика. Где бы я ни жила — у меня всегда была комната-гардеробная, куда приходили девушки, и мы мерили с ними платья, пили чай, гладили кошек и собак. Это было очень здорово. Потом мы открыли магазин, где кошки и
домашний уют стали обязательным элементом», — говорит Анна Вас.
В «Old-baby» продается не только винтаж, Анна не отказывается и от современной одежды. Она называет ассортимент своего магазина неовинтаж или new look по-диоровски, то есть только тренды, без нафталина. Анна продает те вещи, которые носила бы сама. Она аллегория своего магазина. К тому же Анна Вас работает стилистом и не случайно в социальных сетях именно сама владелица «Old-baby» предстает перед нами в нарядах, которые можно у нее приобрести. На этих фотографиях клиенты могут посмотреть, как, что и с чем сочетать. Поэтому типичная
покупательница «Old-baby», как и сама Анна, — девушка, которая не хочет одеваться в масс-маркете, она хочет выглядеть уникально, но при этом бюджетно. Но, вообще, по словам Анны Вас, в ее магазин приходят самые разные люди — студентки, городские сумасшедшие, трансвиститы, девушки с техновечеринок, крутые мамочки, старомодные
красавицы, хипстеры, в общем, девушки разных возрастов и вкусов. А теперь еще и парни.
«Все мои гости — удивительные и необычные. Я стараюсь узнавать истории каждого. Одни девочки — приехали из дальнего города, и столько всего у них интересного произошло, другие — абитуриенты. Третьи — снимаются в кино и берут у меня одежду, четвертые — носят винтаж каждый день, пятые — сочетают с современной одеждой и выглядят чудесно», — рассказывает Анна.
Анна Вас вместе со своим магазином «Old-baby» призывает девушек быть смелее, быть женственнее, но при этом оставаться собой. Потому что это самое важное. Но если имеешь дело с винтажем, необходимо быть аккуратной, чтобы выглядеть модной, а не пыльной. Так делает Лана Дель Рей. Певица взяла все лучшее от этого стиля — локоны в стиле Вероники Лейк или начес как у Присциллы Пресли, очки формы кошачий глаз, длинный маникюр и стрелки прямиком из 60-х, платья с пышной юбкой ниже талии.
Всегда ретро, но всегда разная, то она выглядит женственно, смело и модно, то воплощает образ скучающей домохозяйки с Манхэттена, то мечтающей об успехе актрисы из «Долины кукол», а иногда и простой соседской девчонки из пригорода.
Магазин винтажных украшений «More is more» для тех, кто так же не любит и не понимает моду на минимализм, как и его владелица — Аня Кольцова. More is more — это цитата певицы Kelis, которая в одном своем интервью признается в том, что минимализм — это не ее, ни при каких обстоятельствах, ни в моде, ни в еде, ни в интерьере, больше есть больше. Посмотрев это интервью, Аня поняла, что она не одинока в этом мире повальной моды на минимализм и в честь этой победы решила так и назвать свой магазин — больше есть больше, more is more.
Основной ассортимент «More is more» составляют винтажные украшения и аксессуары от Dior, Givenchy, Bloomingdales, Anne Klein, Nina Ricci, Trifari, Yves Saint Laurent. Здесь можно найти и клипсы от Givenchy за 6200 рублей, и брошь за 1700, и колье от Anne Klein за 3900. В своем выборе магазин не ограничивает себя в рамках какого-то определенного стиля: здесь есть и классические украшения, и бунтарские. Чего в них точно нет, так это минимализма.
Последние семь или восемь лет Аня собирала винтажные украшения. С 13-ти лет она покупает у бабушек жестяные коробочки, значки, платья. И в какой-то момент она совсем перестала одеваться в масс-маркете и теперь не понимает, как можно покупать новую одежду, когда есть старая, которая гораздо лучше.
«И очень редко, когда я не получаю комплименты насчет своих винтажных вещей», — говорит основательница «More is more».
Украшения, в основном, Аня привозит из Америки. Что-то она нашла в Копенгагене, а что-то — в Берлине. Аня говорит, что в США меньше всего подделок. Их легко можно узнать по цвету, структуре, тяжести металла, маркировке, гравировке, покрытию, если уже имеешь опыт работы с настоящими оригинальными сокровищами. Украшения прибывают в Россию, а затем и в руки покупательниц не просто из-за границы, а прямиком из 80- х. Именно тогда была мода на большое количество золота. Конечно, кому-то хочется просто приобрести красивый аксессуар от Dior, но для кого-то важна долгая история украшения, которого больше не будет ни у кого. Представьте, что на вас надеты клипсы, которые когда-то были на голливудских старлетках, а, может быть, и на самой Жаклин Кеннеди или Катрин Денев. На самом деле, это не важно. Пусть их носила не самая знаменитая женщина, но зато она точно чувствовала себя уверенно. Аня считает, что у ее украшений прекрасная волшебная аура, которая задает тон и внешнему виду, и настроению. Ведь то, что мы носим, очень сильно влияет на нас.
Кстати, «More is more» расширяет свой ассортимент и теперь предлагает не только украшения, шарфики и сумки, в магазине появились кашемировые бадлоны oversize и шелковые рубашки.
Магазин Ани работает только онлайн и пока только в instagram, потому что она заинтересована работать не на один город, а доставлять радость женщинам по всей России и даже по всему миру. Среди ее покупателей есть жители Владивостока, Сургута, Ростова, Бостона, Флоренции. Недавно в «More is more» приобрела классические жемчужные клипсы для своей свадьбы Полина Сохранова, главный редактор российского Cosmopolitan. Среди клиентов Ани Марина Чуйкина, владелица московского “STROGO vintage”, и бренд-менеджер марки My812 Ксения Шабалина, которая вошла в десятку самых модных девушек Петербурге, по версии журнала Elle.
Аня рассказала, что мужчины спрашивают ее, не ожидаются ли в будущем аксессуары и для них. Но владелица хочет работать только с женщинами (или мужчинами, которые покупают украшения для женщин) вдохновлять их, дарить им счастье через собственное видение красоты, давать им почувствовать себя королевами в винтажных украшениях от Dior и Givenchy.