рисованные истории

Беседовала МАРГАРИТА КАЗАКОВА

Иллюстрации ВАРВАРЫ ПОМИДОР

Варвара, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы стали иллюстратором?

 

Рисовала я с самого детства. Всегда знала, что буду художником. Когда окончила художественную школу, думала поступать на живописное отделение, но моя тётя, будучи художником-­дизайнером, сказала: «Художником ты можешь быть всегда, предлагаю поучиться на дизайнера». И вот я окончила графический дизайн Серовского училища, теперь оно им. Рериха, а потом и Мухинскую академию, сегодня им. Барона Штиглица.

 

 

Какие книги вы иллюстрировали? Наверняка не только детские, верно?

 

Получив диплом, работала в дизайн­-студии, но очень хотелось просто рисовать, поэтому всегда был под рукой небольшой альбом. В это время фирма молодёжной одежды Befree запустила серию блузок, юбок и пиджаков, расписанных художниками. Мне тоже предложили поучаствовать. Получились классные авторские изделия. Потом появилась серия графических пастельных работ, к которым я подобрала случайные фразы, и получилась книжка «Мы просто не говорили ни слова». Спустя какое­-то время директор «Бумфеста» Дмитрий Яковлев попросил нарисовать для фестиваля знак и логотип. Когда мы закончили работу, Дима спросил, умею ли я рисовать комиксы. Я ответила, что нет и не очень-­то знаю, что это такое, но с удовольствием попробую. Только мне словосочетание "рисованные истории" больше нравится, оно точнее подходит к тому, что я рисую.

 

 

Когда вы стали работать непосредственно с авторами?

 

Одной из первых, кто меня пригласил как иллюстратора, была Даша Агапова, идеолог и организатор «Детских дней в Петербурге». Раз в год выбирается 20 музеев, и в дни осенних каникул проводят для детей специальные образовательные программы. На выбранную тему разрабатываются маршруты с заданиями. Моя задача как художника и дизайнера была сделать интересный и понятный маршрутный лист, как карту, в которой есть указания, куда идти, что смотреть, задания, вопросы и познавательная информация, чтобы детям было интересно. В этом помогли и мои умения в дизайне, потому что надо было и сверстать, и собрать, и придумать что и где располагается. Одна же из первых книг, которую я проиллюстрировала, была «Маруськины рассказы» по заказу МЧС. Её целью было ненавязчиво рассказать детям о безопасности.

 

 

Такие проекты сами вас находят?

 

Да, всё идёт само. Когда-­то я посылала книжку в издательство «Самокат» со словами: «Напечатайте, пожалуйста». Около 10 лет прошло. Но три года назад издательство само прислало мне текст с вопросом: «Не хотите ли проиллюстрировать вот эту книжку?» Конечно, хочу! Думаю, не нужно долбиться в стену, но и на месте сидеть нельзя. Просто стоит заняться тем, что очень нравится.

 

 

Почему именно детские книги?

 

Мне кажется, книги, которые я иллюстрирую, не совсем детские. Просто мы все в душе, в той или иной степени, дети.

 

 

Может быть, это как с книгой «Маленький принц»? Можно читать в любом возрасте, но чем старше ты становишься, тем больше понимаешь.

 

Да! Совершенно точно! Мне кажется, что настоящая литература, если это искусство, понятна для всех, она многоуровневая. Например, Эрмитаж  — ты приходишь в него в разном возрасте и всегда находишь что­-то ценное для себя. Когда смотришь «Ёжика в тумане» — это ведь совсем не детский мультик, он серьёзный, но с простой историей без накрученного сюжета и приключений. Ему созвучен «Простодурсен». Один идёт в гости к другому — как просто. И в то же время, как много можно почувствовать и понять из того, как рассказана эта простая история.

 

 

Выбираете ли вы книги перед тем, как иллюстрировать?

 

С книжками такого не было. У меня не было работы, от которой я бы отказывалась. Ведь всегда находишь то, что может быть интересным в книге. Ну а с «Простодурсеном» мне просто очень повезло. Это была первая большая книжка, которую я проиллюстрировала. И она на все 100% отвечает моему внутреннему миру. Как только прочитала, сразу увидела героев. Работала над ней в общей сложности больше года. Это было гармоничное проживание и работа, даже не работа, а дело для души.

 

 

Перед тем, как показать иллюстрации автору книги, вы советуетесь с детьми?

 

Да, у меня есть эксперт — дочка Аглая. В книге была героиня, которую я хотела сделать лысой, но Аглая подсказала мне, что это плохая идея. Конечно, в таких нюансах дети помогают. Ещё я учусь у них лёгкости в рисовании, их очень своеобразному взгляду на мир и часто его неожиданному изображению. Но, по большому счёту, мои работы — это всё-­таки отражение моего мира и моего восприятия.

 

 

На ваш взгляд, в наше время дети стали реже читать книги?

 

Книга не вымирает. Безусловно, эту культуру надо поддерживать и прививать любовь к чтению, но мне кажется, что всегда бывает мода на что-­то новое, в данном случае на электронную книгу. Человек стремится к новшеству, ведь иначе не будет прогресса. Он влюбляется в него, проживает и переживает, а потом в какой-­то момент утихает, всё встаёт на свои места. У меня дочка как-­то подошла к мужу, который читал книжку из библиотеки, и сказала: «Какой аромат! Мама, я теперь буду читать книжки только из библиотеки!»

 

 

Что вас вдохновляет?

 

Всё! Иногда кажется, что будешь сидеть целый день дома, работать, и никуда больше не пойдёшь. Но часто это неправильно, ведь когда ты выходишь на улицу, видишь вокруг дома, людей, совершенно несвязные вещи дают какие­-то находки той мысли, которая сидит у тебя в голове. День, проведённый дома, может ничего не дать, а такие выходы полностью наполняют новыми идеями. Иду в кино и обращаю внимание на моменты, которые пригодятся в работе. Просто иду по улице, смотрю, как выпал снег, или как замёрзла речка, или как утки плавают группкой. Рождается много размышлений — именно это вдохновляет.

 

 

Но мы всё­-таки люди взрослые, дедлайны никуда не деть. Что делать, когда нет идей? Есть ли какие-­то рецепты?

 

Во­-первых, не унывать. Сама себе это говорю! Во-­вторых, часто бывает так: «Я творческий человек, у меня много работы, нет времени ни на что другое, просто не успеваю». Но так мы себя ограничиваем, замыкаемся. Даже полезно отвлекаться от работы и вырывать себя из погружённости в проект. Когда ты работал, но пришлось, например, уйти за ребёнком в школу, возвращаясь обратно, ты по-­новому посмотришь на то, что делал, и увидишь, что нужно исправить, доделать, переделать. А перед тем, как уйти, ты думал, что ничего не получается, и не знал, что с этим делать.

 

 

Поделитесь вашим местом силы.

 

Последнее время меня тянет на природу. В городе вдохновляют цвета домов, реки, каналы, дворы. Мне всегда нравился город именно в дождь. Интересно, что цвета наших домов подобраны так, что смотрятся очень гармонично на фоне серого
и пасмурного неба. Петербург — особенный. Но поразительно, что со временем тянет именно за город. Хочется видеть дали, просторы и живое вокруг себя. У природы удивительно получается выживать и возрождаться.