Твои руки

Общалась ЕЛИЗАВЕТА АРДАШОВА
Фотографии из архива КСЕНИИ СУЛЬДИНОЙ

Ксения Сульдина — фотограф, автор проекта «Твои Руки», в котором она запечатлевает руки людей разных сфер деятельности и предметы их профессиональной жизни. Мы поговорили с ней о рождении идеи, трудностях, страхах и влиянии других.

Когда вы начали фотографировать? Что вас на это подтолкнуло?

 

Как-то моя подруга забыла у меня фотоаппарат, старый непрофессиональный Nikon. Немного пощёлкав, я поняла, что мне это нравится. Потом сестра отдала мне свой Canon 1000d, и пошло-поехало. Можно, конечно, порассуждать философски и сказать, что из-за своей низкой самооценки я пыталась найти прекрасное вокруг и показать это миру. А может, мне было просто прикольно, что все хотели со мной общаться, хоть и из-за новой аватарки.

 

 

Значит, вы всегда больше фотографировали людей?

 

Мне никогда не нравилось снимать пейзажи или натюрморты. Раньше это было неосознанно, сейчас же я поняла, что мне нравится снимать именно людей, потому что за секунду ты можешь получить разные и непредсказуемые кадры, а природа ведь такая скучная. Стой три часа на одном месте, и ничего не поменяется. Исключением, конечно, является проект «Твои Руки». Но он ведь опять-таки про индивидуальность — каждый кадр будет непохож на другие, от слова «совсем». Природу, кстати, я несправедливо обидела. Она для меня скорее как аксессуар, как украшение на девушке. Сними его отдельно — красиво, да. Но сними его на красивой девушке, и это уже совсем другая история.

 

 

Вы сказали, что проект «Твои Руки» является исключением. Почему? Что его отличает от других ваших съемок?

 

Это конкретная постановка. Я люблю снимать и снимаю в основном живые портреты. Портрет— тоже постановочный кадр, но я стараюсь так работать с человеком, чтобы это были самые настоящие и живые кадры, соединение репортажа и журналистики.

А кто задумывает постановку для проекта «Твои Руки», вы сами?

 

В этом вопросе мне приходится полагаться на участника проекта. Я не могу знать тонкостей всех профессий. А одна из идей проекта в том, чтобы человек, который занимается тем же, что и герой на фото, посмотрел и сказал: "Блин, да, всё именно так и есть!"

 

 

А кто эти участники? Вы их находите, или они находят вас?

 

Сначала был элементарно пост на моей стене во «Вконтакте», где я написала, что ищу людей любых профессий, которые хотели бы поучаствовать в интересном проекте. Потом после первых кадров интерес еще больше возрос и люди находили меня сами всегда. Несколько раз было так, что я придумывала и находила конкретные профессии и занятия, а потом уже людей.

 

 

Расскажите про идею и её воплощение.

 

История её возникновения довольно прозаическая. Как-то раз я пошла курить в подъезд и заметила, что у меня красивые запястья, что это вообще очень изящная часть тела. Подумала — почему бы не снимать руки людей, они же такие красивые. За полгода мысль разрасталась, а полный её облик возник, мне кажется, с первым фото. 

 

 

То есть изначально этот проект был чисто эстетической задумкой?

 

Да-да, никакого смыслового посыла не предполагалось. Просто красота рук. Дальше я додумала, как из этого сделать что-то уникальное и красивое — эдакая коллекция профессий через руки и атрибуты деятельности. Не то чтобы я сидела и думала, просто однажды перед сном, как обычно и бывает с хорошими идеями, это само пришло в голову.

Насколько сильно изменился ваш проект со временем? Во всех аспектах: техника, взаимодействие с героями, отдача?

 

Изменился он, честно говоря, не в лучшую сторону. Одной из главных моих ошибок, я думаю, было то, что я попыталась увести его в коммерцию. Не думаю, что коммерция как таковая — это плохо. Возможно, слишком рано, а возможно, в моём случае коммерция убила художественность. Сейчас проект мертв. Я стараюсь думать, что он просто «спит», но разбудить его у меня не получается. Необходимо, наверное, воскрешение, то есть начало с нуля. Отдача… я поняла, что для меня главное — чтобы людям нравилось.

 

 

Поговорим о вашем проекте как о чём-то свершённом. Сколько времени у вас уходило на съёмку?

 

Час–полтора, но это не учитывая, сколько мы договаривались онлайн. Самое долгое — это разложить кадр.

 

 

Кто был самым запоминающимся персонажем?

 

Было несколько интересных персонажей, из звёзд — Noize MC, Сплин. Но по закону подлости карта памяти удалила именно эти кадры. Так что могу назвать одну из самых запомнившихся съёмок, где я почти левитировала над водой — я снимала на плавающем деревянном мостике, который друзья считали забавным раскачивать. Это руки игрока в каякинг.

 

 

Вы упомянули известных личностей. При каких обстоятельствах вы их снимали?

 

Для проекта я снимала на Доброфесте, это музыкальный фестиваль под Ярославлем, где я живу. С некоторыми я договорилась, но до съёмки дело так и не дошло в силу их загруженного графика и моего географического нахождения.

 

 

А есть какие-то принципиальные отличия в съёмке обычного человека и известного?

 

С известными людьми сложнее договориться о предметах — не заставлю же я их везти кучу всего. Все работы с ними я снимала спонтанно на фестивале, там и предметов-то никаких не было. Ну и некоторое волнение ещё, конечно.

 

 

Как вы думаете, вы узнали их с другой стороны, пока снимали?

 

Чтобы узнать с другой стороны, надо знать с первой. Я не снимала сильно медийных личностей, так что знала я их исключительно по творчеству.

А у вас есть кумиры в области фотографии?

 

Есть фотографы, чьи работы нравятся, но кумиров я зареклась себе не создавать.

 

 

А что вас вдохновляет? И на фотографию, и вообще.

 

Больше всего — успех других, наверное. Если я вижу чужой успех, меня это подстёгивает творить и становиться лучше, чтобы тоже добиваться успехов. Даже неважно, знакома ли я с ними лично или нет. Но успех знакомых, наверное, воодушевляет немного больше, потому что я лично вижу этот прогресс и понимаю,что все мы начинаем с нуля.

 

 

Кстати, о начинаниях. Вы не боялись начинать, зная, что поле фотографии уже кишит как людьми талантливыми, так и теми, кто просто хочет на этом заработать?

 

Если бояться что-то начинать, то зачем вообще жить? Когда я начинала, об этом совсем не думала и не думала, что с этим свяжу жизнь. Оно как-то само получилось. Нужно просто делать хорошо и всегда стремиться к лучшему, нет предела совершенству. Конечно, иногда такие мысли проскакивали. Не буду отрицать — конкуренция довольная большая, да и в наше время телефоны уже снимают не хуже многих камер, а то и лучше. Но в итоге поняла, что всегда найдется спрос, если что-то делаешь и делаешь хорошо. А иногда даже и на плохое спрос есть.

 

 

А как вы для себя разграничиваете хорошо и плохо?

 

В плане того, что я делаю? Я умею разграничивать, но не могу утверждать, что у меня получается избегать плохого.

 

 

А что бы вы посоветовали новичкам в этой области? И вообще людям, которые пытаются себя найти?

 

Пробовать. Снимать, снимать и снимать. Теория — это хорошо, но решает всё только практика. Хорошо в конкурсах участвовать, соперничество очень мотивирует.